хайнц паннвиц: дорога в москву (вступление)

Jan 06, 2018 11:30




Просвещенный читатель не испытывает недостатка в достаточно подробных описаниях как всего комплекса "Красной капеллы", так и истории парижской зондеркоманды РСХА с тем же названием. Действительно, существуют как (пускай в существенных деталях противоречащие друг другу) мемуары двух главных выживших протагонистов Леопольда Треппера и Анатолия Гуревича,1 так и достаточное число вторичных источников, использующих свидетельства участников событий и архивные документы.2 Предлагаемая публикация является своеобразным (говоря современным языком) спин-оффом к основному сюжету: как оказалось, сохранились мемуары и третьего протагониста - начальника парижской зондеркоманды "Красная капелла" Хайнца Паннвица, пусть и написанные в несколько необычных условиях.

Хайнц Паннвиц родился в 1911 году в Берлине. В юности он поступил на теологический факультет, но не окончил его. После годичной службы в армии в 1937 году он благодаря личному знакомству получил место в берлинской полиции. В том же году вступил в НСДАП. Служил в полиции сначала стажером, а затем, после сдачи экзамена в 1939 году, комиссаром. Был направлен в Прагу для работы в гестапо и руководил там отделом, расследовавшим покушения и саботаж. Очевидно, на этом посту он добился определенных успехов, потому что именно он был назначен главой специальной комиссии по расследованию убийства Гейдриха. С его слов, в ходе расследования у него возникли существенные разногласия с его начальством относительно методов работы гестапо. В результате Паннвиц попросил отправить его на фронт и прослужил четыре с половиной месяца в составе одного из подразделений полка особого назначения Бранденбург на советско-финском фронте. Затем его снова вызвали в Берлин, где начальник четвертого управления РСХА Генрих Мюллер лично поручил ему ознакомиться с делом "Красной капеллы". Вскоре он сменил на посту начальника парижской зондеркоманды Карла Гиринга.3 К этому времени и Треппер, и Гуревич сотрудничали с зондеркомандой и участвовали в радиоиграх, которые зондеркоманда вела с Москвой. В июне 1943 года Трепперу удалось передать в Москву записку о провале возглавлявшейся им группы,4 а в сентябре того же года - бежать (в январе 1945 г., после освобождения Франции, он был доставлен в Москву и приговорен к 15 годам заключения. Реабилитирован в 1954 г.) После того, как союзники приблизились к Парижу, остатки зондеркоманды эвакуировались в Германию, откуда радиоигра продолжалась. В апреле 1945 года Паннвиц принял решение после окончания войны сдаться советской стороне. Существуют различные причины, объясняющие этот шаг. Гуревич в своих мемуарах настаивает, что ему удалось, в свою очередь, перевербовать Паннвица. Историк В. Лота заходит дальше, считая, что перевербовка была осуществлена непосредственно Москвой в рамках радиоигры. Сам Паннвиц утверждал, что его сдача была хитрым планом, одобренным непосредственно Мюллером. Кроме документов самой зондеркоманды он захватил с собой материалы по так называемой "Операции Феникс", с помощью которых рассчитывал вбить клин в отношения между СССР и союзниками. Наконец, нельзя исключать, что Паннвиц опасался наказания за чешский эпизод своей карьеры и искал себе новых покровителей. Учитывая характер сведений, которыми он располагал, советская сторона показалась ему в этом отношении перспективнее, чем союзники.
В 1956 году Паннвиц вернулся в ФРГ. Через несколько месяцев интерес к нему проявило ЦРУ, изначально, впрочем, подозревавшее, что Паннвиц продолжает работать на советскую сторону. Первые попытки сближения были не слишком продуктивными, а в октябре 1956 года Паннвиц перенес инфаркт. После его выздоровления ЦРУ отнеслось к задаче более серьезно, в частности, организовало и оплатило консультацию американского кардиолога, и с весны до осени 1959 года Паннвиц (теперь агент CARETINA) написал по заказу ЦРУ серию мемуарных разработок. От дальнейшего его задействования американские оперативники отказались. Впоследствии Паннвиц работал коммерческим агентом, умер в 1975 году. Уже после его смерти австралийскому историку чешского происхождения Станиславу Бертону удалось получить от вдовы Паннвица немецкий оригинал его разработки, посвященной расследованию убийства Гейдриха, он был опубликован в 1985 году в ежеквартальнике мюнхенского института современной истории.5
Предлагаемая вниманию читателя разработка "Дорога в Москву", по моим сведениям, до сих пор не публиковалась ни в оригинале, ни в переводе.6 Безусловно, при чтении следует учитывать своеобразную оптику автора (рассказ имеет некоторое сходство с романом Ю. Семенова "Отчаяние": в обоих случаях опытный разведчик несмотря на тяжелые условия заключения ведет собственную игру со следователями), а также подоплеку написания мемуаров. К примеру, для Паннвица очень важно подчеркнуть, что до его признания советская сторона понятия не имела, что ее агенты перевербованы и включены в радиоигру. Это не соответствует действительности: и переданная Треппером записка, и советские документы, опубликованные В. Лотой, доказывают, что советская сторона уже в 1943 году знала о провале своих агентов и ведущейся зондеркомандой радиоигре.
Текст разработок изначально писался Паннвицем на немецком, двойной перевод делает возможным отдельные искажения. Нумерация абзацев тоже, вероятно, вставлена английским переводчиком при подгонке оригинала под шаблон разведдонесений.

