В Интернете на разных сайтах можно найти приблизительно одно и то же сообщение:
http://www.irn.ru/news/85915.htmlНа месте руин в Электрическом переулке 10, стр. 1 столичные власти намерены построить гостиницу, сообщает пресс-служба столичного стройкомплекса со ссылкой на заместителя руководителя департамента культурного наследия Алексея Емельянова. "Здание находилось в нормальном состоянии в начале 2000-х годов, однако сегодня это руины и развалины, которые уже ни для чего не пригодны", - сказал Емельянов, добавив, что на месте снесенного строения планируется построить гостиницу.
Очистить площадку от руин планируется уже к 8 марта 2014 года. Читать полностью:
http://www.irn.ru/news/85915.htmlЭта информация появилась после заседания Градоземельной комиссии, состоявшегося 19 февраля 2014 г. На самом деле, красивым словом "руина" названо довольно еще крепкое, сохранившее свои объемы здание, с прекрасной кирпичной кладкой, внутренними сводами, обширным подвалом.
Снос аварийного здания в центре Москвы преподносится как подарок к мартовским праздникам и как образец рачительного хозяйствования, призванного освобождать столицу от нерентабельных объектов капитального строительства.
Да и действительно: зачем реставрировать в прежних объемах малогабаритное, даже не двух, а одноэтажное здание бывшей усадьбы архитектора С. Вл. Соколова, постройки конца 19 в., к несчастью не попавшей в реестр памятников? Гораздо выгоднее было внести этот адрес в столичную программу строительства апартаментов и дать возможность инвестору принести пользу и себе, и городу.
Казалось бы, все верно с точки зрения здравого смысла. Русскому человеку, не в одном поколении воспитанному на Чехове и его бессмертной пьесе "Вишневый сад", классическая литература уже давно объяснила основные жизненные коллизии. И в частности то, что добро должно вызывать сочувствие из-за своей неочевидности, а власть силы - восхищение, по причине видимых и плодотворных результатов.
Кстати, можно отметить в этой истории частичное совпадение дат. Наступила почти юбилейная годовщина памяти великого писателя и комедии "Вишневый сад" (1904 г.), а кроме того, в сентябре 1914 г. были последний раз до революции зарегистрированы владения по Соколовскому (Электрическому) переулку 10, о которых идет речь.
Уж коль скоро мы прибегли к примерам из русской литературы, в которой художественным венцом композиции является гоголевский гротеск, сужающий государство до малого пространства города N, попробуем рассказать о том, как на примере одного богом забытого непримечательного дома можно описать реальную градостроительную ситуацию в исторической Москве.
До апреля 2007 года в Электрическом переулке существовала охранная зона № 135, установленная согласно распоряжению Ппм-545 от 1998г. и запрещающая нерегламентированный снос каких-либо зданий и ограничивающая застройку местности. Мы не можем с точностью знать, на основании чего зона почти десять лет охватывала не только переулок, но и целый ряд зданий на Грузинском Валу, но согласно старым планам, в территорию ОЗ входила часть исторической застройки старинной ямщицкой слободы, как для жилья железнодорожных рабочих и нужд товарной железнодорожной станции, так и для реализации проекта великолепного Фирсановского дома и примыкающих зданий Фирсановской богадельни, сохранившихся до наших дней частично.
В охранной зоне оказывается и адрес старинного дома архитектора Соколова, по которому после выселения Совета ветеранов, долгое время, вплоть до декабря 2006 года числилось унитарное предприятие, или попросту ЖЭК. И шутка ли, что именно ремонтно-эксплуатационная организация, или ЖЭК, так хорошо позаботилась о своей собственности, что ее начальство сбывает в 2006-2007 гг. дом с рук, как абсолютно непригодное выморочное имущество, инвесторам - оффшорной компании "Приоритет". И все это для того, чтобы компания Приоритет" успешно зарегистрировалась по данному адресу и тут же начала проводить в жизнь серьезную работу по тому, как бы поскорее довести это аварийное здание до полной аварийности и построить на его месте что-то такое, что впишет застройщика в славную градостроительную историю города. Вообще приобрести в одном мешке регистрацию, девелоперский проект и собственность - это дорогого стоит! Мы не экономисты и не будем утверждать, что дирекция унитарного предприятия продала инвесторам здание, как говорят некоторые, за бесценок, чтобы потом войти в сговор с застройщиком и тоже поиметь с прибыли. Есть и такие граждане, и даже должностные лица, которые выражают искреннее сочувствие компании "Приоритет", немало понесшей расходы по такому выгодному приобретению! Не будем гадать. Наш литературный язык явно стал богаче. Ведь именно тогда родилась игра слов и почти поговорка: Дом, который разрушил ЖЭК, а название инвестора "Приоритет" год от году приумножает свои бесценные значения.
