Психовегетативный диатез

Apr 19, 2017 13:05



Психовегетативный диатез (далее - ПВД) - это клинические проявления многофакторной наследственно-конституциональной предрасположенности как к собственно психическим (преимущественно аффективным), так и функциональным соматовегетативным расстройствам, протекающим в виде фаз и реакций на фоне дизонтогенетических нарушений и онтогенетических кризовых влияний в условиях предрасполагающих семейных и других микросоциальных воздействий, причем регуляторные расстройства, связанные с эмоциональной сферой, могут сочетаться с конституциональными (врожденными) органными аномалиями.

ПВД следует рассматривать как относительно самостоятельный вариант психопатологического диатеза с присущими последнему основными характеристиками, но обладающий специфическими особенностями клинических проявлений в их динамике и требующий особой организации психокоррекционной помощи, в т.ч. эта коррекция требует мультидисциплинарного (т.е. биопсихосоциального) подхода с обязательным включением [!!!] семейной психотерапии и, при необходимости, психотерапии родителей.

Являясь более широким понятием, чем невропатия, ПВД, в отличие от последней, не связан с каким-либо определенным конституциональным типом личности, и понятие ПВД ассоциируется с понятием психовегетативного синдрома, аффективных и невротических нарушений. Однако в данном случае речь идет именно о диатезе, т.е. о непроцессуальных проявлениях предрасположения, а не о патологическом процессе. Конечно, в ряде случаев диатезное, непроцессуальное течение может перейти в процессуальное как по органическому типу (с развитием заболевания, текущего по закономерностям органического соматического процесса), так и по психопатологическому.


Факторы, способствующие микросоциальной дезадаптации детей, страдающих психосоматическими расстройствами в рамках ПВД:

1. Глубина и тяжесть собственно психопатологической и соматовегетативной симптоматики.
2. Особенности критической оценки болезненного состояния самими пациентами (анозогнозия, неполная и двойственная критика) и их ближайшим окружением (фиксация на соматовегетативных нарушениях, недостаточные оценка и понимание психической измененности больного ребенка).
3. Толерантность населения к пограничной психической патологии.
4. Оппозиционное отношение к психиатрической помощи не только больных и их родственников, но и многих врачей-интернистов.
5. Вытекающая из сказанного выше проблема родительского комплаенса, осложняемая особенностями отечественного законодательства, требующего согласия обоих родителей на психиатрическое обследование и лечение ребенка.
6. Отсутствие специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи в первичном педиатрическом звене, т.е. собственно психосоматического аспекта в общепедиатрической системе.
7. Ориентированность существующей системы психиатрической помощи детям преимущественно
на манифестную, тяжелую психическую патологию.
8. Недостаточность знаний о психосоматической и пограничной психической патологии в среде педиатров.
9. Вытекающий отсюда существенный дизадаптирующий фактор, который обозначается как ятрогенная дизадаптация, а именно создание искусственной и неоправданной социальной депривации больных детей с проявлениями ПВД вследствие необоснованных ограничений, накладываемых педиатрами на их образ жизни, и неоправданно длительной мало-эффективной соматотропной терапии без включения психотерапевтического и психосоциального компонентов.


читайте также статью: Психовегетативный синдром (на laesus-de-liro.livejournal.com) [ читать]


подробнее о ПВД в статье «Психическая патология в общепедиатрической клинике (к вопросу о психовегетативном диатезе)» А.А. Северный, ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, Москва (журнал «Журнал неврологии и психиатрии» №5, 2013) [читать]

психовегетативный синдром, вегетативная дистония, педиатрия, психосоматические расстройства

Previous post Next post
Up