Предстоящей осенью этого года экспедиции «Пезский Волок», навеянной зимней экспедицией «Путями поморов» и призванной стать первым этапом пути современных благодарных потомков в Мангазею Златокипящую…
Почему мы оказались в
Шотовой в этот раз на самолете? Ну, в Шотовой мы не могли не оказаться в день деревни, это понятно. А на самолете потому, что есть Валера Тиличенко (начало скрытой рекламы) из архангельского клуба «
Авиасервис», военный летчик в прошлом, катавший когда-то
Лельку на Яке, доставивший меня
на лед Кулоя весной… да просто хорошего человека. Конец скрытой рекламы.
А идея пройти Путями поморов после «
Нулевой Версты» просто овладела умами участников… После этой разведки стало ясно, что пройдем. По маршруту Мезень (Олежка, …, ну скока можно? Ну МезЕнь же, полярники вы этакие…) - вверх Пезой- Сафоново - озеро Олино - волок в Волоковые озера - волок в Чирку - Цильма - Усть-Цильма - (Пустозерск). Пустозерск в скобках. Поскольку его на этом пути не быть не может, а с другой стороны, следующий, весенний этап пойдет снова от Усть-Цильмы, вверх по Печоре и Усе, к Чрезкаменному Волоку.
Цейтнот. Послезавтра - вылет в Америку.
Я, можно, построю рассказ так? Сначала картография, чтоб было понятно, где пойдет путь. Потом несколько фоток - иллюстраций. А на закуску - десятимнутный фильм Олежки. Дорогие мезенцы, простите его за московский прононс названия вашего города. Полярник ведь он, да еще и из Москвы.
Итак, карты. Красная полоса - трек нашего самолета.
Мезень
Не очень интересна до крайней с этой стороны деревни - Сафоново. Это последний населенный пункт вверх по Пезе.
Далее смотрим внимательно. Выше Сафоново, особенно от места начала Пезы (у меня в этом компе в клаве нет е, которое йо. Пеза, она через йо), начинающейся от слияния Рочуги и Блудной
есть пороги и перекаты. Сейчас все проходимо.
А это зона волока.
Ищем старинную дорогу и находим! Но просмотр Рубихи (ручеек - виска из второго Волокового озера) не проходима. Поэтому будет волок через болото в Чирку.
Ну и последняя карта - попытка найти сверху следы регулярного рельефа, указывающего на места древних медных рудников. Безуспешная.
В сотне (по прямой) километров ниже по Цильме, в селе Усть-Цильма, есть аэродром, и в наших планах было туда сесть. Но службы этого воздушного порта запросили таких денег за обслуживание, что проще долететь до Шереметьево и сесть вне очереди. Жаль, что в этот раз не получилось использовать лодки Авиасервиса..
Вот они, на базе в Катунино. Но у них сегодня другая работа. Да, это я перешел к разделу "фото"
Как что выглядит сверху. Так - наш старт
Подарок борцам за экологию - Новодвинский ЦБК во всей красе.
Болота и озера
Вырубки
и технологические к ним дороги
А ниже - Кулой, на лед которого мы садились три месяца назад
с тем же, между прочим, пилотом -
Сергеем Дитятьевыми сразу за Кулоем - Мезень.
Мезень - река
Мезень - город
Мезень - аэродром, полоса и рулежки которого выложены металическими чушками
И мезенцы - проводники. Николай Федотович Окулов, слева, был проводником экспедиции Окладникова в 1993 - помните, "
Ушкуйники"?
Он и Дмитрий (справа), оказавший нам неоценимую помощь весной, согласились быть и нашими проводниками.
Это Пеза
окруженная болотами
с вкраплениями озер правильной формы и другого цвета
на карте для этого озера обозначена глубина - 55 метров...
Пеза и старицы
деревни (это - Елкино)
А дальше - Сафоново. На карте выше этакое "вуаля" трека. Это мы там "присели" на обратном пути, чтобу отдохнуть немного. А чтобы сесть, пришлось пройти над полосой - распугать лежащих на ней коней.
Заинтриговал? Тогда смотрите Олежку...
Click to view