Очень длинная статья о женском юморе

Jan 21, 2019 09:00

- У нас на Урале так: мужик сказал - мужик сделал!
- Вот поэтому у нас на Урале мужики тихие и молчаливые…
(КВН «Уездный город», Челябинск-Магнитогорск)

Что-то в этом есть - начинать статью о женщинах в юморе с «мужской» цитаты. И дело даже не в том, что, хорошенько порывшись в архивах, я не найду подходящую к случаю «женскую». И не в том, что просто нежно люблю именно эту шутку и к подходящему случаю вспоминаю именно ее. Просто вот все у нас в искусстве так: хочешь поговорить о женщинах - возьми за отправную точку мужчин. Потому что нет у нас общечеловеческого - есть только мужское.
С тем, что женщины худо-бедно умеют складывать слова в предложения, а предложения в книги, народ уже, слава Роулинг, плюс-минус примирился. Нам, конечно, все еще приходится доказывать «настоящесть» литературы, написанной женщинами для женщин (мальчики, поднимите руки, кто читал «Унесенные ветром»?), но хотя бы само ее наличие не вызывает сомнений. С кинематографом и театром похуже, но тоже надежда есть. А вот с юмором у нас беда. Ну-ка, не заглядывая в гугл, назовите мне пять писательниц-юмористок, которые могли бы встать в один ряд с Зощенко, О’Генри, Марком Твеном или хотя бы Ильфом/Петровым? То-то. Боюсь, одна Тэффи нас всех не вывезет. И даже если мы смягчим условия и позволим поискать среди эстрадниц - ситуация не станет лучше. Их не то что среди авторов - среди исполнительниц не найдется. На всю советскую юмористическую эстраду женщина была ровно одна - Клара Новикова со своей «Тетей Соней». И, кстати, неоднократно жаловалась в интервью на то, как трудно было ей подбирать монологи - не писали мужчины-юмористы годных текстов, которые хорошо звучали бы из уст пусть и фрикового, но женского персонажа.

image Click to view



Так, может быть, правы наши оппоненты? Если за столетие, на которое пришлись три волны феминизма, разрыв почти не сократился - может, мы и правда не умеем и не можем в юмор? Может, не математика и шахматы, а юмор - это то, для чего нужен «мужской» склад ума?
Небольшая цитата в тему - из книги «Что такое КВН» Михаила Марфина и Андрея Чивурина, легендарного уже учебника, который до дыр стоит изучить всякому, кто намеревается учиться юмору. Итак, цитата из главы «Смешные девчонки» (к слову, одной из самых коротких в книге):

«Когда в 1987 году у команды МХТИ (капитаном которой, напомним, был человек с обложки… этой книги) одна корреспондентка спросила, почему в команде нет женщин, ребята ответили, что женщины в нашей стране и так достаточно часто укладывают шпалы. А играть в КВН, между прочим, значительно труднее. Интересно, что потом очень похоже отвечали на этот вопрос практически все чисто мужские команды. К примеру: «Никто из ребят на подобную операцию не согласился!» или «Зато какая свобода слова на репетициях!» и т. д. Хотя причина, конечно, далеко не только в этом, а скорее, - совсем не в этом. КВН с самого начала был преимущественно мужской игрой, как юмор - испокон веку преимущественно мужским жанром. (Можем, кстати, копнуть и глубже: КВН - театр постановочного примитива, ''театр представления", "театр масок", в котором с древнейших времен все роли исполняли мужчины). И это не имеет никакого отношения к дискриминации, а связано исключительно с особенностями мышления и психологией восприятия зрителем сценического зрелища».

«Какими такими особенностями?» - возможно, спросит пытливая читательница. Увы, авторы так и не дали внятного ответа, ограничившись примерами из выступлений легендарной команды «В джазе только девушки» (НГУ). Придется нам сделать это самим.

image Click to view



Особенность первая: о чем шутить
Главный секрет удачной шутки - актуальность. Мы не будем с вами ухохатываться над комедиями Аристофана или Менандра так, как это делали его современники. Очень немногих из нас всерьез заденут и заставят хотя бы улыбнуться сатирические выпады Свифта. И даже для того, чтобы зал всерьез смеялся на спектакле «Ревизор», режиссеру нужно его максимально «осовременить», чтобы шутки гоголевских персонажей высмеивали нынешних чиновников - а не замшелых царских.

«Над чем смеемся? Над собой…» - эта расхожая фраза выражает всю суть юмора. Мы действительно готовы ржать исключительно над той остротой, которая в той или иной мере отражает нашу жизнь и нашу реальность. Включите старые записи юмористических программ 90-ых - «Городок», «Джентльмен-ШОУ», тот же КВН. Хорошо, если хотя бы каждая десятая шутка заставит вас улыбнуться - и дело совсем не в том, что программы были слабыми, а ржущие в зале зрители ничего слаще Стоянова не видели. Просто - что вам тот «МММ»? «Просто Мария»? И даже Ельцин? В лучшем случае вы хмыкнете, потому что вспомните, как это было.

