служба утерянных цитат - 13 или о ненависти

Jul 25, 2015 14:48

В службу утерянных цитат поступил запрос относительно приписываемой А.В.Луначарскому цитаты

"Мы ненавидим христиан, даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами, они проповедуют любовь к ближнему и сострадание, то что противоречит нашим основным принципам, христианская любовь преграждает развитие революции, долой любовь к ближнему, то что нам нужно - это ненависть, мы должны уметь ненавидеть, только тогда мы сможем победить Вселенную" Не будем задерживаться в настоящем, где цитата охотно используется в книгах с названиями вроде "Истина великой России", "Основы русского либерализма" и "Православие и русская народная культура" и перенесемся сразу в 20-е годы прошлого века.

След 1:
7 июня 1927 года Борис Коверда убил в Варшаве советского дипломата П.Л.Войкова. На начавшемся через несколько дней процессе Коверду защищали четыре адвоката, в том числе Мариан Недзельский. Изложение речи Недзельского неоднократно публиковалось, напр. в книге "Русская эмиграция в борьбе с большевизмом" (сост. С.В.Волков). Писателю Борису Носику речь Недзельского так пришлась по душе, что он цитировал ее минимум в трех книгах ("На погосте ХХ века", "Русские тайны Парижа", "Русский XX век на кладбище под Парижем"). Но мы ограничимся русской стенограммой процесса, изданной в 1927 г. в Париже:



След 2:
В том же 1927 году в Берлине была издана с предисловием генерала Н.Н.Головина книга П.Н.Краснова "Душа армии". В ней тоже присутствует искомая цитата, правда с отсылкой не к Луначарскому, а к некоей "красноармейской памятке".



Однако, П.Н. Краснов не был первооткрывателем данной памятки, 10 сентября 1926 года (т.е. до процесса Коверды) та же памятка цитировалась в статье Новика "Красная армия" (газета "Возрождение", Париж)


15 октября того же года другой вариант той же статьи был напечатан на немецком языке в швейцарском журнале "Allgemeine schweizerische Militärzeitung". Автор пожелал сохранить анонимность. Так как публикация "Возрождения" более ранняя, а швейцарская публикация существенно более полная, предположим, что у обеих статей был общий первоисточник.
Впрочем, нет особого смысла углубляться в поиски памятки, так как следующий след снова возвращает нас к Луначарскому.

След 3:
10 мая 1923 года Морис Конради убил в Лозанне советского дипломата В.В.Воровского. На суде, состоявшемся в ноябре того же года, сообщника Конради Аркадия Полунина защищал адвокат Теодор Обер. Речь на процессе прославила его, не в последнюю очередь потому, что Полунин (как и Конради) был в итоге оправдан (таким образом, мэтр Недзельский шел уже проторенной дорогой, но с меньшим успехом: Коверда был осужден). На волне успеха Обер в 1924 году основал "Международную антикоммунистическую Лигу" (более известную как "Лига Обера"). Речь Обера была издана в 1924 году в Белграде:


Итак, впервые у нас появилось конкретное указание на источник. Следует, однако, учитывать, что Обер произносил свою речь на французском. Вот оригинал:

Et la cause? Lounatcharsky va vous la dire: voici les paroles qu'il a prononcées dans une conférence intitulée: « Pourquoi il ne faut pas croire en Dieu»:
Nous haïssons les chrétiens, même les meilleurs doivent être considérés comme nos plus grands ennemis. Ils prêchent l'amour du prochain et la miséricorde, ce qui est en contradiction avec nos principes. L'amour chrétien freine le développement de la Révolution. A bas l'amour du prochain! Ce qu'il nous faut, c'est la haine! Nous devons savoir haïr ; dans ce cas nous pourrons conquérir l'univers. Согласно гугльбуксу и Галлике именно французский текст наиболее широко распространился в середине 20-х г.г., немецкие и английские варианты были его переводами. Но даже у авторов, пытавшихся ссылаться на источники, "цитата Луначарского" обходится без ссылки.