Как известно, наличие охранной зоны в свое время не могло позволить быстрого сноса здания, и в 2006 году и зимой 2007 года в нем было отказано инвесторам Экспертной комиссией по недвижимым объектам и их территориям при Комитете по культурному наследию. Казалось бы, закон на стороне почти первозданной исторической застройки Пресни, чудом сохранившейся в таком революционном районе города. Но известно, что в этом же 2007 году в эту же экспертную комиссию подается заявка на экспертизу для установления статуса объекта культурного наследия для бывшего Фирсановского дома. По логике вещей, если бы лицам, ответственным за судьбу зданий в охранной зоне в Электрическом переулке, хотелось спасти и это, рекомендация была бы рассмотрена хотя бы в течение года. Но заявка, наряду со многими, продолжала пылиться в закромах Комитета. И более того. Уже в апреле 2007 года по какому-то удачному стечению обстоятельств охранная зона № 135 вписывается в ряд несчастливых чисел и отменяется протоколом Научно-методического совета Москомнаследия. Нам, непросвещенным гражданам, по наитию кажется, что научно-методический подход Научно-методического комитета предполагает докапывание до истины, радение за историю, посыпание головы архивной пылью… Какое там! Это мы потом, уж не знаю больше как кто: романтичные раневские или все-таки педантичные лопахины, рвали, простите, задницы в архивах, раздобывая полезную информацию об истории застройки участка и заслугах архитектора Соколова перед Отечеством. Инвестор поступил гораздо проще и умнее. В довершение отсутствия какого-либо ремонта в здании с его картуша сбивается в одночасье декор, что можно засвидетельствовать по фотографиям 2006 г. и 2007 г., и застройщик с чистой совестью приступает к разработке проекта межевания квартала и проектированию здания. Заметим: немало здесь поистратившись. И что самое потрясающее: многие продолжают думать, что здесь все еще находится унитарное предприятие. Ведь на дом надолго навешивают баннер о продаже, который давно уже выглядит как декорация.
С 2006 г. умные жители и градозащитники уже были обеспокоены судьбой здания и пытались контролировать ситуацию. Да и потом: баннер о продаже, хиреющий участок, осыпающаяся штукатурка, местами отбитый кирпич, помойка на огражденной территории, проваливающаяся крыша - да, как достояние культурного наследия здание уже не спасти. Но есть градостроительные нормативы, регламентирующие, казалось бы, действия собственников на территории ценной исторической застройки в особенности в центре Москвы. Например, РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 8 апреля 1997 г. N 370-РП "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УСТРОЙСТВА ОГРАЖДЕНИЙ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ОГРАЖДЕНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕСТАВРАЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА В г. МОСКВЕ", в соответствии с которым Управа Пресни должна была задаться вопросом о состоянии здания. Но, видимо, мы опять ошиблись. Текущий порядок вещей в городе - ненужная вещь в хозяйстве для будущей хозяйственной деятельности. Гораздо важнее думать о том, что здесь будет лет через пять. Кстати, это как раз допустимый граднормативами срок для нахождения здания в центре Москвы под фальшфасадом или сеткой. Естественно, срок почти никогда не соблюдается. И инвестор и здесь великолепно показал себя. С 2007 года проходит нужный пятилетний срок и в 2013 году инвестор наконец-то приступает к долгожданным законным действиям, то есть к сносу. Ровно год назад, в феврале, законно и не скрывая своих действий от всеобщего обозрения, инвестор планомерно подсверливает здание то снаружи, то изнутри так, чтобы оно или само рухнуло, или чтобы, наконец, Сносная комиссия позволила снести эту рухлядь. Но, к сожалению, некоторые неравнодушные граждане и любители истории Пресни оказались в феврале прошлого года начеку, и на их улице закон и надежда блеснули кратковременным счастьем. Например, удалось всерьез заявить о нарушениях в администрацию технических инспекций и выписать два раза уведомление о попытке самовольного сноса, правда, почему-то без штрафных санкций (это же его собственность: чего хочет, то и делает!); удалось отговорить на время Градоземельную комиссию от сноса здания. И более того. По совету опытных градозащитников была вновь подана рекомендация по Фирсановскому дому как объекту культурного наследия для восстановления исторической справедливости и подачи заявки на охранную зону. Была проведена большая, серьезная работа, сплотившая жителей и градозащитников Пресни, извлекших из прошедшего года урок на будущее.
Но, к сожалению, этого урока не извлекли власть предержащие, для которых слово "инвестор" остается сакральным и будущие апартаменты, построенные недобросовестным девелопером, важнее каких-то очевидных принципов. Итак, 19 февраля 2014 года состоялся четвертый акт нашей драмы, когда важным должностным лицом единолично, не взирая на, был произнесен приговор дому. Причем в формулировке, заставляющей даже хладнокровных и опытных присутствующих на комиссии участников потерять на какое-то время внутреннее самообладание. Оказывается, можно хотя бы в устной форме пообещать застройщику снести "эту гадость" в ближайшие две недели по личной договоренности с ОАТИ об оформлении ордера, минуя необходимость для начала публикации Протокола заседания Градоземельной комиссии, что в принципе предполагается на основании 475 распоряжения Правительства Москвы от 4 октября 2011 года. Фирсановский дом на этой же комиссии торжественно объявляется ценным градоформирующим объектом, что исключает создание вновь в Электрическом переулке охранной зоны. Глава Департамента культурного наследия гордо называет Фирсановский дом коробкой, несмотря на многократные устные обещания экспертов дать зданию бывшей богадельни статус регионального памятника, чем вообще-то Пресня не избалована.
Ну что ж! Градозащитники естественно не хотят сдаваться. Но чувствуется и упорство со стороны властей. Историческая застройка города подписана к передаче в руки инвесторов, чья добропорядочность вызывает у наблюдательных людей немалые сомнения, а у неравнодушных ярость. Неужели опять - чем хуже, тем лучше???