Прекрасное далеко (часть 3)

May 18, 2020 02:56

Прекрасное далеко

А вот и третья часть. Даю также ссылки на первую и вторую.

Булат и злато
Тут необходимо сделать небольшое отступление. В 1816 году в сборнике «Anthologie française» («Французская антология») было опубликовано стихотворение неизвестного автора, подписавшегося псевдонимом Arnauld («Арно»), которое большинство русскоязычных людей знают по переводу А.С. Пушкина:
«Все мое», - сказало злато;
«Все мое», - сказал булат.
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат.
В нем кратко и емко изложены два права, главенствующие практически в любом человеческом обществе. Хотя, если разобраться всерьез, по сути, они олицетворяют одно право - ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ РЕСУРСАМИ. Ведь на самом деле совершенно не важно, признают законы социума тот или иной ресурс чьей-то собственностью, или нет. Важно другое - кто распоряжается этим ресурсом, и какова ответственность такого человека за последствия его действий в этом отношении. Но попробуем вернуться к вопросу о естественном праве и понять, насколько человеческие «булат» и «злато» ему соответствуют. С «булатом», то есть собственно силой физической и психологической, по-видимому, особых противоречий быть не должно - феномен лидерства и борьбы за это самое лидерство в дикой природе достаточно подробно рассмотрен как в научной, так и в популярной литературе. Еще бы! Ведь «сильным мира сего» необходимо постоянно доказывать и себе, и окружающим, что они «право имеют» в силу естественного порядка вещей. Ладно, оставим этот вопрос на их совести (как и то, какие обязанности ДОЛЖЕН исполнять лидер, и что произойдет, если он будет делать это плохо, а то и вовсе оставит себе одни только права). Однако все-таки придется признать, что в такой борьбе физическое и психологическое давление («булат») играет далеко не самую последнюю роль, хотя, конечно, тут немалое значение имеют и другие факторы. А вот как на предмет «злата»?
Тут, оказывается, тоже имеются природные корни. По крайней мере, если исходить из общепринятого тезиса, что товарно-денежные отношения начались с примитивного натурального обмена. Не углубляясь в поиски истоков этого процесса (начиная с обмена генетической информацией, который имеется практически у всех живых организмов, включая самые примитивные), попробуем рассмотреть поведение только лишь теплокровных позвоночных. Не секрет, что в период ухаживания многие самцы птиц и млекопитающих преподносят своим избранницам подарки. Так, зимородки делятся с предполагаемыми партнершами рыбой. Серые сорокопуты ведут себя более экстравагантно. Они нанизывают добычу (порой мелких грызунов) на колючки кустарников, словно мясо для шашлыка, а самки выбирают, у какого самца самый аппетитный «шампур». Лорикулюсы, попугаи с островов архипелага Бисмарка, в брачный период дарят друг другу (или обмениваются?) цветы и кусочки фруктов. Романтика! Впрочем, дельфины не менее романтичны. На съемках научно-популярного фильма BBC Роба Пилли об этих млекопитающих удалось снять, как самец «дарил» самке яркие водоросли, и когда она, наконец, приняла подарок, то от радости завертелся в воде волчком. Поведение гораздо ближе стоящих к человеку шимпанзе тоже весьма примечательно в этом отношении. Самец может устроить набег на плантацию, чтобы принести самке папайю ради того, чтобы она вступила с ним в сексуальный контакт. А вот молодая самка бонобо сама готова предложить себя самцу, который держит в лапах пищу, чтобы отобрать ее во время совокупления (неужто проституция действительно древнейшая профессия?).
