электрический переулок: немного об истории вопроса

Mar 09, 2014 15:29

kuriosanesteИ здесь не обошлось без Ниловны
Примерно в 1885 г. архитектор Сергей Владимирович Соколов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, один из авторов хозяйственных построек Петровской академии, доходного дома на Плющихе (Плющиха, 10), дома купца Коншина (Покровка, 40) и проектировщик инженерно-технических конструкций и перекрытий зданий Милютинской шелкопрядильной фабрики в Милютинском переулке (утрачено в последние годы) строит себе на Пресне небольшой одноэтажный дом с деревянным мезонином, в бывших владениях дворян Соколовых (родственные связи не установлены).
Можно предположить, что почти загородный стиль территории вокруг Петровской академии, где работал архитектор и куда даже в конце 19 в. москвичи приезжали просто отдохнуть как на дачу, повлиял на вкусы архитектора при строительстве собственного дома. Он по-усадебному утопал в глубине переулка, псевдоампирными формами напоминая об отдаленных временах дворянского заселения Пресни после 1812 года.
Соколовский переулок вряд ли можно было и тогда отнести к тихим местам Пресни. Место было глухое, скорее, но бойкое. Как-никак поселения на Грузинском Камер-Коллежском Валу создавались еще в бытность старинной ямщицкой слободы, так что вокруг возникает, как бы принимая профессиональную эстафету, дешевое жилье железнодорожных рабочих и служащих.





Братолюбивому обществу и Городской Управе свои земли, постройки, озелененные тротуары и булыжные мостовые передают в Соколовском, Кондратьевском, Селивестровском (исчез из карт в 1984 г.) и Михайловском (?) переулках Трындины и Фирсановы.

http://tryndin.narod.ru/Family1.htm

Дом Фирсанова ближе к концу века заселяется уже не только вдовами военнослужащих, но вообще приезжим людом и становится по сути домом с коммуналками.
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11875

Словом, пестрота владельцев и жителей в этом переулке необыкновенная. От гр. Сумароковых кн. Кантакузиных, приобретших участок с Прусаковскими банями (бывшее владение Фирсановых), баронов фон Рекков, акционеров Московского Кредитного общества (Соколовский 8)



до самых разных семей - Князьковых, Новичковых, Есауловых, Лясковских и т.д. Здесь появляется одна из первых велосипедных мастерских и фабричка по изготовлению чугунных и металлических изделий Фирсова. Может быть, сюда поступил заказ на изготовление ворот богадельни? Как видим, тень еще одного Чеховского героя, Фирса, если немного пофантазировать, преследует нас и наших героев. Так что место-то глухое, но с богатыми литературными ассоциациями. Если еще помечтать, то недалеко до Б. Грузинской улицы, где недолго собирались члены «Среды», может быть, из-за того, что около года в Среднем Тишинском переулке жил Л. Андреев. И, видимо, по литературному стечению обстоятельств, не обретя на Пресне желанного покоя, С.В. Соколов продает в 1899 г. свои владения дворянке с горьковским отчеством Ниловна - Александре Ниловне Сорокиной, а сам перебирается ближе к Пречистенке. «Ниловна» по-хозяйски обустраивается и к 1914 году в этих владениях числятся: во дворе каменный одноэтажный дом, с каменными пристройками, частью не жилыми, подвальные помещения, за домом сад - около 200 кв. сажень (сохранился, хотя очень неухожен и считается уже по Кондратьевскому переулку); в каменном одноэтажном доме 8 светлых комнат; парадные и черные сени, клозет (sic!); каменная пристройка с двумя светлыми комнатами, зимний сад, дворницкая и камера духового отопления, по линии переулка: 1 каменное одноэтажное строение (сарай), за ним - деревянный сарай (Запись 1170, ф. 179, оп. 63, д. 7928 от 3 сентября 1914 г. Правда, электричества не было.
Посмотрим вокруг. Наши герои из «Приоритета», внедряясь в переулок с проектом межевания, клялись и божились, что воссоздадут и благоустроят, благоустроят и воссоздадут. Поэтому гулять здесь приятно по-настоящему только зимой, так как под снегом ничего не видно, а сама территория владений г-жи Сорокиной - это и вовсе настоящая помойка, дополнительно провоцирующая снос.





