Психические нарушения при острой патологии головного мозга

Oct 04, 2016 06:38



[читать] (или скачать)
статью в формате PDF



Мозг обладает громадными компенсаторными возможностями и, как правило, только значительное повреждение его вещества приводит к снижению интеллекта. Однако существуют сравнительно небольшие области (стратегические зоны), поражение которых вызывает грубый интеллектуальный дефицит. К ним относятся таламус (особенно доминантного полушария), префронтальная кора и зона TPO (стык височной, теменной и затылочной долей) также в доминантном полушарии.

TPO = temporalis (височная) + parientalis (теменная) + occipitalis (затылочная). ТРО (третичные поля 37 и 39) - часть заднего, сенсорного, отдела мозга, зона перекрытия (=смыкания) слуховой, кожной [чувствительной] и зрительной области. Входит в состав второго функционального блока мозга - блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Эта область принимает информацию от всех органов чувств, и работает по афферентному принципу и обладает сложными интегративными функциями, обеспечивая симультанный анализ и синтез. В принципе, третичные поля, и ТРО в том числе, осуществляют сложные надмодальностные виды психической деятельности - символической, речевой, интеллектуальной. Поражение этого отдела ведет к нарушению пространственного анализа и синтеза, что вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений: [1] оптико-пространственной агнозии; [2] апрактоагнозии; [3] нарушений сложных символических пространственных функций. В развернутом виде синдромы поражения зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии. При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии. Однако латеральные различия при поражениях ТРО до сих пор мало изучены. Подробнее о ТРО читайте [здесь] (на www.psychological.ru).



Весь накопленный психиатрами и невропатологами опыт говорит, что мозг по-разному реагирует на его острое и хроническое повреждение. Более того, как правило, психические нарушения зависят не столько от этиологии повреждения, столько от того, как быстро оно развивается. Под острой мозговой патологией понимают заболевания, приводящие к значительному повреждению вещества головного мозга в течение сравнительно небольшого времени: острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), черепно-мозговая травма (ЧМТ), быстро протекающие инфекции мозга и его оболочек и т.д. Психопатология острого мозгового процесса описывается клинической картиной острого психоорганического синдрома, который проявляется синдромами нарушенного сознания в рядах:

    1 - оглушение - сопор - кома;
    2 - делирий - тяжелые формы делирия (профессиональный, мусситирующий) - аменция;
    3 - сумеречное расстройство сознания (редко).
Одновременно с указанными выше психическими нарушениями присутствуют, как правило, общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, возможны эпилептиформные приступы. Для первых двух рядов действуют два правила: [1] чем тяжелее и обширнее повреждение головного мозга, тем глубже нарушается сознание (вплоть до комы в первом случае и до аменции во втором); [2] чем глубже нарушается сознание - тем опаснее состояние для жизни и хуже прогноз для восстановления психических функций.

Синдромы расстроенного сознания при острой мозговой патологии сменяются так называемыми переходными синдромами (Wieck H. H., 1956), за которыми следует либо выздоровление, либо формирование хронических психоорганических нарушений. Переходные синдромы: аффективные (депрессивный, гипоманиакальный), апато-абулический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный, острый корсаковский. Аффективные синдромы прогностически благоприятны и заканчиваются, как правило, выздоровлением, тогда как другие переходные синдромы свидетельствуют о тенденции перехода процесса в стадию хронических психоорганических нарушений.


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (на www.psychiatry.ru):
аффективные расстройства (в т.ч. апато-абулический синдром);
псевдопаралитический синдром;
экспансивно-конфабуляторный синдром (в т.ч. острый корсаковский синдром).