Можно, конечно, говорить о том, что все вышеуказанные моменты связаны с ритуалами ухаживания в брачный период, однако есть и другие примеры. У птиц и млекопитающих наблюдается такое явление как взаимный груминг - чистка, вылизывание или просто перебирание перьев или шерсти. Наверное, многие из нас наблюдая, как обезьяны в зоопарках перебирают друг у друга волосяной покров, считали, что те ищут друг у друга блох. На самом деле наши не столь отдаленные родичи занимались тем самым грумингом, который чрезвычайно важен для социальных животных, особенно с выраженной иерархической системой. Процедура эта довольно приятная, и как телесный контакт между отдельными особями служит необходимым звеном в регулировании взаимоотношений между членами популяции. Причем взаимным грумингом занимаются не только представители разных полов. И хотя чаще животное, стоящее на нижних этажах иерархической лестницы делает груминг тому, кто располагается выше, не так уж редко встречается и обратная картина. Более того, при возникновении разногласий слабая особь может подставить доминантной свое тело для груминга, и это, как правило, срабатывает - начиная ухаживать за волосяным покровом сородича, агрессор успокаивается и конфликт сглаживается. Конечно, при взаимном груминге происходит обмен не «товарами», а «услугами», как сказали бы апологеты рыночных отношений. Тем не менее, сути это не меняет: принцип «ты - мне, я - тебе» выражен здесь как нельзя более ярко. При этом исследователи психологии обезьян как-то наблюдали любопытную картину. Один из самцов стал доминантным не благодаря своей силе, а используя хитрую дипломатию - он завоевал симпатии стаи, оказывая услуги груминга представителям обоих полов! Чем не карьерный рост чиновника, обусловленный раздачей взяток «нужным людям»? Так что нельзя говорить, будто само явление обмена противоречит природе человека (да и прочих представителей царства Animalia тоже, как можно заметить).

Потребности и мотивации
Самоочевидно, что естественные права и свободы напрямую связаны с базовыми, биологическими потребностями. Абрахам Маслоу, к примеру, считал, что у человека ВСЕ потребности являются врожденными, или инстинктивными, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Кроме того, он исходил из того, что потребности одного уровня должны быть удовлетворены ПОЛНОСТЬЮ прежде, чем другие потребности, более высокого уровня, проявятся и станут действующими. Имеются и иные подходы к проблемам мотивации поведения живых существ, и человека в частности. Не вдаваясь в излишние подробности, стоит, тем не менее, отметить, что все они признают первоочередную необходимость удовлетворения БИОЛОГИЧЕСКИХ потребностей, в том числе и у человека. Однако даже если признать, что помимо удовлетворения чисто биологических потребностей человеку (а, скорее всего, не только человеку [9]) НЕОБХОДИМО удовлетворение и каких-то иных потребностей, которые также входят в разряд первоочередных, сомнений в том, что биологические потребности находятся в этой же группе, нет никаких. При этом в разряд первоочередных потребность в ФИЗИЧЕСКИХ нагрузках стали включать лишь последние несколько десятков лет, хотя справедливости ради следует отметить, что врачи отмечали их пользу с глубокой древности [10]. И такому подходу не стоит удивляться. Дело в том, что основная часть биологических потребностей (в пище, воде, температурном комфорте, и даже в дыхании) удовлетворяется лишь если в этом возникает необходимость. И для того, чтобы биологический объект осознал такую нужду, Природой выработаны определенные механизмы. Эти-то механизмы Абрахам Маслоу и положил в основу своей теории мотивации. Причем биологические, или как их еще называют, физиологические потребности он расположил в самой нижней, фундаментальной части своей знаменитой пирамиды потребностей. В самом деле, чувство голода и жажды знакомо, наверное, каждому здоровому человеку (ну, или почти каждому). А чего любому из нас больше всего хочется после 14-16 часов интенсивной работы на свежем воздухе - скажем, солдатам, совершившим утомительный марш? Конечно же, спать. Причем многие в этом случае заваливаются без чувств и сновидений, порой прямо на месте, забыв даже поесть (не просто так у русского народа возникли пословицы «От бессонницы трудом лечатся» да «Кто днем в поту работает, бессонницы в ночи не знает»). Однако позывы к мочеиспусканию или дефекации все-таки оказывают, как правило, еще более сильное влияние на человека. И это касается практически любой биологической потребности. Почему же Природа не озаботилась неким механизмом, заставляющим нас (впрочем, похоже, и иных представителей