Бронепоезд № 1,
66 ОДБП, ("трёхголовый") (внешний облик после четвёртого ремонта).
Бывший бронепоезд № 2, ком.: майор Бойко (с конца сентября 1941 г. стал
№ 11) Днепропетровской постройки.
После ремонта в Ворошиловграде на заводе "им. Октябрьской революции" (с 15 апреля по 11 мая 1942 г.) передан в состав 66 ОДБП.
После четвёртого ремонта выглядел так:
"Бронепоезд № 1 [66 ОДБП] состоял из бронепаровоза Ов № 1441 (броня каленая 25 мм, будка машиниста 32 мм, командирская рубка 20 мм) и двух 4-осных бронеплощадок (броня каленая снаружи 15 мм, внутри обычная сталь 12 мм с бетонной заливкой) -
Первая имела на вооружении 76-мм пушку Ф-34 в башне танка Т-34, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 4 пулемета Максима и 2 ДТ,
Вторая - 152-мм гаубицу М-10 в башне танка КВ-2, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 45-мм танковую пушку в башне танка Т-34, 6 пулеметов Максима и 2 ДТ. Кроме того, имелась площадка ПВО с двумя ДШК."
Разбит 13 июля 1942 г. из исправной матчасти двух бронепоездов (№ 1 и № 2) сформирован один состав - бронеплощадки бронепоезда № 1 с бронепаровозом от бронепоезда № 2, а остальные бронеединицы (два броневагона бепо № 2 и бронепаровоз бепо № 1) и база отправлена в тыл (отремонтированы 20 - 22 августа в Грозном).
20 июля 1942 г. у г. Шахтинск (г. Шахты) в 6 км от ст. Горная:
В 12.20 в результате налета на бронепоезд № 1 26 бомбардировщиков противника на перегоне Горная - Шахтинск [Шахты] площадка ПВО и бронеплощадка № 2 были завалены, путь вокруг разбит. Личный состав мужественно отбивал атаки авиации с воздуха, в результате старшина Чумак из орудия сбил вражеский бомбардировщик Ю-88.
Начались восстановительные работы по подъему бронеплощадок [на фото видны заведённые домкраты с одной стороны бронеплощадки], во время которых бронепоезд № 1 все время подвергался налетам авиации противника. Бронепоезд
7 ОДБП с базой также выехал на этот перегон, тем самым закрыл выход для бронепоезда № 1. При очередном налете авиации противника бронепоезд 7 ОДБП и база были разбиты и горели, восстановительный паровоз также был разбит по дороге.
Бронеплощадка бронепоезда № 1, 66 ОДБП была окончательно разбита немецкой авиацией. Команда на полном ходу пустила бронепаровоз со второй бронеплощадкой на первую застрявшую бронеплощадку.
Бронепоезд №1 перед боем
Передняя бронеплощадка (№ 2) бронепоезда № 1:
На заднем плане пригород г. Шахты и террикон шахты "Нежданная"
Вид на площадку ПВО.
1. Слева на фото площадка ПВО.
2. В таком виде броневагон простоял до 50-х годов.
Бронепаровоз бронепоезда №2:
Расцепленный тендер паровоза с "гнездом" ПВО
Крупно видно "гнездо" ПВО тендера, на заднем плане задняя бронеплощадка (№ 1).
Задняя бронеплощадка (№ 1) бронепоезда № 1: позже будет оттянута вместе с тендером на станцию Горная.
Привязка бронепоезда на местности была осуществлена в 2009 году на уже не существующем форуме
http://vif2ne.org/smf/forum/0/0.htm участниками Киянов Алексей ака Ornst, Андрей-ка и coast70.