Том IV. Music of Mystery and Imagination
Вып. 1. «Волшебное озеро» (А.К. Лядов)
Сначала - несколько слов о воде (вообще) и об озерах (в частности).
Федор Сергеевич Капица, «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы»
В народных представления вода - одна из основных стихий мироздания… Вода была источником жизни и одновременно обладала огромной разрушительной силой. Поэтому в отношении к воде всегда соединялись два чувства - страх и благодарность. <…> Воду рассматривали как своеобразную границу между миром людей и “тем светом”. Именно через воду в большинстве мифологических систем проходил путь в загробное царство, где обитали души умерших и разнообразная нечистая сила. <…> Страх человека перед разбушевавшейся стихией отразился в поверьях о том, что в воде обитают водяные, русалки и черти…
Анатоль Франс, «Пчелка»
Озеро лежало перед ними в глубине долины, округлые склоны которой мягко спускались к серебристым волнам, словно замыкая их в громадную чашу из цветов и зелени. Там оно лежало, чистое и спокойное, и уже было видно, как колышется зелень на его пока еще неясных берегах. Но среди густых зарослей, на склонах долины, не видно было никакой тропинки, которая вела бы к этим прекрасным водам. <…> Озеро вдруг появилось перед детьми во всей своей томной и молчаливой красе. Ивы курчавились по его берегам нежной листвой. Камыши покачивали свои гибкие мечи и бархатные султаны; они казались зыблющимися островками, вокруг которых водяные лилии расстилали свои широкие листы сердечком и цветы с белыми лепестками. А на этих островках стрекозы с изумрудными и сапфирными тельцами и пламенными крыльями чертили в стремительном полете резко обрывающиеся кривые. И дети с наслаждением погружали свои разгоряченные ноги во влажный песок, поросший густым хвойником и остролистым рогозом. Кувшинки посылали им аромат своих мягких стеблей, вокруг них папоротник покачивал кружевным опахалом у края дремлющих вод, а над ними сияли лиловые звездочки Иван-чая. <…> Озеро дремало, укрытое густой кроной листвы. Тонкий пар мягко стелился над водами. Внезапно меж ветвей выглянул месяц, и в тот же миг волны заискрились блестками. Жорж отлично видел, что эти блестки, сверкавшие в воде, были не только дробившимся отражением месяца: он ясно различал какие-то синеватые огоньки, которые приближались, покачиваясь и переплетаясь, словно они кружились в хороводе. Скоро он разобрал, что все эти огоньки дрожат на белых лбах прекрасных женских головок. И вот уже эти головы, увенчанные водорослями и раковинами, плечи, по которым рассыпались зеленоватые волосы, груди, блестевшие жемчугами ниспадающих покрывал, поднялись над волнами. Мальчик узнал ундин и отпрянул, пытаясь убежать. Но бледные и холодные руки уже подхватили его и, несмотря на его сопротивление и крики, повлекли сквозь глубокие воды в галереи из хрусталя и порфира…
Иван Антонович Ефремов, «Озеро горных духов»
Красота этого места… издавна привлекала человека, но какие-то непонятные силы часто губили людей, приходящих к озеру… Интересно, что озеро красивее всего в теплые, летние дни, и именно в такие дни наиболее проявляется его губительная сила. Как только люди видели кроваво-красные огни в скалах, мелькание сине-зеленых прозрачных столбов, они начинали испытывать странные ощущения. Окружающие снеговые пики словно давили чудовищной тяжестью на их голову, в глазах начиналась неудержимая пляска световых лучей. Людей тянуло туда, к круглой конусовидной горе, где им мерещились сине-зеленые призраки горных духов. Но, как только добирались люди до этого места, все исчезало, одни лишь голые скалы мрачно сторожили его. Задыхаясь, едва передвигая ноги от внезапной потери сил, с угнетенной душой, несчастные уходили из рокового места, но обычно в пути их настигала смерть. Только несколько сильных охотников после невероятных мучений добрались до ближайшей юрты. Кто-то из них умер, другие долго болели, потеряв навсегда былую силу и храбрость. С тех пор разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем. Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом берегу, где происходят сборища духов, и не растет ничего, даже трава...
Джон Р.Р. Толкин, «Властелин Колец»
Путники наклонились над темной водой. Сначала они ничего не увидели. А потом в сине-зеркальной поверхности проступили серебристые блестки звезд - хотя на небе сияло солнце - и снежные шапки высоких гор. Путников озеро почему-то не отразило, и они в смущении отошли от берега. - Здравствуй и прощай, Заповедное Озеро! - низко поклонившись, воскликнул Гимли
Эдгар Аллан По, «Падение дома Эшер»
…Я направил лошадь к обрывистому берегу черного, мрачного пруда, недвижно блестевшего перед домом, и посмотрел вниз, - но трепет, еще более настойчивый, охватил меня, когда я взглянул на измененные, опрокинутые отражения седой осоки, призрачных деревьев и подобных глазным впадинам окон. И, однако, я предполагал прожить в этом обиталище печали несколько недель. <…> Я в ужасе бежал из этой комнат и из этого дама. Буря все еще свирепствовала в своем неистовстве. Я пересекал старое шоссе, как вдруг вдоль дороги блеснул странный свет, и я обернулся, чтобы посмотреть, откуда может исходить такое необыкновенное сияние, потому что за мной не было ничего, кроме обширного дома и его теней. Свет исходил от кроваво-красного полного месяца, который, опускаясь к горизонту, ярко блистал теперь через расщелину, прежде едва заметную и проходившую, как я говорил, в виде зигзага от крыши дома до его основания. Пока я глядел, эта расщелина быстро расширялась; смерч поднялся с новой силой; шар месяца целиком предстал моим глазам; голова моя закружилась, я увидал, что мощные стены распадаются, рушатся; послышался долгий бушующий шум, подобный возгласу тысячи источников, и темные воды угрюмо и безмолвно сомкнулись над обломками Дома Эшер
От слов - к делу. «Волшебное озеро. Сказочная картинка», соч. 62 - одно из самых известных сочинений замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Сам автор относил его к числу наиболее удачных творений: «Ах, как я его люблю! Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!». Несмотря на импрессионистскую расплывчатость, оно покоряет тончайшим, завораживающим своей красотой звучанием...
Вашему вниманию предлагаются 5 стереофонических записей «Волшебного озера»:
[1] 1963 г. Кливлендский оркестр, дирижер Дж. Сэлл [06’05]
[2] 1970 г. ГАСО СССР, дирижер Е.Ф. Светланов [07’12]
[3] 1985 г. Словацкий Филармонический Оркестр, дирижер С. Гюнзенхаузер [07’58]
[4] 1993 г. Оркестр Кировского театра, дирижер В.А. Гергиев [08’29]
[5] 2000 г. Филармонический оркестр BBC, дирижер В.С. Синайский [07’37]
На мой взгляд, лучшими являются трактовки Сэлла (самая быстрая) и Гергиева (самая медленная): под их управлением оркестры звучат действительно волшебно (я не беру в расчет блистательную, ни с чем не сравнимую монофоническую версию Е.А. Мравинского).
Формат: MP3, битрейт переменный, лучшего качества [кроме 2 - 192 kbps].
Скачать: [
целиком] - 51.66 Mb или [
1] - 8,75 Mb, [
2] - 9,89 Mb, [
3] - 10,89 Mb, [
4] - 12,19 Mb, [
5] - 9,95 Mb