Но мы несколько отвлеклись. За неделю до того, как Обер произнес свою речь схожие пассажи прозвучали в показании свидетельницы Марии Каллаш (она давала показания 8 ноября, ниже отрывок из отчета, опубликованного 14.11.1923 года в рижской газете "Сегодня"):


Что говорил Луначарский?
Воззрения наркома на религию отражены в частности в книгах "Почему нельзя верить в бога?", "Об атеизме и религии", "Религия и просвещение", с которыми желающие могут ознакомиться. Хотя воспроизведенную в этих сборниках лекцию "Почему нельзя верить в Бога?" (что близко по названию к заявленному Обером источнику) Луначарский читал в 1925 г., можно, конечно, быть уверенным, что он выступал с подобными лекциями и прежде.
Самое близкое к искомой цитате высказывание Луначарского, которое мне пока удалось обнаружить, звучит так:

Гёте признавался, что знак креста ему ненавистен. Так думали многие лучшие представители молодой буржуазии. Мы еще крепче и последовательнее ненавидим и отвергаем христианство и все учения, его подготовившие, и всякую дистилляцию из него, которой до сего дня занимаются упадочники всякого колера. Это отрывок из статьи "Горький", которая была опубликована в "Известиях" в сентябре 1932 г., т.е. через девять лет после того, как Обер произнес свою речь.

В защиту наркома.
Еще в советские времена обсуждаемая цитата минимум дважды разоблачалась в советских публикациях. В 1976 году И.Ф.Рекуц в книге "Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского" писал:

... в этих словах, клеветнически приписываемых Луначарскому, якобы особенно отчетливо выявляется антигуманная направленность коммунистической морали. Беспочвенность подобных измышлений антикоммунистов очевидна, поскольку в них искажаются принципы марксизма в в отношении к религии. При этом Рекуц ссылается в качестве источника лжецитаты на вышедшую в 1929 г. книгу хорошо известного нам философа Н.С.Арсеньева "Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart in ihren geistigen Zusammenhängen" (1929). Ту же цитату можно встретить и в статье Арсеньева "Большевизм и религия". Но Арсеньев вряд ли является первоисточником, он наверняка воспользовался публикациями речей Обера или Недзельского.
Е.Вистунов в книге "Приглашение в западню" (1984) сообщает нам, что:

... отрывок был опубликован на страницах антикоммунистической брошюрки «Большевистский интернационал против религии», вышедшей в Женеве в 1925 году. Автор ее, Марк Крамер, приписал тогда эти слова А. В. Луначарскому, якобы произнесшему их в «одном публичном выступлении». «Ошибка» была не случайной, а глубоко продуманной акцией: дискредитировать в глазах общественного мнения Запада ленинскую политику партии в отношении религии... Фамилию же одного из видных деятелей партии, наркома просвещения, действительно выступавшего на религиозных диспутах, автор брошюры, конечно же, провокационно использовал для того, чтобы это запугивание прозвучало с особой силой.Эта атрибуция ближе к истине. Женевский химик Марк Крамер был одним из сооснователей "Лиги Обера" и взял цитату либо из речи самого Обера, либо из общего с Обером источника.

Автора!
1923 год ознаменовался в России гонениями на церковь (арест патриарха Тихона, подготовка к суду над ним, активность "обновленцев"), что тщательно регистрировалось, разумеется, эмигрантской прессой. Я частично просмотрел подшивки "Руля" и "Нового времени", но в десятках статей, посвященных церковному вопросу в большевистской России "цитаты" Луначарского не нашел. Если бы она была к тому времени на слуху, то почти наверняка хотя бы в одной из статей ее бы вспомнили.
Конечно, возможно, что ее первоисточником все же является какая-то более маргинальная или менее щепетильная русская эмигрантская газета. Но не исключено, что Обер попросту воспользовался показаниями свидетельницы Каллаш, несколько дополнив и расцветив их.
Закончу отрывком из мемуаров Ю.И.Лодыженского "От Красного Креста к борьбе с Коммунистическим Интернационалом" (Лодыженский в 1923 году помогал Оберу готовиться к процессу, а затем участвовал в создании "Лиги Обера"), который хоть и не прибавляет ясности относительно авторства цитаты, но закольцовывает сюжет:

Среди многих писем, которые Обер получает почти ежедневно по поводу предстоящего процесса, пришло и письмо известного русского писателя Арцыбашева. Арцыбашев не смог сразу покинуть Россию после большевистской революции и, пережив красный террор и прочие преступления коммунистов, проникся звериной ненавистью к красным. Поселившись в Варшаве, он всячески пытался привить эту ненависть участникам местного кружка русской эмигрантской молодежи. В числе этих молодых людей оказался Борис Коверда, расплатившийся с Войковым...

служба утерянных цитат

Previous post Next post
Up