- Ну, что, молодежь? О чем мечтаешь?
- Партия… Дай порулить!
(Команда КВН НГУ)

В 1996 году эта шутка зрительским голосованием была признана лучшей шуткой первого десятилетия возрожденного КВН. Лучшей! А теперь поднимите руку те, кого она и правда рассмешила.

Это - нормально. Есть набор тем, которые актуальны и понятны почти всем и почти всегда - и именно по этой причине «бытовые» комедии Мольера, Шекспира или Островского все еще можно ставить и собирать полный зал. При одном маленьком условии: зрителю с помощью некоторых режиссерских хитростей стоит напомнить, что, несмотря на то, что главные герои странно одеты и говорят на сложном языке, обсуждают они те же самые проблемы, с которыми сам он сталкивается каждый день. А вот если режиссер ленится и этого не делает, мы получаем скучнейший пыльный спектакль, на который ходят только школьники, «проходящие» по программе мимо очередного классика. Бедные школьники!

При чем же здесь женщины, спросят меня самые стойкие читательницы? Сейчас расскажу. На первый взгляд может показаться, что у юмористки тот же набор тем, что и у юмориста. А если она выступает перед исключительно женской аудиторией, то еще и поширше, потому что можно искрометно шутить про уникальный женский опыт - в основном, телесный. Но вот стоит присмотреться внимательнее - и выяснится, что большая часть «актуалочки» для нас закрыта. Политика, социалка, профессии (за исключением помогающих, в которых в основном заняты женщины), наука, искусство, спорт - все это темы, шутки на которые из женских уст будут очень тяжело «заходить» на зал. Одна и та же шутка про Путина или даже Меркель, пошученная женской и мужской командой, вызовет две разных реакции - и угадайте, в каком случае смех будет слабее.

Почему так происходит? Потому что смех, юмор - это не только возможность классно провести время и пошевелить парой десятков мышц. Юмор - это одна из немногих легитимных, разрешенных форм агрессии. Кстати, по этой же причине в обществах, где есть проблемы со свободой слова, нельзя шутить над некоторыми, например, политиками (все совпадения случайны). Потому что когда мы выражаем агрессию в чей-либо адрес, мы на какой-то момент заявляем себя как самостоятельного субъекта, равного с тем, над кем шутим - а, может быть, и претендующего на более высокое место в иерархии.

image Click to view



В нашем обществе, так уж сложилось, женская агрессия не поощряется (за одним небольшим исключением, о котором я расскажу ниже). И когда мы видим женщину, которая пристраивается сверху и начинает критиковать основные институты, мы чувствуем себя некомфортно. Даже если в принципе согласны с тем, что она говорит - потому что в этот момент, критикуя условную пенсионную реформу, она одновременно покушается на кое-что куда более важное. На само устройство нашего общества, при котором агрессивными могут быть только мужчины (и мы плюс-минус знаем, как справляться и куда прятаться от их агрессии). А вот женщины агрессивными быть не могут - иначе конец света, армагеддон и вообще тушите свет.

Еще раз, медленно: каждая женщина, шутящая со сцены ли, с экрана ютуба или со страниц книги на любую «не женскую» тему, подсознательно воспринимается как сигнал опасности, угрожающий привычному устройству социума. Это всегда пугает - а напуганного человека почти невозможно рассмешить.

Так о чем же шутить?
То самое небольшое исключение, в адрес которого допускается проявление агрессии женщинами, собственно говоря, и обеспечивает львиную долю женского же юмора. Догадались уже? Правильно, единственная группа людей, в отношении которой женщины могут легитимно проявлять агрессию - это сами женщины. Именно по этой причине практически все юмористки, все женские проекты и команды скатываются в мизогинию - лайтовую или лютую, это уже зависит от таланта. Но «вышучивание» женщин есть всегда. И читатель/зритель на него благодарно отзывается - потому что это полностью, до черточки, укладывается в его картину мира. Поэтому «Камеди клаб» шутит про тупых баб и еще немного про наркоту, а «Камеди Вумэн» - только про тупых баб. Поэтому Задорнов, Райкин или даже Петросян могли себе позволить политические или социальные монологи, а Степаненко - исключительно про бытовуху. Поэтому женские команды КВН могут позволить себе довольно жесткие шутки в лигах «нижнего» уровня, но в телевизионных будут шутить про телочек. А как вы хотели? Зритель хочет смеяться, а не пугаться.

image Click to view



Окончание здесь
Previous post Next post
Up