Земля Санникова, или «Фрам - имя ему»
(часть 2 обоснования плана Большого Похода, или почему старт должен быть от Новосибирских Островов)
размышления накануне лекции в РГО.
В начало (часть 1, «Две встречи»).
Все полярные экспедиции в смысле достижения
цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о
Ледовитом океане, то благодаря этим
неудачным экспедициям
Адмирал С.0.Макаров.
Начну-ка я сразу с Нансена. Ну, назвал же я его связующим звеном… Все дело в том рисунке, который я привел в начальной части рассказа о планах.
А это путь дрейфа знаменитого Нансеновского «Фрама» -
.
Разница только в точке Северного Полюса: у нас она нарисована на маршруте, а у Нансена - нет. Но я уже оговорился когда-то, что точка Северного Полюса, хоть она и является самой манящей, притягивающей всех путешественников, является одновременно и самой неинтересной из всех остальных точек Арктики. Это не я придумал - Нансен так считал, повернув покинувшую на второй год дрейфа «Фрама» упряжку на юг, к Земле Франца-Иосифа, к месту той самой первой встречи с Джексоном на мысе Флора из «
Двух встреч».
Да, мы с хорошей точностью повторяем в своих планах маршрут Нансена, и единственное тому объяснение - логичность и историчность самого Нансеновского маршрута.
А логика Великого норвежца была изумительно красива в своей простоте…
13 июня 1881 года на 77° северной широты и 155° восточной долготы, в 800 км севернее устья Лены, скрылось под водой разрушившееся под напором льда судно «Жаннетта» американского полярного исследователя Джорджа Вашингтона Де-Лонга. Девять месяцев «Жаннетта» продержалась, зажатая во льдах, после того, как вмерзла и дала течь в сентябре 1879-го у острова Геральда, недалеко от острова Врангеля, который Де-Лонг считал длинной полосой суши, и вдоль которого пытался пройти, держась его восточного берега, к Северному Полюсу. После долгого дрейфа судно принесло к Новосибирским Островам, где оно и прошло ввиду сначала островка, названного Де-Лонгом островом Генриетты, потом - Жаннетты… Собственно, это имена матери и сестры Джеймса Гордона Беннетта, издателя, оплатившего экспедицию Де-Лонга. В честь него назван третий из группы островов Де-Лонга архипелага Новосибирские Острова. Судьба экспедиции Де-Лонга трагична - только одной группе из трех удалось выйти к якутскому стойбищу в устье Лены. Командир этой группы, инженер Джордж Мелвелл, пытался найти своих товарищей, но только через год его поисковая экспедиция обнаружила тела капитана Де-Лонга и его матросов. Зачем я это рассказываю? Летом 1884 года обломки «Жаннетты» прибило к восточным берегам Гренландии, что позволило Нансену сделать вывод о существовании очень мощного Полярного течения, ведущего от Новосибирских Островов (вернее, севернее их) через Полюс к Гренландии. Ему оставалось только сделать судно, которое выдержало бы сильнейшее сжатие во льдах, вмерзло бы в лед и, вместе с дрейфом, преодолело бы тот путь, что проделали обломки «Жаннетты».
Я не нашел в воспоминаниях Нансена указания на то, что «Фрам» по своей конструкции - копия поморских кочей. Впрочем, об этом надо спрашивать не Нансена, а Колина Арчера, человека, создавшего это воистину легендарное судно, выдержавшее три великих полярных путешествия, созданное для того, чтобы перенести совершенно беспрецедентный дрейф от Новосибирских островов до Шпицбергена в течение 1041 дня. «Фрам» - чуть ли ни первое, если вообще не единственное судно, специально сделанное для ледовой экспедиции, тогда как все суда до этого и многие после - лишь приспособленные. И я ни за что не поверю, что такой гений, как Арчер, не воспользовался бы для этих целей всем предыдущим историческим опытом - вековым плаванием во льдах архангельских поморов на специально приспособленных для этого кочах. Самое интересное, что Нансен открыто признает "неудачность" для просто плавания характеристик «Фрама», таких, как низкая скорость и повышенная качка, но он сознательно жертвует ими в угоду более важных в высоких широтах прочности и способности противостоять, ввиду своей формы, ледяному сжатию. Как жертвовали этими качествами поморы, зато за семь дней доходившие через Матку - Новую Землю до Груманта - Шпицбергена, но, при необходимости, готовые и на год застрять там среди льдов. И когда встает вопрос о третьей, антарктической экспедиции «Фрама», для которой требуется преодолеть расстояния, большие, нежели просто кругосветка, последователь (или выскочка - опередитель?) Нансена Амундсен приглашает на «Фрам» онежского помора, штурмана Александра Кучина, а Нансен ходатайствует об этом перед Стортингом, решившим перед тем о невозможности участия в экспедициях ненорвежцев, и добивается для Кучина исключения.
