Скачала озвучку с излишествами, там периодически тренькают на гитаре и прокажённые прям завывают. Внезапно.
Пришлось переслушивать в нормальной озвучке.
Историю пересказывать лень, все её знают. Кто не знает - может прочитать, там все 4 Евангелия - весьма тоненькая книжица. Все четыре - потому что как любые свидетельские показания - они разные))
Все обменялись подозрительными взглядами. Началась резня. (с)
Всякие интересные моменты запишу.
1 - про слова.
Много косяков в переводе, которые создали слегка нелепую картину (путаница между Вифлеемской звездой и кометой, например).
Ещё я неосторожно прикололась над тем, что Иисуса "крестит" Иоанн Креститель. Ну, крест-то впереди ещё.
Многомудрый М. немедленно напал на меня с лекцией об этом ихнем ритуале = твила, который до того времени был доступен только через жрецов, ибо по канону было сказано крестить только в спец-лоханках (миква) размером с ванну. Т.е. жрецы были монополисты, имели доход, а тут монополию отобрали, а крестимого просто в реку окунули! И говорят, что сакральность ритуала не пострадала! Святотатство же!))
2 - про деньги
Очень много порицания богатства и торговли. Если раньше рвались "зубы сокрушать" в основном царям, а остальные состоятельные кроты типа зажиточного Иова - не порицались, то теперь прям «пойди, продай имение и отдай выручку в пользу бедных».
3 - про заповеди
Очень много притч про то, что не надо тупо следовать букве закона, надо понимать дух происходящего. Отриньте формализм, взывает Иисус, вспомните про совесть!
При этом заповеди те же, Моисеевы. Но «не прелюбодействуй» теперь означает, что разводиться без левака - не годится, и на разведённой жениться как-то нехорошо.
4 - про родственные связи
Вообще Иисус это революционер, конечно. Столько устоев пошатнул, принëс новые правила морали, и "не мир, но меч":
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
До меча я хотела двинуть мысль, что это еврейский конфуций, но неть. Конфуций за почитание родителей/властей, а Иисус вон советует всех «в форточку» и следовать исключительно за Иисусом, на тот свет.
И вот раньше была серия упражнений (не убий, не укради), которые обеспечивали проход в рай. А теперь их тоже надо делать, но с чувством-с.
5 - про условие сбычи мечт
Про исцеления.
Заценим схемку - первое условие это верить, второе условие - Иисус/ученики должны дать разрешение исцелиться. Без разрешения - не работает.
Про вход в царствие небесное: две мои любимые притчи.
Про невест, которые пришли с фонарями, половина запаслась маслом, половина нет. Впустили первую половину.
И притча, где позвали на свадьбу гостей, а они проигнорили. Свадьба пустая, чо делать, послали слуг набрать с улицы кого попало, те набрали рабов, попрошаек, ну что было)) а тут хозяин вышел, говорит одному из затащенных попрошаек - а чо не в праздничных одеждах?! Заковать и выбросить в бездну во тьму. Вот бедолага офигел небось))
ибо много званых, а мало избранных(с)
6 - про аудиторию
В странствиях увязалась за Иисусом с учениками - хананеянка, просила об исцелении. Ученики говорят - помоги ей, орёт и достала.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
На этом месте возникает вопрос, с фига ли например православные Иисуса себе присваивают, он не к ним послан.
С другой стороны - тот же Иисус в конце говорит ученикам после воскрешения:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Всех. Откуль така щедрость?
7 - про лошару Петра
Все знают, что он обещал не отрекаться, но трижды отрёкся. Но Пётр вообще там регулярно лажает, по воде ходит недостаточно уверенно, от наивной доброты советует Иисусу поберечь себя и не следовать назначенным путём))
А ещё милый момент, Иисус взял на гору трёх учеников, начал сам сиять и к нему спустились Моисей и Илия, побеседовать. Пётр же немедленно влез с реорганизацией пространства, мол надо заделать тут три кущи во славу всех троих. Разумеется, папаня (Ветхозаветный бог) немедленно взбурлил, сгустился в облако и сказал «а ты, Перегрин Тук, лучше помолчи!» «хва трепаться, слушайте Иисуса!»
8 - про справедливость
Например притча, где работникам за полный день работы - динарий, и за пол-дня, и за пару часов - тоже по динарию. (Цэ ж аллюзия что когда ни покайся и не начни праведную жизнь - всем поровну достанется, рай и всё)
Так и вот.
Чем дальше читаю библию, тем больше убеждаюсь, что справедливость - ащще не божественное. Это, паходу, местный баг, или правильнее - баг материи. Поэтому понимание справедливости есть у обезьянок (вспомним эксперимент с педалькой, бананом и огурцом) и нет у котиков и есть у людей с достатком нищий/бедный. У среднего и тем более высшего классов с этим туго. Не потому что они отринули телесное, а потому что ловчее себя обманывают.
Но про эту тему я, наверное, ещё напишу))