Как мы знаем, наши современники из числа служителей культа так сильно любят Николая II и РКМП, что аж кушать не могут. Если бы вопрос исчерпывался личным мнением только этих отдельно взятых граждан (пускай даже и в рясах) - пожалуй, данная тема не стоила бы не то что обсуждения, но даже упоминания. Однако "покаяние" за "невинно убиенного" монарха назойливо навязывается обществу в целом (достаточно вспомнить недельной давности казус в Госдуме, когда все депутаты [не исключая и КПРФ, которая окончательно пробила дно и забурилась в земную мантию]
почтили память "последнего российского императора Николая II"). В связи с этим небезынтересно узнать, как обстояли дела с репутацией будущего "страстотерпца" и его государственной модели у тех иерархов, которые всё это, собственно, наблюдали воочию.
Обратимся к отрывку из выпущенного 31-го марта 1917-го года «Поучения с церковного амвона о „Займе Свободы"», которое вывешивали на дверях церквей (здесь и далее источником материалов является работа М.А. Бабкина "Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году"):Все в нашей жизни совершается по воле Божией. Великие дни переживает наша Родина. Старое правительство довело Россию до края гибели. Случилось что-то невероятное. Великая Россия, питавшая своим хлебом всю Европу, теперь, в дни войны, когда, казалось, всякий вывоз хлеба за границу был прекращен, когда хлеба должно было хватить на всех с огромным избытком, на самом деле, ощущает страшный недостаток в этом хлебе, а в иных местах терпит чуть ли не настоящий голод. Нет не только хлеба, но не хватает и прочих необходимых предметов продовольствия: масла, мяса и т. д. А раньше все это и за границу вывозили, и сыты были, и запас оставался. [тут, конечно, иерархи хватили через край, но не суть - laertan] Расстроилось народное хозяйство. Но не только хозяйство народа пришло в упадок, а и многое вызывает наше удивление и негодование. В самом деле, количества народа у нас чуть не в три раза больше, чем у немцев. При этом мы, русские люди, горячо любим нашу Родину, и наши воины на фронте дерутся с немцами, как львы. А, между прочим, враг далеко проник в глубь России и захватил множество нашей земли, разорив села, города, пустив по миру десятки тысяч наших братьев. Что это? Как это можно объяснить? Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди. Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи.
Столько всего интересного выясняется, а ведь это только один документ. Углубимся же в материал!
Возьмём проповедь к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова) от 3 марта 1917 г.:Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной междоусобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода и беспорядков.
А вот послание к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) от 5 марта 1917 г.:Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядки, допущенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно и искусно вводившим всех в заблуждение, повлекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах. Нынешняя кровопролитная великая отечественная война ясно, до очевидности для всех обнаружила, что страна наша и Русский народ стоят на краю пропасти, жадно раскрывшей пасть свою для поглощения нашего Отечества. Создалась эта ужасная бездна и верховная власть вернулась к Русскому народу великому и пространством земли, и своей численностью, и духом, - устраивать на новых началах свою государственную жизнь. Совершилась воля Божия о новых судьбах Отечества нашего. Кто противостанет воле Его? [Рим. 9, 19].
Также граждане попы делились своим взглядом на исторические события, вот к примеру отрывок из речи викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова) не позднее 6 марта 1917 г.:Сейчас мы слышали об отречении государя Николая II. Тяжелым крестом для России, для русского народа было его царствование: сколько крови пролито во время [Русско-]Японской и настоящей войны! И недаром же русский народ почитается всегда народом-страстотерпцем: он всегда безропотно нес на себе все невзгоды, он всегда нес неисчислимые жертвы за благо Отечества; русский народ отдавал всех своих сыновей и все свое достояние на защиту веры и отечества. Но особенно тяжело было русскому народу переносить унижение от врагов во время Японской и настоящей войны. Зная неподготовленность России они и нападали на нее: бессильному плохо живется, на него больше нападают. А до бессилия русский народ доведен был старыми правительствами. И не стерпел этих унижений русский народ и сознавши, что под правлением старого правительства он все равно не мог бы выйти победителем из настоящей великой битвы народов, несмотря на все свои жертвы на отечество, он взял теперь власть в свои руки под водительством нового Богом данного правительства, ибо «несть власть аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть» [Рим. 13, 1].
Давалась оценка управленческим навыкам прежних руководителей - из речи архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского):Наш Всероссийский корабль, выражусь образно, был близок к погибели. Бурные волны житейского моря расшатали все его устои, повредили его и внутри и снаружи. Кормчие его оказались к возложенным на них обязанностям несостоятельными или по своему невежеству или, вернее, по своей нечестности. Мы рисковали скоро потонуть и захлебнуться в волнах. Не явись вовремя самоотверженные новые кормчие, я не знаю, что и было бы с нами! Теперь, благодарение Богу, эти новые кормчие, согнав с корабля прежних негодных кормчих, решили не только его починить, уснастить, украсить, но и ввести его в тихую пристань.
Дальше - больше, в речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) от 10 марта 1917 г. Революция сравнивается ни много ни мало с... воскрешением Христа:Россия наша, дорогая Россия воскресла! Смертию старого строя попрано угнетение, болезнь, цепи, отчаяние народа; тем, кто был во гробе, - забыт, измучен, закован, унижен, обижен, - жизнь дарована!
Из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского):Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху - все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле, и так или иначе устраивали свои грешные дела... Теперь началась великая эпоха новой жизни, случилось нечто невероятное. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья.
Но это - проповеди к пастве, а что же граждане пастыри говорили в ином кругу? Вот отрывок из речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) на собрании кадетской партии:Господа, я всегда уважал и уважаю английскую конституционную монархию и считаю этот образ правления наилучшим, но не для нас, не для нашего государства. И потому я - за Российскую республику. Наши многие русские монархи и особенно последний из них Николай II со своею супругою Александрою так унизили, так посрамили, опозорили монархизм, что о монархе, даже и конституционном, у нас и речи быть не может. В то время, как наши герои проливали свою драгоценную кровь за отчизну, в то время, как все мы страдали и работали во благо нашей родины, Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своими Распутиными, Протопоповыми и другими пресмыкателями и блудниками. Монарх и его супруга изменяли своему же народу. Большего, ужаснейшего позора ни одна страна никогда не переживала. Нет, нет - не надо нам больше никакого монарха. Самое слово «монарх» теперь для нас странно... Изберут вел. кн. Михаила или Николая Николаевича, поставят одного из них конституционным монархом, а у него, смотришь, те же родные люди, те же пойдут друзья и приспешники. Начнется опять та же, пусть себе сначала в меньшей степени, камарилья, свистопляска, чехарда... Я повторяю, глубоко уважаю английский образ правления, конституционную монархию, но она - не для нас; я - за республику, за совершенно новый и для нас наилучший образ правления.
Мой личный топ-10 лучших тезисов, высказанных церковными иерархами по данной теме:
1. Монархия довела Россию до края гибели.
2. Царское правительство организовало распад народного хозяйства и экономики, а также голод.
3. Беспорядки, разруха, злоупотребления и недобросовестность - характеристики, органически присущие старой власти.
4. Революция была восстанием людей за правду.
5. Лично бог посредством народа сверг и покарал старую власть.
6. Царствование Николая II было тяжёлым крестом для России.
7. Николай II оказался неспособным исполнять возложенные на него обязанности по невежеству или по нечестности.
8. Царское правительство насиловало народ.
9. Николай II и Александра Фёдоровна опозорили монархизм.
10. Николай II - Ирод, а Александра Фёдоровна - Иродиада.