А поморы доходили не только до Матки и Груманта. За Мангазейским морским ходом последовал и Енисейский, до Пясины и Хатанги, а там уже и до устья Лены рукой подать… Вот, Михаил Васильевич Стадухин, например. Пинежский помор, оказавшийся в результате на Лене, а затем и на Индигирке. То есть прошедший (как и помор Дежнев) по «самому краю», от Лены до Яны морем. А напротив устьев этих рек и лежит архипелаг, в хорошую погоду различимый и от Лены и от Яны - Новосибирские Острова. Считается, правда, что открыл их позже, в 1712-м, высадившийся на Большом Ляховском острове Яков Пермяков из казачьего отряда Меркурия Вагина. А через сто лет сюда попадает Яков Санников, устьянский зверолов - промышленник, сопровождавший экспедицию Матвея Геденштрома. Да, тот самый, что стоя на северном краю острова Котельный, увидел, что "…на северо-запад, в примерном расстоянии 70 верст, видны высокие каменные горы". С тех пор сказка о «Земле Санникова» и живет на планете.
Через десять лет после Санникова тут - лейтенант флота Петр Федорович Анжу (группа средних островов теперь - его имени). Он выходит на 44 версты к северу от Котельного, достигает берега великой Сибирской полыньи - никогда не замерзающего участка Ледовитого океана, лишь подтверждающего последующую догадку Нансена, и пишет в отчете, что ничто не указывает на близость суши, а Санников видел лишь «туман, похожий на землю».(По Н.Н.Непомнящий, «Сто загадок 20-го века»).
А потом наступает время современников Нансена. Джордж Де-Лонг открывает острова Беннетта, Генриетты и Жаннетты. Тут же Григорьев пишет статью, что это и есть Земля Санникова, и разгорается спор, можно ли в Арктике увидеть горы за 250 верст… С экспедицией Бунге в 1885 - м сюда попадает Эдуард Толль, обходит по берегу Котельный и 10 августа 1886 года сообщает, что видит "ясные контуры четырех столовых гор с прилегающим к ним на востоке низким остроконечием". Немец, закончивший Дерптский Университет, геолог. Нет, Шренка не мог знать просто по возрасту, хотя, как знать - пока учился в университете, Шренк был еще жив, просто уединился где-то в окрестностях того же Дерпта и пописывал ничего не значащие стишки…
Толль возвращается в Санкт-Петербург, знакомится с Нансеном, помогает ему всячески - например, с покупкой настоящих ездовых собак, в 1993-м организует новую экспедицию, где по просьбе Нансена организует для него продовольственные склады, на случай, если «Фрам» не выдержит, и свято верит в Землю Санникова, даже когда Нансен адресует ему сообщение, что прошедший севернее Котельного «Фрам» никакой земли не видел… И в 1899-м году снаряжает новую экспедицию, на шхуне «Заря». На борту шхуны - будущий адмирал и верховный правитель России Колчак. Он и организует в 1903-м экспедицию для спасения отправившейся со шхуны «Заря» к островам Де-Лонга и пропавшей группы Толля. Колчак находит место стоянки Толля но и только…. Впрочем, Землю Санникова видели не только люди - из года в год над Новосибирскими островами можно видеть пролетающих весной на север, птиц, которые лишь и знают, куда они летят...
А Нансен выдерживает двухлетний дрейф с «Фрамом», покидает его 14 марта 1895 года вдвоем с Ялмаром Йохансеном примерно на широте 83 градуса 34 минуты в сторону Севера. Оставшийся на судне давний друг и помощник Нансена Отто Свердруп приведет «Фрам» через 1041 день плавания на Шпицберген… А Нансен и Йохансен придут 10 августа 1895 года на Землю Франца-Иосифа, остановятся на мысе Норвегия острова Джонсона, построят там из моржовых шкур и камней хижину - землянку и проведут еще одну, голодную ледяную зиму, по окончании которой, 21 мая 1896 года вновь двинутся в путь, чтобы 17 июня встретить на краю света Джексона.
На том самом краю света, где через 18 лет также случайно встретятся штурман шхуны «Святая Анна» Альбанов и команда «Святого Мученика Фоки» погибшего Седова.
За эти годы Нансен станет всемирно известным политиком, Свердруп совершит арктическое плавание на «Фраме» в Канадском архипелаге, и на исходе 18 года отправится на поиски третьего командира «Фрама» - Александра Кучина, пропавшего в том же 14 -м с экспедицией Русанова. Но пройдет в прямой видимости от места их последней стоянки, так что судьбы и Кучина, и Русанова, останутся неизвестными. Как неизвестными останутся судьбы оставшихся на «Святой Анне» Георгия Брусилова и Ерминии Жданко. Неизвестными, несмотря на все приложенные усилия: начальник главного гидрографического управления Морского министерства, генерал-лейтенант Михаил Ефимович Жданко, дядя пропавшей Ерминии, впервые в истории подключит к поискам авиацию.
Именно поиском пропавших экспедиций и будет диктоваться первый арктический полет Яна Нагурского. Впрочем, это уже
следующая история…
.