Начало Председательствовал на «Первом международном симпозиуме гранитной скульптуры имени Хади Бара на острове Авша» пятидесятилетний Ферит Озшен (Ferit Özşen). Он тоже приложил руку к местному граниту, вырезав из камня «Плачущую женщину» (Aglayan Kadın):
Она сейчас занимает почетное место в небольшом парке рядом со старым зданием муниципалитета:
Почетное - потому что соседствует с бюстом Ататюрка и кусками вековых мраморных колонн, найденных на острове и свезенных сюда в качестве мини-экспозиции древностей. Присмотритесь - в глубине, справа от Ататюрка:
Вот на этом фото хорошо видно, что у каменной женщины-глыбы есть лицо :):
Это одна из немногих вменяемых статуй на острове. То есть понятных простому, как я, обывателю :):
Сейчас Фериту 70:
Последнее место работы в 2005 - директор «Стамбульского музея рисунка и скульптуры» (İstanbul Resim ve Heykel Müzesi):
Вот эволюция его работ.
1969, «Султан Ахмет» (Sultan Ahmet):
1970, «Инопланетянин» (Uzayda insan):
2003, «Богиня луны» (Ay Tanricasi):
Работами господина Озшена можно полюбоваться на его сайте:
http://feritozsen.com/index.asp Этот камень я фотографировала несколько раз, проходя мимо по набережной:
Только спустя несколько лет додумалась сделать несколько шагов в сторону и обойти его со всех сторон. И мне открылся лик воина!
То есть скульптура попросту брошена как попало. А если ее повернуть правильным ракурсом в сторону дороги, по которой гуляют все туристы, - она оживет! И праздно шатающейся публике хотя бы станет понятно, что это - статуя! А не просто кусок камня.
Автор скульптуры - Ремзи Саваш (Remzi Savaş). Фото - с
его страницы в Фейсбуке:
То, что я опознала авторство, - почти чудо. В одной из статей о Ремзи была махонькая фотография, где он как раз вырезал какую-то голову. Я сопоставила ее с тем, что сама сфотографировала, картинка совпала!
Из корифеев, помимо Ферита Озшена и Ремзи Саваша, в первом симпозиуме гранитной скульптуры на Авше в 1993 году приняли участие Мерич Хызал (Meriç Hızal) и Тамер Башоглу (Tamer Başoğlu) - тогдашний ректор Университета Мимара Синана, практически классик турецкой скульптуры. Вот он на фото. Только, что он сделал на симпозиуме для нашего острова, я не смогла найти:
Мерич Хызал (Meriç Hızal) училась и в Турции, и в Австрии, Италии, Франции, имеет кучу наград, а работы ее разлетелись уже по всему свету, а не только выставлены на улицах Стамбула. В 1997 году она уже была профессором факультета искусства в «Işık University and Doğuş University» в Стамбуле:
На первом симпозиуме скульптуров на Авше, в 1993м, ей принадлежит одна из моих любимых работ - «Давай встретимся под солнечными часами» («Güneş Saatinde Buluşalım»):
Это несколько каменных скамеечек-кресел на одного человека, сгруппированных возле овального, идеально отшлифованного камня с насечками. Видимо, это и есть солнечные часы:
Еще семь лет назад эта скульптурная группа была красиво расположена в центре дорожки нашего Mehmet Uyarı парка:
А сейчас ее разрисовали краской какие-то паразиты, другого слова у меня для них нет:
Кроме того, скульптуру загнали в сторону, где она совершенно не смотрится:
Будет у меня зимой время, наверное, попробую оттереть ее от краски, чтобы снова можно было любоваться круглыми боками каменных часов:
На старой фотографии выше, которую я взяла с
официального сайта мастерицы, видно, что в центре солнечных часов была какая-то металлическая штуковина, похожая на парус. Ее, естественно, тоже скрутили:
Узнаете «стульчик»? :):
Идея часов, солнца и стола довольно заметна в творчестве госпожи Хызал:
Я нашла кучу ее работ по этой тематике:
Кстати, «столовые группы» - одни из любимых у самой Мерич:
На
ее сайте они помещены в раздел «любимые работы автора»:
Мерич внесла свой вклад не только в украшение нашего острова, но также и соседнего - Мраморного. Вот она как раз за работой над скульптурой, занявшее свое место в экспозиции скульптур на Мраморном острове. И заметьте, снова часы! :)
Продолжение следует...