Три донесения В.А.Ларионова (в конце 30-х и во время войны сотрудника берлинского "Нового слова") о своем бывшем редакторе В.М.Деспотули ( Read more... )
Несмотря на это ДЕСПОТУЛИ боялся выступать против немецкой политики, чтобы не потерять свое место редактора "НОВОГО СЛОВА". Он следовал нацистской пропагандистской линии до самого конца. А что он мог сделать? Если он был "разумным и хитрым", то, понимая нацистскую систему, он, вероятно, мог предположить, чего он добьётся своим демаршем (ничего). Интересно, что Деспотули испытывал, зная о реальности и продолжая работать.
ДЕСПОТУЛИ, и не преуспев со своим "И" лишняя? его жена вернуться "Тся". Ему-то не следовало бы меня забыть.Это как понимать? В.А. забыл старого товарища
( ... )
Деспотули писал письма вероятно на адрес жены, т.к. фамилия у жены с тещей одинаковая, то они доходили. Их Ларионов и читал. Это история 45-46 г.г. А с письмами подруги этой другой сюжет - 55г., когда он уже освободился и жил в Потьме (из Минлага ему вероятно писать не давали). Тогда в Потьме он снова начал писать по старому адресу и в ответ стал получать письма якобы от имени жены. Что тут героического я, честно сказать, не понимаю (а если бы оказалось, что жена погибла?), но раз он так это воспринял, то придется ему верить.
> Это как понимать? В.А. забыл старого товарища?
По всей видимости, Деспотули написал и Кромиади, и Ларионову, но получил ответ только от первого. Потом еще (между приведенными мной письмами) он упоминает Ларионова среди лиц, чью судьбу хочет узнать. Ну и когда Кромиади (вероятно) написал, что Ларионов жив-здоров, живет в Мюнхене, то Деспотули, очевидно, обиделся, что тот ему так и не ответил на письмо/письма.
А зачем он писал на адрес жены (постоянно ли писал), если не получал от неё никаких известий? Т.е. я вижу так: он пишет, отвечает тёща, мол, забрали и ничего о ней неизвестно... Или как?
Я навскидку не помню, есть ли в переписке с Кромиади подробности. Мне представляется так, что ему удалось отправить несколько писем в 45-46г.г., м.б. и дальше. При этом изначально он, естественно, рассчитывал на худшее. Получал ли он ответы - мы не знаем. Вполне возможно, что нет. Потом письма отправлять он не мог. Наконец, выйдя в 1955, он попытался восстановить связь, и тут начал получать эти письма якобы от жены.
За границу отправили как лицо с немецким гражданством. А вот почему не поставили к стенке при том, что весь комплект Нового Слова у чекистов был и написал он, конечно, по сталинским меркам где-то на 20-25 ВМН, это вопрос.
Сам он в тех же письмах объясняет несколько идеалистически: В зависимости от заданий и положенной оплаты 7-ми месячные пытки в московских тюрьмах, круглосуточные допросы в кабинетах Абакумова, Рюмина, Черных, Харькова (все теперь расстреляны) вскрыли мне такую омерзительную картину нашего эмигрантского руководства, показали мне подлинные хари этих платных советских агентов, что мне, право, невдомек, как еще и нынче продолжают подвизаться на тех же ролях г.г. Ореховы, Воейцеховские, Мельские. Они были (и конечно, продолжают быть) советскими агентами, работая одновременно в Гестапо. И как это ни парадоксально, может быть, их безграничной подлости обязан я сохранением свой жизни. Ибо даже у закоренелых чекистов их доносы на меня вызывали чувство гадливости, и когда они познакомились со мной лично, то не могли не
( ... )
Горный. Они работали с Деспотули в Руле, он упоминается в переписке Деспотули с Буровым. См. также "Лейббрандт спас Сергея Горного" в гарвардском интервью Кумминга.
Comments 9
А что он мог сделать? Если он был "разумным и хитрым", то, понимая нацистскую систему, он, вероятно, мог предположить, чего он добьётся своим демаршем (ничего). Интересно, что Деспотули испытывал, зная о реальности и продолжая работать.
ДЕСПОТУЛИ, и не преуспев со своим
"И" лишняя?
его жена вернуться
"Тся".
Ему-то не следовало бы меня забыть.Это как понимать? В.А. забыл старого товарища ( ... )
Reply
Деспотули писал письма вероятно на адрес жены, т.к. фамилия у жены с тещей одинаковая, то они доходили. Их Ларионов и читал.
Это история 45-46 г.г.
А с письмами подруги этой другой сюжет - 55г., когда он уже освободился и жил в Потьме (из Минлага ему вероятно писать не давали). Тогда в Потьме он снова начал писать по старому адресу и в ответ стал получать письма якобы от имени жены. Что тут героического я, честно сказать, не понимаю (а если бы оказалось, что жена погибла?), но раз он так это воспринял, то придется ему верить.
> Это как понимать? В.А. забыл старого товарища?
По всей видимости, Деспотули написал и Кромиади, и Ларионову, но получил ответ только от первого.
Потом еще (между приведенными мной письмами) он упоминает Ларионова среди лиц, чью судьбу хочет узнать.
Ну и когда Кромиади (вероятно) написал, что Ларионов жив-здоров, живет в Мюнхене, то Деспотули, очевидно, обиделся, что тот ему так и не ответил на письмо/письма.
Reply
Reply
Мне представляется так, что ему удалось отправить несколько писем в 45-46г.г., м.б. и дальше. При этом изначально он, естественно, рассчитывал на худшее. Получал ли он ответы - мы не знаем. Вполне возможно, что нет. Потом письма отправлять он не мог. Наконец, выйдя в 1955, он попытался восстановить связь, и тут начал получать эти письма якобы от жены.
Reply
Reply
Сам он в тех же письмах объясняет несколько идеалистически:
В зависимости от заданий и положенной оплаты 7-ми месячные пытки в московских тюрьмах, круглосуточные допросы в кабинетах Абакумова, Рюмина, Черных, Харькова (все теперь расстреляны) вскрыли мне такую омерзительную картину нашего эмигрантского руководства, показали мне подлинные хари этих платных советских агентов, что мне, право, невдомек, как еще и нынче продолжают подвизаться на тех же ролях г.г. Ореховы, Воейцеховские, Мельские. Они были (и конечно, продолжают быть) советскими агентами, работая одновременно в Гестапо. И как это ни парадоксально, может быть, их безграничной подлости обязан я сохранением свой жизни. Ибо даже у закоренелых чекистов их доносы на меня вызывали чувство гадливости, и когда они познакомились со мной лично, то не могли не ( ... )
Reply
Reply
Они работали с Деспотули в Руле, он упоминается в переписке Деспотули с Буровым.
См. также "Лейббрандт спас Сергея Горного" в гарвардском интервью Кумминга.
Reply
Leave a comment