царства Animalia тоже) искать определенную физическую нагрузку [11]? Скорее всего, это связано с тем, что в условиях, когда человек оказывается лицом к лицу с этой самой Природой, для удовлетворения своих биологических потребностей (в первую очередь, пищевых, а порой и потребности в безопасности), ему - хочет он того, или нет - необходимо двигаться, и довольно интенсивно. Вряд ли кто будет возражать против того, что спорт зародился именно как тренировочный момент для подготовки к процессу добывания пищевых ресурсов - бег, прыжки, метание копья, стрельба из лука, чуть позже - скачки, и так далее. Пока человек занимался охотой, рыболовством и собирательством, с двигательной активностью все было в порядке. Проблемы с гиподинамией начались лишь после перехода от присваивающего типа хозяйствования к производящему, и то не сразу - сам скотовод, и в особенности земледелец должны по определению много работать физически. Излишки продукта, возникающие при этом, становились вожделенной целью для голодных чужаков, стремящихся завладеть пищевыми ресурсами, даже если придется убить тех, кто их произвел. Поэтому поселения требовалось защищать, и постепенно наши предки осознали, что выгоднее кормить часть представителей своего племени, чтобы те занимались исключительно их обороной. Это были первые шаги к разделению труда. Важной составляющей для контактов с иными племенами были и представительские функции, которые делегировались вождю (кстати, он же чаще всего, выполнял и роль военачальника). Постепенно разделение труда и развитие человеческого общества привело к появлению такого положения дел, которое имеется в нынешнее время. Теперь абсолютному большинству жителей развитых (впрочем, частенько и в не очень развитых) стран для добычи средств существования не приходится прилагать столько физических усилий, как их предкам. Однако в итоге мы получили много неведомых ранее проблем, и в обществе появилось твердое убеждение, что человечество идет не по тому пути, который ему предписан Природой. Медицинские (так называемые «болезни цивилизации», как то нарушения сердечнососудистой системы, аллергии, злокачественные опухоли, ожирение, психические отклонения и многое другое), экологические (ну, об этом и так много сказано), а теперь вот еще и экономические… Так где же выход? Как ни странно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности.

Вперед, к Природе!
В самом деле, стоит только внимательно присмотреться к тому, как по планете распространены «болезни цивилизации», где наименее очевидны экологические осложнения, и к какому выходу прибегают некоторые из тех, кто попадает в тяжелое материальное положение, и вывод окажется очевидным. Конечно, основная масса пытается найти себя в уже сложившемся обществе, и требует (именно требует!) от властей решить их проблемы - обеспечить каждого работой, пищей, жильем и так далее. Тому подтверждением служат многочисленные протестные шествия, митинги и демонстрации, которые с каждым часом все более и более ширятся по всему миру [12]. При этом нельзя не учитывать, что реальное недовольство складывающимся положением используют в своих целях различные группировки «сильных мира сего», направляя и возглавляя, а то и провоцируя эти самые протесты. Однако за этой шумихой, когда люди в большинстве своем пробуют решить видимые проблемы привычными методами, порой почти не слышно голос, предлагающий иной, альтернативный путь выхода из создавшегося положения. Да, биржами труда, пособиями по безработице, благотворительными обедами и ночлежками можно было обходиться в период, когда общество развивалось, когда была надежда, а то и вовсе уверенность, что возникшие трудности, даже если они очень серьезные, являются временными, и после их преодоления вновь наступит благоденствие и процветание. Только вот нынче такой подход вряд ли поможет. Говоря словами профессора Андрея Ильича Фурсова, из системного кризиса, в коем оказалось нынче человечество, методами, которыми можно преодолеть кризис структурный, не выйти. Необходимо менять систему. Причем, вполне возможно, не так, как это предлагал в свое время Мартин Лютер из Айслебена, а то и вовсе Мохаммед из Мекки или Иешуа из Назарета. Сегодня проблемы накопились не только в межчеловеческих отношениях, но и во взаимосвязях человека с Ее Величеством Природой, потому, не исключено, их решение необходимо искать в том направлении, куда обратились наши предки двенадцать тысячелетий назад, свершив тогда неолитическую революцию. Нет, речь не идет о принципиально новой форме ведения хозяйственной деятельности - наша планета просто не предусматривает этого [13]. Назрела