Аменция. Состояние спутанности сознания, которое характеризуется растерянностью, нарушением всех видов ориентировки, в том числе осознания собственной личности, а также бессвязностью мышления. Больные все время находятся в состоянии хаотического двигательного возбуждения, ограничивающегося пределами постели. Они недоступны контакту, речь их разорвана и состоит из отдельных слов. Именно разорванность (инкогеренция) мышления является характерной чертой при отграничении аменции от других видов нарушений сознания. Аффективные реакции лабильны: больные то плаксивы, то улыбчивы, то индифферентны к окружающему. По ночам могут возникать делириозные эпизоды, в высказываниях нередко звучат фрагментарные бредовые переживания, а поведение может указывать на наличие отдельных галлюцинаторных обманов. На высоте развития аменции иногда возникают кататоноподобная симптоматика в виде возбуждения или ступора, хореиформные гиперкинезы. После выздоровления весь период аменции полностью амнезируется (читайте также «аментивный синдром» на www.psychiatry.ru [читать]).

ДЕЛИРИЙ: вся необходимая информация об этом психопатологическом синдроме собрана [ здесь] (на laesus-de-liro.livejournal.com).

Сумеречное состояние. Наиболее важным признаком сумеречных состояний является внезапное расстройство сознания. Обычно без видимой причины, без каких-либо предвестников наступает такое изменение сознания, при котором поведение больного начинает определяться остро возникающими галлюцинаторно-бредовыми переживаниями устрашающего характера. Особая опасность сумеречного состояния заключается в том, что, несмотря на внешне упорядоченное поведение, больные могут совершать неожиданные тяжелые агрессивные действия, нападая на окружающих, разрушая все на своем пути. Внешне больные кажутся мало изменившимися, часто их деятельность остается последовательной, что сразу же позволяет отличить эти состояния от делирия. Однако первый же обращенный к больному вопрос или сказанное им слово показывают, что больные дезориентированы: не понимают, где они находятся, не узнают окружающих их людей, не могут назвать число, месяц, год, не помнят своего имени и имен близких им людей. Речь больных связная, грамматически правильно построенная, но в то же время беседовать с ними невозможно. Они не отвечают на вопросы, сами не ждут ответа на свои высказывания. Они говорят, ни к кому не обращаясь, как бы сами с собой. Характерна относительная однообразность состояния с резко выраженным аффективным расстройством в виде злобы, напряженности, тоски и страха, бессмысленной ярости. В более редких случаях глубина сумеречного нарушения сознания менее выражена, ориентировка в известной мере сохраняется, бред и галлюцинации могут быть мало выраженными. Сохраняется внешне упорядоченное поведение, которое может внезапно смениться возбуждением с аффектом страха, злобностью, напряженностью, агрессией и жестокостью (дисфориче- ский тип сумеречного состояния). Так называемое патологическое опьянение по клинической картине и течению можно рассматривать как вариант сумеречного состояния.


Хотя синдромы расстроенного сознания различны по клиническим проявлениям, они имеют и ряд общих признаков, необходимых для диагностики: [1] отрешенность от окружающего мира с нарушением его отражения и восприятия; [2] более или менее выраженная дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации; [3] нарушения процесса мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений; [4] затруднение запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений (воспоминание о периоде помрачения сознания очень отрывочно или совсем отсутствует).



читайте также:

статья «Клинические рекомендации по расстройствам сознания у больных с критическими состояниями» Д.И. Малин, П.В. Рывкин; Московский НИИ психиатрии - филиал ФГБУ ФМИЦПН им. В.П. Сербского Минздрава России журнал «Современ-ная терапия психических расстройств» №1, 2016) [читать];

статья «Состояния спутанности у пожилых пациентов с деменцией» И.В. Колыхалов, Я.Б. Федорова, С.И. Гаврилова Отделение болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств Отдела гериатрической психиатрии ФГБУ «Научный центр психи-ческого здоровья» РАМН, Москва (Журнал неврологии и психиатрии, №7, 2013; Вып. 2) [читать];

статья «Черепно-мозговая травма: градации сознания и клинической тяжести состояния пострадавших» Л.Б. Лихтерман, А.Д. Кравчук, В.А. Охлопков, В.В. Могила, Б.Л. Лихтерман; ФГАУ «НМИЦН им. акад. Н.Н.Бурденко»; МА им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского»; ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М.Сеченова» МЗ РФ (портал Consilium Medicum, журнал «Неврология и ревматология» №1, 2018) [читать]

психоорганический синдром, кома, сознание, диагностика, психоз, психиатрия, депрессия

Previous post Next post
Up