На прошлой неделе посетил один из считанных спектаклей оперы "Пиковая дама" на новой (временной) сцене Большого театра.
Во-впервых, руководитель постановки и дирижер Михаил Плетнев отнесся к своему делу со всей серьезностью. Его внимание к этой феноменальной партитуре заслуживает уважения. Плетнев вознамерился выявить и подчеркнуть видоизменения всех основных лейтмотивов оперы. Для выполнения этой задачи он даже замедлял кое-где темп. С музыкальной точки зрения некоторые эпизоды получились действительно великолепно: например, ариозо Лизы из 2-ой картины ("Откуда эти слезы..."), антракт перед 5-ой картиной (опера шла не в три, как обычно, а в два действия). Но лучшими, с моей точки зрения, получились два номера: стилизованное под церковный хорал пение за сценой в 5-ой картине (слаженность для наших хоров поразительная) и финальный хор ("Господь, прости ему..."), последнее возвращение темы любви на фоне слегка усиленного рокота барабана...
Теперь минус. Он один, но он очень большой: форсировка звука! Сцена грозы, финал 2-ой картины, "Славься сим, Екатерина!..." и т.п. - короче, все кульминации заставляли болезненно ежиться от нестерпимой массы звука (как правило, создавалось ощущение, что солирует десяток больших барабанов). Не устану повторять: звук не должен дистигать (и уж тем более превышать) болевого порога, когда от егт тембровой "окраски" не остается ровным счетом ничего. Начиная с интродукции я с завистью вспоминал "Паяцев" в постановке Ф. Дзеффирелли: играл русский оркестр, но как играл! За весь спектакль дирижер (не помню его имени, к сожалению) подвел его к maximum'у только два раза, причем ему удалось сохранить дифференциацию групп оркестра.
Во-вторых, теперь о вокале. Я не большой любитель пения, но одно знаю твердо: лучший Герман - это определенно Владимир Андреевич Атлантов! Столько страсти в эту сложнейшую партию не вкладывал пока еще ни один вокалист. Не стал исключением и Михаил Давыдов: изо всей оперы наиболее чисто и поэтично получился, пожалуй, только дуэт с князем Елецким (Андрей Григорьев). Татьяна Моногарова исполнила партию Лизы в лучших традициях. Графиня Ирины Чистяковой была довольно бойкой... На протяжении всего спектакля певцам пришлось бороться с преувеличенной звучностью оркестра; чаще всего они предпочитали отступать, т.к. на стороне музыкантов была акустика новой сцены Большого.
В-третьих, теперь о постановке Валерия Фокина. "Пиковая дама" стала весьма аскетична. Однотонные темно-серые костюмы (видимо, в преддвериии года крысы), бледный фон, минимум декораций (один мост-колоннада на все семь картин); графиня в кресле-каталке (хотя это уже, наверное, штамп). В заключительной картине нет не только карточного стола с зеленым сукном - нет даже карт (только пантомима)... В целом, мне показалось, что сделано все слишком скромно. Если говорить об оформлениии спектакля, то наибольшее впечателение на меня произвела виденная по TV постановка 1999 г. в Мет под управлением В.А. Гергиева (особенно 3-я картина - сочетание белого, черного и золотого цветов).
Несмотря на все эти сложности, хорошо то, что постановка новая, а то на прежнюю уже невозможно было смотреть (особенно первую картину в Летнем саду: декорации слишком обветшали!).
Еще рецензии см.
здесь и
здесь