необходимость изменить форму взаимоотношений человека с Природой - перевести ее, если можно так сказать, с экстенсивной на оптимальную. Ведь мы до сих пор действуем по принципу «бери больше, кидай дальше». Такой подход был приемлемым, когда у людей не было представления о том, сколько и какой пищи и воды необходимо каждому из нас, как гарантировать бесперебойное обеспечение каждого этими ресурсами, от чего зависит состояние здоровья и так далее. Тем более, что возможности в плане воздействия (во всяком случае, на глобальном уровне точно) на окружающую среду, включая социальную, оставались весьма ограниченными - как у отдельных людей, даже если они были монархами или религиозными лидерами, так и у групп, и малых, и больших. Ситуация стала стремительно меняться лишь последние двести-триста лет, что и привело к нынешнему состоянию дел. Вместе с тем, за этот же период удалось найти объективные показатели потребностей человека в пище, воде, температурном режиме и прочих ресурсах, и на основе этих данных мы смогли даже вывести гигиенические нормы здорового образа жизни. Однако, несмотря на активную пропаганду этого самого здорового образа жизни, ведущуюся последние полвека, а в последние два десятилетия и вовсе законодательного преследования тех, кто нарушает гигиенические нормативы уж очень сильно [14], положение дел практически не меняется. Также не ощущается никаких реальных сдвигов и от «усилий» всяких международных организаций в их борьбе против климатических и экологических изменений на планете [15]. Так и будет продолжаться до тех пор, пока не изменится системный подход, суть которого в настоящее время можно выразить словами из мультфильма «Остров сокровищ» 1988 года: «Делай деньги! Остальное все - дребедень!». Тут апологетам подобного подхода хочется задать вопрос - как они будут использовать, скажем, пятьдесят-семьдесят миллионов долларов (евро) бумажными деньгами или тонну-полторы золота (платины) в слитках, очутись они со всем этим богатством на необитаемом острове с почти полной уверенностью, что покинуть этот клочок суши им не удастся никогда в жизни? Ответ на него на самом деле уже дал в свое время Алексей Николаевич Толстой в финале своего фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина». Напомню, что по сюжету этого произведения, стоявший на пороге абсолютной власти над миром Петр Петрович Гарин и его подруга жизни Зоя Монроз волею обстоятельств попадают как раз в такое положение, и единственное на что оказываются пригодными десятки книг в золотом (!) переплете, это сооружение ветрозащитной стенки… Как тут не процитировать обращенные к «цивилизованному» обществу слова канадского режиссера, великой дочери индейского народа племени абенаки Аланис Обомсавин, в которых выражена природная мудрость всего человечества: «Когда будет срублено последнее дерево, отравлена последняя река, поймана последняя птица, только тогда вы поймете, что деньги есть нельзя». Лучшего объяснения необходимости возврата человека к тем законам и принципам, что предусмотрены для него Природой, наверное, придумать невозможно.

9. Вопрос о том, что потребности одного уровня должны быть удовлетворены ПОЛНОСТЬЮ прежде, чем другие потребности, более высокого уровня, проявятся и станут действующими, довольно спорный. Более того, вряд ли представляется возможным провести достаточно четко даже само деление потребностей на «высокие» и «низкие». Известно, что родительский инстинкт у многих живых существ оказывается сильнее даже инстинкта самосохранения. Так, в одном из дальневосточных заповедников видеокамеры зафиксировали случай, когда волчица не побоялась НАПАСТЬ на тигра, защищая своих волчат. Силы, конечно, были явно неравными, и отчаянная мать получила раны в этой схватке, однако смогла не только остаться живой, но и увести опасного врага от своего логова и спасти потомство. Следует заметить, что не только родители готовы защищать свое потомство. Есть свидетельство натуралистов о случае, когда боевое охранение павианьего стада обнаружило притаившегося в засаде леопарда, и два крупных самца-субдоминанта, по собственной инициативе, совершив сложный фланговый маневр, зашли тому в тыл и сообща напали на него. Хищник, свирепо сражаясь, убил обоих своих врагов, но те так и не разжали челюстей, забрав жизнь леопарда с собой. И если случаи защиты матерью своего потомства можно списать на инстинкт продолжения рода, то в случае с павианами такое объяснение вряд ли можно назвать удовлетворительным. Здесь налицо самопожертвование ради безопасности своей популяции - совсем не обязательно в защищаемом субдоминантами стаде могли оказаться их потомки.
