Самые необычные ушакские ковры

Dec 29, 2014 22:26


«Тем временем я развернул ковер, и сердце у меня екнуло, - это был белый анатолийский ковер семнадцатого века, местами протертый до дыр, представьте себе! - так называемый «птичий» - с изображением каких-то сказочных существ и птиц, - это запрещенные магометанской религией, мотивы. Уверяю вас, такой ковер - неслыханная редкость!»

Карел Чапек «Редкий ковер»

Начало: музей ковров в Стамбуле
Ковры Гольбейна
Ушакские ковры - самые знаменитые турецкие ковры

Мир восточных ковров неисчерпаем! Сегодня расскажу о совершенно удивительных турецких коврах из города Ушак, которые резко отличаются от других ушакских, которые мы рассмотрели в прошлый раз. Да и вообще, на мой взгляд, резко выделяются из всех разновидностей турецких ковров.

• УШАКСКИЕ «ПТИЧЬИ» КОВРЫ.
Растительный рисунок на коврах этой группы напоминает птиц. Именно напоминает, потому что, как мы помним, в исламском искусстве существует запрет на изображение живых существ:


Ушак птичий, XVII век, Филадельфия, Художественный музей

Первые образцы ковров этого типа появились в XVI-XVII веках. Как пишет Ю. А Миллер в книге «Искусство Турции», «хотя в настоящее время считается, что такие изображения представляют модификацию растительного узора, первоначальное истолкование надолго закрепило за коврами название «птичьих». Их колорит несколько отходит от общепринятой турецкой цветовой гаммы. Основным тоном в расцветке служит светлый, кремовый фон поля и каймы, на котором четко рисуются многоцветные фигуры «птиц» и растений».



Ушак птичий, XVII-XVIII век, Филадельфия, Художественный музей

Моя фотография из музея оказалась совсем безобразной, поэтому привожу здесь примеры «птичьих» ковров, которые нашла в интернете. На удивление все они оказались из коллекции Художественного музея в Филадельфии:


Ушак птичий, XVII век, Филадельфия, Художественный музей

В отличие от ковров Гольбейна "птичьи" ковры в живописи встречаются чрезвычайно редко. Я нашла всего два примера. Один - на картине Алессандро Варотари (Падованино) «Роксана и Александр», Эрмитаж:



Второй украшает портрет Генри Гастингса, V Графа Хантингтонского, кисти фламандского живописца Пауля ван Сомера I, 1601 г.:



Хранится этот портрет в Кембриджском университете :



Оказывается, знатоком, ценителем и коллекционером ковров был Карел Чапек. Я случайно наткнулась на его рассказ «Редкий ковер», в котором он описывал как раз птичий ушакский ковер:

«Тем временем я развернул ковер, и сердце у меня екнуло, - это был белый анатолийский ковер семнадцатого века, местами протертый до дыр, представьте себе! - так называемый «птичий» - с изображением каких-то сказочных существ и птиц, - это запрещенные магометанской религией, мотивы. Уверяю вас, такой ковер - неслыханная редкость! А этот экземпляр был не меньше, чем пять на шесть метров и восхитительной расцветки; белый с бирюзово-синим и вишнево-алым узором. Я отвернулся к окну, чтобы хозяйка не видела моего лица, и говорю:
- Довольно ветхая штука, госпожа Северинова, а тут он у вас и вовсе слежится. Знаете что, скажите вашей даме, что я куплю этот ковер, ежели ей негде его держать.
- Не так-то это просто, - отвечает Северинова. - Ковер не продается, а владелица его живет все больше в Мерано и Ницце. Я даже не знаю, когда она бывает здесь. Но попробую узнать.




- Будьте добры, - сказал я равнодушнейшим тоном и ушел. К вашему сведению: купить вещь за бесценок - дело чести коллекционера. Я знаю одного очень известного и богатого человека, который собирает книги. Ему ничего не стоит отдать тысячу-другую за какую-нибудь старую книжонку, но, если удастся купить у старьевщика за две кроны первое издание стихов Иозефа Красослава Хмеленского, он чуть не прыгает от радости. Это тоже спорт, вроде охоты на серн. Вот и втемяшилось мне в голову по дешевке купить «птичий» ковер и подарить его музею, потому что такому уникальному предмету место только там».