Когда-то после революции здесь был один из первых детских домов на Пресне, а теперь дом сам стал бездомным. К сожалению, усыновление бы стоило очень дорого, ведь «Приоритету» и так пришлось немало потратиться.
Дорогого стоит и один из последних шедевров известного департамента, опубликованный на прошлой неделе на сайте, что говорит о том крючке, на котором инвесторы держат наших «культурных» чиновников.
Я предлагаю с ним ознакомиться и сделать вывод: нам вежливо хамят или неумело извиняются?
Итак: http://dkn.mos.ru/presscenter/news/detail/968285.html
Далее я перечисляю те недочеты его содержания, которые до пятого класса средней школы называются помарками, а потом именуются халтурой, которая царствует не по незнанию и неумению, а по приказу застройщиков ради очень непонятных интересов. Близ Белорусского вокзала в переулке вырастет уже четвертая гостиница с паркингом на плохих почвах основного русла речки Пресни, и скорее всего это будет незавершенное строительство и повторится история ООО «Фобоса» на Климашкина и на М. Грузинской. Причины не совсем одинаковые, не будем создавать помойку из фактов. Но истоки одни: рьяная наглость в сочетании с безалаберностью как зеркало градостроительной революции.
Итак.
1.Отсутствие в перечислении документов протокола о снятии в 2007 г. охранной зоны 135;
2.Ложь об отсутствии заявок и рекомендаций;
(мартовское 2013 г. решение Пресненского муниципального собрания о воссоздании охранной зоны вокруг памятника);
3."Вероятно, не сохранились своды Мунье" - именно что сохранились, фрагментарно. Но для свидетельства нужно войти в дом и побродить там, чего людям занятым сделать недосуг;
4. Неудовлетворительное состояние кровли недавно обследовано активистом Андреем Новичковым:
http://cs320326.vk.me/v320326418/85a3/Q0uegTrEo10.jpg
http://cs320326.vk.me/v320326418/85a3/Q0uegTrEo10.jpg
http://cs320326.vk.me/v320326418/85c1/N1YUdKEIwyQ.jpg
5. "Декор в оформлении фасада обрушился в силу ветхости здания": нам всегда казалось, что при обрушении, по законам гравитации, один камень цепляет за собой другой, и обрушение становится непредсказуемо. А здесь иная картина: фасадный декор аккуратно и симметрично срезан (видимо, самым острым из рушившихся камней), причем на разных частях здания одновременно;



6. Декабрьский акт (2013 г.) экспертизы очень хочется почитать, а главное, понять, почему такое совпадение и о нем говорится в феврале 2014 года на комиссии при решении вопроса о сносе дома Соколова?
7. Удивительные умозаключения экспертов относительно богадельни. Оказывается в ее ансамбль до сих пор входят два здания 1915 г. архитектора Глейнига (утрачены при строительстве «Авиаприбора),



а сохранившаяся абсида церкви Третьего Обретения Честной главы Св. Иоанна Крестителя даже не упомянута! Да ладно, чего там. В Москве каждая десятая церковь носит такое название.



8. Личная кровная обида на экспертов - вообще-то затрачено время на рекомендацию и, в отличие от них, в библиотеку и архивы ходили-с. Не Леонид Андреев и не Антон Чехов, но некоторые навыки писания имеются. Рекомендация подавалась на основной адрес - на Дом Фирсанова, а не на ансамбль Фирсановской богадельни, значащийся в реестре со всеми пятью адресами, при том что один адрес утрачен (2), второй (3) плохо изучен из-за секретности предприятия "Авиаприбор", а третий, № 4 - действительно коробка 2000-х, спорить не буду. Этот ярко-зеленый дом по Грузинскому Валу, соединенный воротами с богадельней, на моих глазах евромонтировали и сбивали с него старательно и без того не очень богатый декор. А вот Дом Фирсанова, нын. Институт Сертификации, коробкой называть нельзя. В нижних этажах зашитые в советское время, тонкие, 19 века своды, нам показанные лично директором института. И прекрасный вестибюль. Да, лестница была заменена в 50-е гг. Вообще мы ни на чем не настаиваем. Просто сравните фотографии экспертов и наши:





Ладно, бог с ним с вестибюлем. У нас вестибулей - пруд пруди, а сейчас еще метро понаоткрывали.

9. Ни слова о строении 3, 1917 года, между прочим, одно время с отделением Боткинской больницы. Уж если взялись писать об ансамбле?! Не уверена до конца в том, что это здание входило в ансамбль Фирсановской богадельни, но построено оно было на деньги Братолюбивого общества Трубецкой. А поскольку в документе нет плана богадельни и четкой нумерации, я имею право поделиться своими сомнениями

10. Вообще ни слова об истории Фирсановского дома, о первой школе для слепых детей.

11. Богадельня отнесена к ценным градоформирующим зданиям, а это значит, что к акту не прилагается письмо о предмете охраны. Уникальный, пусть и не очень изысканный, переулок навсегда лишен зоны охраны памятника, а это все значит, что еще одно сохранившееся место Москвы отдано на произвол судьбы.
Мы все равно составим письмо претензию и продублируем послание в Минкультуры.
Previous post Next post
Up