10. В Китае значение физических нагрузок оценивали очень высоко, понимая, что лишившись физической активности, человек лишается энергии. Уже 2 500 лет назад там была разработана система лечебной гимнастики на основе боевых искусств кунг-фу, тогда как преступников помещали в тесные клетки, не дававшие возможности двигаться, и уже через два месяца такой человек из-за атрофии мышц не мог убежать, даже если имел для этого возможность. В античной Элладе Гиппократ привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека. Также в его трудах имеется упоминание об иппотерапии. Однако в средневековой Европе медицинский аспект физических упражнений был забыт, и интерес врачей к ним стал появляться лишь в эпоху Ренессанса, а реально применять гимнастику в лечебных целях стали лишь с эпохи Наполеона.
11. По-видимому, какой-то механизм все-таки имеется, хотя задействуется он далеко не всегда, потому, наверное, и неочевиден. Недаром у всех животных, включая человека, имеется такая поведенческая особенность, как подвижные игры в детском возрасте. Впрочем, и взрослые при длительном нахождении в неподвижном положении рискуют получить пролежни - тоже ведь механизм, заставляющий искать определенную физическую нагрузку.
12. Текст набирался по большей части до пандемии коронавируса. Нынче ситуация изменилась, однако протестная волна лишь сгладилась, но не исчезла вовсе. Более того, произошла своеобразная замена повода - если прежде люди требовали, образно выражаясь, «хлеба и зрелищ», то нынче добиваются отмены карантинных и прочих мероприятий, объявленных в связи с этой самой пандемией.
13. Принципиально новая форма ведения хозяйственной деятельности - это, конечно же, переход в промышленных масштабах к созданию органических пищевых ресурсов из неорганических соединений (прежде всего, из углекислого газа и азота атмосферы) с помощью химических технологий. Однако в настоящее время рассматривать такой вариант попросту не приходится - как по причине невероятной эффективности этого процесса в природе (максимальный КПД фотосинтеза при наличии солнечного спектра составляет около 28%), так и по причине трудностей в прогнозировании изменений экологии планеты в случае перехода к такой форме хозяйствования.
14. Все эти запреты на рекламу табачных изделий, устрашающие рисунки на пачках сигарет, увеличение размеров взносов медицинской страховки для курильщиков и людей с избыточным весом, введение административной ответственности за курение в неположенных местах (число коих растет, как на дрожжах - нынче можно заполучить штраф даже за курение на улице, например, ближе 15 метров от входа в общественное здание) во многих странах и прочие шаги в «борьбе за здоровый образ жизни» почему-то сильно напоминают перестроечную говорильню о «светлом будущем». Такое впечатление, что настоящие цели этой «борьбы» весьма отличны от столь громко декларируемых. Очень похоже, что речь здесь, как всегда, идет о деньгах. Ведь в результате всей этой возни цены на алкоголь и табак повышаются, а уж куда идет эта дополнительная прибыль - второй вопрос.
15. В декабре прошлого года генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш сообщил, что глава Банка Англии Марк Карни сменит Майкла Блумберга на посту его спецпосланника по климату и финансам. Предполагалось, что Карни займет кресло спецпосланника в январе 2020 года, однако от должности главы Банка Англии он был освобожден лишь 15 марта 2020 года. Тем не менее нет информации о том, что он все-таки занял место спецпосланника генерального секретаря ООН по климату и финансам. Возможно, задержка с обнародованием такого назначения связана с пандемией коронавируса, и как только ситуация позволит, Карни займется-таки этими проблемами на уровне ООН. Интересно, о чем будет больше всего печься профессиональный финансист - о рынке, или о климате? Кстати, когда на эту должность предыдущий генсек ООН Пан Ги Мун назначал Блумберга, ее название звучало как «спецпосланник по вопросам развития городов и изменения климата».
Previous post Next post
Up