Иная трактовка существенно менее логична. Арсеньев вернулся в университет Кенигсберга еще до появления Власова и вряд ли как-то мог с пропагандой РОА в Кенигсберге пересекаться. По кр. мере до того момента, когда туда из Берлина переехала русская радиостанция Винеты. Но и тогда (это конец 1943 по лето 1944) пропаганда РОА как таковая не велась. Т.е. это скорее всего сказано о последнем периоде войны. Но добавил слово "возможная" для точности.
Ну во-первых, мне кажется, что если бы речь шла о мнении со стороны, то сказано было бы "опыт пропаганды РОА", без предлога. Во-вторых (если все же считать это наблюдением) есть два возможных истолкования фразы: пропаганда в РОА была хороша, так как отвечала заявленному критерию. Или же была плоха, т.к. не отвечала. Первая трактовка вызывает вопросы, т.к. я не уверен, что заявленный критерий можно применить ко всей пропаганде РОА, особенно на последнем этапе войны - трудно что-то доказывать, когда Сов.Армия уже немецкую границу переходит. Поэтому там как раз шло внушение: держаться, сейчас произойдет перелом и пр. Вторая трактовка была бы бунтом против торжествовавшего на тот момент дискурса с культом Власова, Пражского Манифеста и пр. Это как в "Правду" писать письмо в духе "речь тов. генсека на последнем пленуме вызвала у меня много вопросов".
Есть у нас в Калининграде такой православный журналист - Альберт Алимович Адылов. Он раньше сотрудничал с Бирюковым по линии восстановления солдатских кладбищ Первой Мировой войны, но потом они рассорились (по версии Адылова - из-за вскрывшихся фактов распилов и махинаций). Теперь Адылов в своём ЖЖ (его никнейм - Старец Григорий) разоблачает злодеяния "лживой поповской бирюковско-черенковской банды" (Черенков - ещё более одиозная личность. Владелец православной радиостанции, рейдер, организатор ярмарок и глава общества охраны памятников.)
Старец, кажется, когда-то и по мне проехался - как раз из-за Арсеньева. Но вообще я понял: ситуация сложная, за каждой маленькой мемориальной табличкой - километры рвов, надолбов и проч. фортификационных сооружений.
Интересная тема. Как-то нашёл в инете книгу - "Ковчег детей". Написал один моряк - 20 лет материалы собирал - о том, как группу детей из послереволюционного Петрограда вывез Американский Красный Крест. Среди детей был будущий композитор Запольский, например. Дети потом через год или два вернулись в Россию, проделав практически кругосветное путешествие. В США были колонистами. В СССР, надо полагать, не афишировали такой факт своей биографии. Жена известного деятеля культуры после его смерти утверждала, что это всё неправда! Какая Америка! Т.е., он даже жене не рассказывал!
В романе Евгения Гагарина "Возвращение корнета", прототипом героя которого действительно, по-видимому, прежде всего был Арсеньев, финальная сцена - встреча зондерфюрера с власовцами. "Подберезкин нагнал свою часть. Она стояла, сильно поредевшая, уже за пределами России, в Балтийском крае, и должна была после пополнения направиться на Западный фронт... Город был совсем немецкий и старый... Корнет шел в штаб дивизии... с намерением добиться... хотя бы перевода в тыл Германии... И в этот момент на площадь вышел взвод молодых солдат... Корнет скоро разглядел... три буквы: РОА... Подберезкин смотрел вслед с радостным волнением. Если они и были обречены, то все-таки они делали то, что нужно". Возможно, у прототипа корнета Подберезкина действительно по его возвращении из-под Ленинграда была какая-то встреча с подразделением РОА, развернувшаяся в сотрудничество.
Comments 13
Reply
Но добавил слово "возможная" для точности.
Reply
> добавил слово "возможная" для точности
Ок.
Reply
Во-вторых (если все же считать это наблюдением) есть два возможных истолкования фразы: пропаганда в РОА была хороша, так как отвечала заявленному критерию. Или же была плоха, т.к. не отвечала.
Первая трактовка вызывает вопросы, т.к. я не уверен, что заявленный критерий можно применить ко всей пропаганде РОА, особенно на последнем этапе войны - трудно что-то доказывать, когда Сов.Армия уже немецкую границу переходит. Поэтому там как раз шло внушение: держаться, сейчас произойдет перелом и пр.
Вторая трактовка была бы бунтом против торжествовавшего на тот момент дискурса с культом Власова, Пражского Манифеста и пр. Это как в "Правду" писать письмо в духе "речь тов. генсека на последнем пленуме вызвала у меня много вопросов".
Reply
"Посев", само собой, жив до сих пор. С теми же хозяевами, надо полагать.
Reply
Reply
Но вообще я понял: ситуация сложная, за каждой маленькой мемориальной табличкой - километры рвов, надолбов и проч. фортификационных сооружений.
Reply
Reply
Reply
Reply
Давно хотел прочитать, но что-то все не находил времени. Теперь точно прочитаю.
Reply
Leave a comment