Очень длинная статья о женском юморе. Продолжение

Jan 21, 2019 09:01

Начало здесь
Особенность вторая: кому шутить
В принципе, уже ограниченности тем, над которыми можно шутить, было бы достаточно - но есть как минимум еще одна особенность женского юмора, которая делает его более трудным занятием, чем мужской. И связана она с образами.
Нравится нам это или нет (мне, например, очень), но в любой остроте или репризе, как океан в капле, отражается все искусство, созданное людьми. Анекдот, карикатура, реприза - это произведение искусства. И потребляя его, мы так или иначе имеем в виду весь тот корпус книг, картин, музыкальных произведений, которые были созданы за время существования нашей цивилизации. К примеру, чтобы посмеяться над этой простенькой карикатурой, нужно вспомнить библейскую притчу об Адаме и Еве. А также - сотни художественных полотен, посвященных сюжету изгнания из Рая. А также миф о свержении богов. И так далее, и так далее.



И это касается абсолютно любой шутки, какой бы простой и бытовой она ни казалась на первый взгляд. Например, когда вы шутите про тещу, вы обращаетесь к архетипу хранительницы очага, старшей женщины рода, праматери - и именно парадокс низвержения божества делает шутку еще смешнее. Или когда вы шутите про Федора Конюхова, который так много путешествует, потому что, а чего дома делать, за вашими плечами стоят и Гомер, и Джойс, и даже Гоголь.

image Click to view



Но вот беда: когда вы произносите шутку, вы делаете это не от имени Маши или Васи - вы всегда произносите ее от имени некоего персонажа. И этот персонаж стоит на плечах всех своих предшественников - и в том числе благодаря их помощи выглядит достаточно убедительным, чтобы зритель/читатель признал его короткую историю правдивой (это обязательное условие, в неправдоподобности нет парадокса - главного условия юмора). И про условного Федора Конюхова будет смешно шутить мужчина, в котором мы радостно узнаем архетип Странника (привет, Одиссей!) - а вот женщине для того же эффекта уже понадобится вводить в шутку второго персонажа (например, Злую Жену).

image Click to view



И вот тут мы подходим к проблеме. Много ли в нашем (нашем - в смысле «человеческом») искусстве женских персонажей и женских архетипов? Вооооот. Именно по этой причине в смешанных проектах или командах женщина - это всегда разновидность реквизита. У актеров-мужчин будет свой образ, более или менее яркий, свой характер и история, а женщина в лучшем случае будет манекеном для шуток об отношеньках, а в худшем - собирательным образом негодной женщины. Елена Борщева из сборной КВН Пятигорска, пожалуй, самый наглядный пример. За все годы, что команда играла в телевизионных лигах, эта прекрасная актриса использовалась только в одном образе - образе женщины с ненормативной внешностью. Все ее роли и шутки об этом. И это чудовищно обидно, потому что актриса она - потрясающая. Но даже такие сильные авторы, какие были у сборной Пятигорска, не смогли придумать достоверный и смешной образ, который не выламывался бы из привычных для нас архетипов. Увы.

image Click to view



Не спасает даже прием переодевания. Мужчина может использовать женскую одежду для усиления комического эффекта (Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну кто-то еще помнит? Ладно, бог с вами, Новых русских бабок и Верку Сердючку вы точно видели), но с женщинами этот номер не проходит. Знаете, почему? По той же причине, по которой в 20-е годы прошлого века белые могли мазать лицо сажей и изображать джаз-бенд, а вздумай настоящие блюзмены из гетто намазаться белилами… Не будем о грустном.
В случае использования маркеров, определяющих статус, возможно только одно направление движения: сверху вниз. Более статусные персонажи могут прикидываться менее статусными - и это будет смешно. Менее статусные персонажи не имеют на это права - это ровно такое же покушение на основы основ, как выражение «не разрешенной» агрессии. И вызывает оно не желание поржать, а чувство тревоги и стремление как можно скорее убрать раздражитель подальше. А в нашей культуре, увы, все еще работает неписаное правило: любой мужчина главнее любой женщины. И потому женщина, присвоившая себе образ мужчины не для того, чтобы поржать над собой и другими бабами, воспринимается нами (да-да, и феминистками тоже) как нарушительница табу.

image Click to view



Поэтому женщинам-писательницам так трудно создавать смешных персонажей женского пола. Поэтому женщинам-юмористкам так трудно находить образы, отличные от домохозяек или «сильных и независимых». Поэтому драматургам и сценаристам так трудно придумывать «женские» комедии не про отношеньки и похудение. Потому что зритель хочет смеяться, а не пугаться, как уже было сказано выше.

Шутить-то будем?
Если кто помнит, поводом для этой статьи послужил очередной фестиваль команд КВН, на который внезапно заявилось непривычно много женских команд. Так вот, есть хорошие новости: во-первых, разговоры про женскую лигу-гетто поутихли (и есть надежда, что больше об этом разговор не зайдет), а, во-вторых, к четвертому дню просмотра, когда общее число команд приблизилось к 500, а число женских - к сотне, со сцены прозвучали шутки вроде этой:

- А вы заметили, сколько на этом фестивале мужских команд? Давайте поддержим их аплодисментами, ведь они - украшение фестиваля!

И самое удивительное - эти шутки были встречены натурально овацией. Хотя вроде бы нарушаются все законы, о которых я тут на три экрана распиналась. А знаете, почему так произошло? Потому что чуть-чуть изменился контекст - пусть даже в замкнутом пространстве фестиваля. Женщины стали видимыми. В короткой, но очень эмоционально насыщенной истории Фестиваля присутствие женщин было настолько активным и явным, что они стали восприниматься как равные участницы.
Равные. Такие же, как мужчины.

Искусство всегда отражает жизнь - это правда. Но всякое хорошее отражение обязательно воздействует на оригинал - и может в свою очередь немного его изменить. Женское искусство - и женский юмор, как его неотъемлемая часть - способно сделать нас видимыми и активными участницами истории, реальности, жизни. А мы, принимая ответственность за свою жизнь и активно ею занимаясь, способны расширить список доступных искусству женских персонажей и тем.
Чтобы больше никому в голову не пришло сомневаться, могут ли женщины писать, рисовать и придумывать, а также смешить и смеяться.

Можем. Мы вообще все можем. Потому что мы родились женщинами. И это, черт побери, лучшее, что могло с нами произойти.
Previous post Next post
Up