Наверное, мало кто знает, что первое имя английской королевы Виктории - Александрина.
И это имя она получила в честь российского императора Александра I.
Однако, здесь необходимо сделать следующее предисловие…
Триумфальная победа над Наполеоном потребовала от императора Александра I «визита вежливости» в стан союзника, каковым на тот момент считалась Великобритания. Англия была несказанно рада тому, что ее злейший враг Буонапарт оказался поверженным. В очередной раз ценой большого кровопролития Россия спасла Европу, что будет успешно делать и в дальнейшем. Война с Наполеоном имела далеко идущие политические последствия. Есть мнение, что после 1812 года Россия как государство утратила субъектность и стала объектом политических игр. Мудрый фельдмаршал Кутузов понимал весь расклад политических фигур на шахматной доске истории. Он противился полному разгрому Наполеона (и Франции) и не хотел, чтобы русские войска доходили до Парижа, понимая, чем это чревато в дальнейшем. Кутузов как-то уж слишком «вовремя» умер, и около Александра I не нашлось мудрых советников, кто отговорил бы его от опрометчивых шагов. Достаточно сказать, что именно тогда в 1812 году были посеяны зародыши Союза Франции и Англии, которые в 1854 году приведут к Крымской войне, чьи итоги будут столь унизительными для России.
Но Александр I не просчитал геополитические последствия своих шагов и с удовольствием пожинал лавры «Освободителя Европы».
Российский император Александр I
После Петра I он стал вторым русским монархом посетившим Туманный Альбион. Соратником по этому историческому визиту оказался прусский король Фридрих-Вильгельм, с которым Александр на корабле английского флота пересек Ла-Манш и 6 июня 1814 года прибыл в город Дувр. Прием им был оказан более чем сердечный: тому свидетельство и пушечные выстрелы крепостных орудий, и пристань, заполненная десятками тысяч зрителей, ожидавших героев войны. На следующий день рано утром гости отправились в Лондон, где в пригороде Блекхит императора встретил русский посол князь Христофор Ливен. Здесь необходимо сказать два слова о князе и его жене.
Послом Российской империи Христофор Андреевич Ливен был назначен в 1812 году, и пробыл он на этом посту внушительный срок - двадцать два года. Он происходил из древнего прибалтийского рода. С пятилетнего возраста Ливен был записан в артиллерию и впоследствии сделал блестящую военную карьеру. Он участвовал в Русско-шведской войне 1788-1790, Русско-персидской войне 1796, Кавказской войне. В 1797 году император Павел I пожаловал его во флигель-адъютанты, а в следующем году Ливен был произведён в генерал-майоры и назначен начальником военно-походной канцелярии.
Посол Российской империи в Великобритании князь Христофор Ливен
Христофор Ливен принимал участие в войне против Наполеона, сражался при Вишау и в кровопролитной битве под Аустерлицем.
В 1808 г. Ливен зачислен был в ведомство Коллегии иностранных дел и 31 декабря 1809 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Берлин и своей деятельностью способствовал сближению Александра I и короля Фридриха-Вильгельма.
Во время Отечественной войны 1812 г. Ливен был назначен послом в Великобританию. Он сумел завоевать уважение и доверие многих выдающихся политиков. Достаточно сказать, что на заседании английского парламента Христофору Ливену была высказана благодарность и признательность за его деятельность. Это единственный случай подобного рода в истории парламента Великобритании.
И все же деятельность посла затмевалась его блестящей супругой.
Женой Ливена была Доротея (Дарья) Христофоровна, сестра небезызвестного Алексан¬дра Христофоровича Бенкендорфа, главы III отделения и шефа жандармов при Николае I. Доротея Ливен была одной из самых успешных разведчиц всех времен и народов. Получившая легендарную популярность Мата Хари явно не смогла бы составить ей достойную конкуренцию по результативности работы.
Доротея Ливен находилась в «романтических» отношениях в разное время с тремя крупнейшими государственными деятелями Европы - австрийским канцлером Клеменсом Меттернихом, главой Форин офис Джорджем Каннингом и французским премьером Франсуа Гизо. Когда она уже жила во Франции, Доротею Ливен боялся сам Талейран, очевидно видя в ней опасную конкурентку. Все отмечали, что Доротея Ливен была бесконечно обаятельна, умна, умела слушать, завоевывать расположение людей и делать их своими союзниками.
Ценнейшего агента лично "вели" Александр I, а затем министр иностранных дел Карл Нессельроде. Почему-то считается, что она недостаточно красива. Эти слова мне встречались довольно часто, когда я готовила этот материал. Я бы не была столько категорична. Для большей объективности размещаю портрет Доротеи Ливен, глядя на который каждый может составить собственное мнение о ее внешности.
Доротея Ливен
Но вернемся к Англии и к императору Александру I.
Отношения, сложившиеся между Александром и принцем-регентом, будущим королем Георгом IV вполне можно охарактеризовать как «сложные». Принц явно ревновал российского монарха к его популярности и славе, а Александр постоянно опаздывал на встречи, к тому же вздумал заигрывать с английской оппозицией, что и вовсе было непозволительным грехом в глазах будущего английского монарха. Со стороны могло показаться, что император увлекся либеральными идеями. Так, беседуя с представителями партии вигов о пользе оппозиции, Александр выразил намерение создать ее и в России. Нужно ли говорить о том, что по возвращении это пожелание было напрочь забыто. Монархи и руководители любят свободу в экспортном варианте, но не хотят ее видеть в качестве устойчивого политического фактора у себя дома.
Большую часть визита, который продлился три недели, Александр I присутствовал на разного рода приемах, праздниках и представлениях. Он был в Королевском театре Ковент-гарден, посетил Английский банк, скачки в Аскотте. Нетрудно предсказать, что все внимание в Аскотте было приковано не к скачкам, а к высокопоставленным гостям.
Александр I посетил собор Святого Павла, где его приветствовал хор, состоявший из одиннадцати тысяч мальчиков и девочек, исполнивших гимн в честь освободителей Европы, Вестминстерское аббатство, арсенал в Вуличе, обсерваторию в Гринвиче. В Вуличе императору показали новейшее секретное английское вооружение - ракеты военного инженера Уильяма Конгрева.
Старый Лондон
Всюду, где бы ни был российский государь, его сопровождали восторженные толпы народа.
А в маленьком живописном пригороде Лондона Ричмонде Александра I вообще чуть было не задавили.
Особо торжественным был прием, устроенный 18 июня 1814 года лорд-мэром в старинном парадном зале ратуши Сити - Гилдхолле. По маршруту проезда все улицы были плотно заполнены народом, в дни визита население Лондона, которое насчитывало около миллиона жителей, увеличилось на 200 тысяч человек. В зале Гилдхолла поставили три кресла - для Александра I, прусского короля и принца-регента. На огромных столах красовался знаменитый золотой сервиз, стоивший 200 тысяч фунтов, на торжественное мероприятие было приглашено 470 гостей. Празднество продолжалось почти до утра и запомнилось всем надолго.
Во время визита Александра I в Великобританию не обошлось и без пикантной истории.
Продолжение следует…