Первая часть.
Примечания.
1 Треппер Л. Большая игра. М.: Политиздат, 1990; Гуревич А. Разведка - это не игра. Мемуары советского резидента Кента. М.: Нестор, 2007.
2 Краткий перечень, не претендующий на полноту: Perrault G. L'Orchestre Rouge. Paris: Fayard, 1967. (русский перевод: Перро Ж. Красная капелла. Суперсеть ГРУ-НКВД в тылу III рейха. М.: Яуза, Эксмо, 2004.); Coppi H., Danyel J,, Tuchel J. (Hrsg.). Die Rote Kapelle im Widerstand gegen Die Rote Kapelle im Widerstand gegen den Nationalsozialismus. Berlin: Gedenkstätte Deutscher Widerstand, 1994; Пещерский В. Красная капелла. Советская разведка против абвера и гестапо. М.:Центрполиграф, 2000. Важной представляется публикация В.Лотой радиограмм, которыми "Кент" обменивался с центром в ходе радиоигры, равно как и сопутствующих документов: Лота В. Без права на ошибку: книга о военной разведке, 1943 год. М.: Молодая гвардия, 2005.
3 Гиринг, Карл (1900 - 1945) - криминальный советник гестапо, гауптштурмфюрер СС. С лета 1942 г. возглавлял парижскую зондеркоманду "Красная капелла". Вынужден был оставить свой пост по болезни (рак). Умер в ноябре 1945 г. в Галле.
4 Coppi, H. Die "Rote Kapelle" im Spannungsfeld von Widerstand und nachrichtendienstlicher Tätigkeit. Der Trepper-Report vom Juni 1943. Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 3/1996, S. 431-458.
5 Berton, S. Das Attentat auf Reinhard Heydrich von 27. Mai 1942. Ein Bericht des Kriminalrats Heinz Pannwitz. Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 4/1985, S. 668-706.
6 Существенно более краткий рассказ Паннвица о тех же событиях опубликован С. Полтораком в 2003 г. По его словам:
Летом 2002 г. немецкие журналисты по поручению сына X. Паннвица - Мишеля Паннвица, живущего сейчас в Берлине, передали А.М.Гуревичу для его личного архива ксерокопию также никогда ранее не публиковавшегося документа. Это - показания X. Паннвица американским спецслужбам после возвращения из мест заключения в СССР, датированные 20 января 1956 г. Документ долгие десятилетия хранился в личном архиве сына Хейнца Паннвица. // Полторак, С. Советский резидент Кент глазами Г. Мюллера и Х. Паннвица. 1944 -1956 гг. Истoрический архив, 4/2003, С. 54-72.
Насколько можно судить по содержанию, речь идет о показаниях немецким спецслужбам, переведенных на английский и переданных американцам.

Иллюстрация: партийная анкета Хайнца Паннвица (1939 г.)

паннвиц хайнц

Previous post Next post
Up