ТАСС уполномочен продезинформировать

Dec 11, 2023 15:30



Но при диктатуре, например, Франко, люди
не могут восстать, потому что у них нет оружия и способов
распространения информации о своих просьбах и пожеланиях.
Литвинов, 1946

Было такое время, когда боевики-баски из ЭТА считались народными героями, находящимися на самом острие борьбы с франкизмом. Символ героизма баскского народа в его борьбе против фашизма. Почти Зои Космодемьянские, только в д’артаньяновском берете.

Правой рукой Франко с 1939 года был Луис Карреро Бланко. Адмирал, герцог и гранд Испании. Заместитель председателя правительства с 1957 (Франко был председателем). Его можно считать крипто-либералом, технократом («испанское чудо» 60-х и Испантех в виде INI), монархистом и противником фалангистов. При его участии был изменен Закон о наследовании государственной власти 1947 года, из-за чего Испания стала называться «католическим, социальным и представительным государством в соответствии со своими традициями», которое «по форме существует в виде королевства» (constituido en Reino). Будущего короля Хуана Карлоса Первого принялись готовить к наследованию задолго до кончины диктатора. Только в 1969 Хуан Карлос был объявлен официальным наследником. Само же «Королевство» без короля существовало с 1947 года. Всего преемников должно быть двое: король, который правит, и премьер-министр-фашист, который управляет. Но не так быстро.

В 1973 (9 июня) Бланко стал председателем правительства, сменив диктатора на этом посту. Здоровье у Франко уже было слабым, хотя сведения об этом еще не просачивались в прессу. 20 декабря 1973 террористы ЭТА подобрались близко к Бланко и убили преемника. Эта, … хорошие террористы? Это было самое заметное нападение на франкистов со времен Гражданской войны. Дело было возбуждено, но закрыто с началом Переходного периода после смерти Франко. Это уголовное дело ушло в архивы, поэтому толком до конца не понятно, как провернули то покушение. Слухи про ЦРУ, масонов и взрыв бытового газа всё еще популярны среди конспирологов. Все виновные попали под амнистию в 1977 году. Некоторые баски написали мемуары про этот теракт, но там полно вымыслов с целью заметания следов. Это не те коллективные монографии, которым следует доверять.

Террористы прокопали туннель под одной улицей в Мадриде, по которой часто и по расписанию ездил председатель в своей небронированной машине. В туннель заложили три противотанковых мины эквивалентных 50 килограммам тротила. 18 декабря подрыв перенесли, потому что в город прибыл Генри Киссинджер. Недалеко от этой улицы (Клаудио Куэльо) располагалось посольство США. В этой связи автолюбителям следовало бы клеить на торпеду иконку с ликом госсека: «Киссинджер, спаси и сохрани». Через 8 лет (1981) советская ТАСС по своей дезинформационной привычке пустит слух, что к покушению причастны Штаты. Типа Бланко «отказывался слепо подчиняться приказам с другой стороны Атлантики» и Вашингтонскому обкому пришлось шлепнуть его чужими руками как Альенде в Чили в том же году. Якобы Иберийский полуостров стремится выйти из-под влияния США, но его через террор втянули обратно. Мол, в борьбе Глобального Юга против Глобального Запада Глобальный Юго-запад начинает сам себе отвешивать тумаки. Рассекреченные архивы США не показывают ни одной улики в пользу этого голословного обвинения, хотя, к примеру, роль Киссинджера в свержении Альенде задокументирована в тех же архивах обширно: см. Питера Корнблуха (Peter Kornbluh), аналитика из американского NSA, и его сборник документов под названием «Папка Пиночет» 2013 года. США, как правило, начинают открывать архивы после 30 лет. Рассекречивают не всё, с оговорками, но ведь начинают и объемными папками, которые за 10 лет читать-неперечитать. Если бы там было хоть что-то серьезное, то пару намеков уж точно всплыло бы у американских истериков. ТАСС со своей новостной конъюнктурой словно бабки у подъезда.

Двое этарровцев дежурили на улице 20 декабря, переодетые в монтеров. Один подал сигнал другому. Взрыв был такой силы, что машину закинуло на террасу отдаленного дома и ее не сразу нашли. Бланко умер на месте. Сопровождавшие его двое полицейских умерли чуть позднее от полученных ран. В 11 вечера того же дня ЭТА официально взяла на себя ответственность за это нападение. Террористы пересидели месяц на явочной квартире в Мадриде, а потом перебрались через Гипускуа во Францию. С точки зрения ЭТА это был «справедливый революционный ответ» на гибель их 9 товарищей от рук Нацгвардии Испании (полиция). Для ЭТА была характерна социалистическая левая риторика про угнетение. Видимо, это наследие Гражданской войны, где баски воевали на стороне Второй республики. За наших.

С 1951 года Бланко считался основным столпом франкистской Испании. С 1973 он полагался преемником Франко. Предполагалось, что Хуан Карлос станет королем, а Бланко останется премьер-министром при нем. Этот тандем должен был обеспечить поэтапный переход от франкизма к монархии. То, что этот столп удалось свалить так легко (на улице, где часто ездят министры и дипломаты и где меры безопасности, по идее, должны быть на высоком уровне), стало шоком для испанского общества. Не было паники, но были страх и молчание. Словно 24 июня 2023 года в России. Место председателя занял Карлос Ариас Наварро, которого считают консерватором и ретроградом из фалангистского бункера. Если кто не разбирается в хитросплетениях внутренней политики при Франко, то упрощенно сравните с СССР: пусть Бланко будет Яковлевым, а Наварро - это Лигачев. Две фракции в одной партии. Один за реформы, другой за апокалиптический патриотизм. При Наварро умер Франко и начался Переходный период, но Наварро пришлось подать в отставку через 6 месяцев по просьбе нового короля. Не сработались.

Можно предположить, что если бы Бланко был жив, то скорее всего такой отставки бы не было, и Хуан Карлос правил бы вместе с ним гармонично несколько лет. Переходный период в нашей реальности занял 7 лет и чуть было не отменился через попытку военного переворота 1981 года. Это был период «франкизма без Франко», и реакция страдала от демократической соли на своих патриотических ранах. Любопытный лабораторный опыт для тех, кто задается вопросом, что будет с СВО и Русским миром в Украине после Путина? Нужен ли преемник или, кого бы вы ни выбрали, он всё равно рассыплется под непомерной ношей? Нужен ли тандем преемников? Ведь одна ромашка в поле не растёт. Тройка? Целое Политбюро? Ослабнет их хватка на рукоятке идеологической кувалды через шесть месяцев или сразу? Мне пока не видно, что замена Бланко на Наварро замедлила этот процесс. Ретрограды быстро сдали позиции. Откатить назад на тридцать лет, придавить всех бетонной плитой сверху, навязать образа прошлого, противоречащих народной памяти, им не удалось.

https://es.wikipedia.org/wiki/Asesinato_de_Carrero_Blanco

Генри Киссинджер, Испания, Латинская Америка

Previous post Next post
Up