Удалось ли провернуть хитрую сделку смышленному герою рассказа, узнаете, прочитав его полностью здесь . Он коротенький. :)

Если Карел Чапек так хорошо разбирался в коврах, безусловно, он знал, что один из уникальных турецких ковров XVI века хранится на юге Чехии в замке Глубока, до 1945 года принадлежавшем дворянскому роду Шварценбергов. Ковер с узором «чинтамани», речь о которых пойдет ниже:


Источник фото

• УШАКСКИЕ КОВРЫ «ЧИНТАМАНИ».
Посмотрев на эти ковры в музее и прочитав схему узора, я не заинтересовалась этими коврами совершенно. Уж больно простенькими они показались на фоне всех остальных, по-восточному богато орнаментированных ковров:


Современный образец ушакского ковра чинтамани с официального сайта города Ушак

А вот и зря! Этот "простенький" узор оказался очень древним и очень загадочным. На инфостенде в музее на английский его название почему-то перевели как «Китайское облако» (Chinese Cloud):


Плитка с узором "Чинтамани", Турция, XVI в., Музей исламского искусства, Катар

Атрибут буддийской символики, вошедший в основу орнамента турецкого ковра, - это как необычно-то! Посмотрите, как резко выбивается из остальных сложных этот монотонный и такой сдержанный орнамент. Оба ковра на фото - "чинтамани":



Узор совсем простой: три маленьких круга (кольца) и двойная волнистая линия:



И эта комбинация упорно заполняет все поле ковра.


Ковер "чинтамани", XVII век, Филадельфия, Художественный музей

Оказалось, что у этого знака просто поразительная бездна смыслов! Начнем с того, что чинтамани в индуисткой и буддисткой мифологиях - камень (кристалл), исполняющий желания и дающий владельцу все, что он только пожелает. С санскрита cintâmaņi - cintâ - мысль, забота + mani - перл, драгоценный камень. Волшебный или философский камень.



Три кольца - герб Тамерлана, который был изображен также на его печати и означал, что Тамерлан - царь трех частей света:



Рерих в «Сердце Азии» писал:
«Великий Тимур владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно неожиданными людьми. Тем же неожиданным путём в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно в другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем…».

В разное время этим камнем владели Александр Македонский, падишах Империи Великих моголов Акбар Великий, Наполеон, подаривший его своей жене Жозефине. Но камень исчез после их расставания... По легендам, царь Соломон расколол один из фрагментов этого камня на 4 части. Из одной из них сделал свое знаменитое кольцо, остальные три через тысячу лет увез в Мекку пророк Мухаммед. И якобы укрыты они внутри Каабы. Вот тебе и связь буддизма и ислама.

Узор "Чинтамани" на керамическом блюде, Турция, 1550 - 1575 гг., Музей исламского искусства, Катар:



Рерих пошел еще дальше, избрав этот знак символом знамени мира, знаком Триединства. Вот что он писал о глубокой древности этого символа:
<…> для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».

«Знак триединости оказался раскинутым по всему миру <...> Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение <...> На знаменитой картине Мемлинга (мое примеч.: "Поклонение Христу") на груди Христа ясно виден этот же знак:



Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны <...> Он же и на Тамге Тамерлана <...> Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда <...>:




Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак".

Как только его не называют исследователи! И «священный знак, соединяющий Миры, Времена и Народы» (Кальжанова Г.И.), и «сокровенный иероглиф о сущности Мироздания» (Молчанова К.А.).

Есть о чем подумать, глядя на ковры с узором «чинтамани»:



Да и не только на них. Орнамент этот широко использовался и используется на керамике и других предметах турецкого искусства:






Им часто украшали одежды султанов и их сыновей - наследников престола. Он символизировал силу, могущество, аристократизм и благородство:



"Чинтамани" на парчовый бархате XVI века (1525-1575 гг.), Музей исламского искусства, Катар:



Так что, увидев в современных магазинах "Paşabahçe", например, солонку и перечницу с этим знаком, не спешите проходить мимо. :) На вас смотрит один из древнейших символов мира:



Продолжение следует...

искусство

Previous post Next post
Up