http://www.mamif.org/24.08.11.htm Ранними книгами о.Андрея Кураева я зачитывался. Учился тому, как он грамотно анализирует «духовные искания» Рерихов, Блаватской и их последователей. Использовал интервью о.Андрея в своих фильмах. С тех пор не могу оставаться к его творчеству равнодушным. И именно потому, переживая происходящие с ним метаморфозы, решил не писать о нем ничего и на него не ссылаться. Лучше не смущать людей… И вот - не выдержал.
Накопилось.
О.Андрей, который стал теперь супердиаконом.., простите, оговорился: протодиаконом Русской Православной Церкви, помнится, называл себя антихамитом, а хамит оппонентам вдохновенно. Собственно, о его сквернословии и пойдет речь. Тем более, что тема эта для меня близкая (см. мою книгу «Пятый Ангел вострубил»).
Итак, развернувшийся на прошлой неделе конфликт между группой молодых филологов из Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов (МАМИФ) и немолодым уже философом, о.Андреем выявил ряд серьезных проблем, о которых и хотелось бы сказать несколько слов.
Вышедшие на днях в свет заявления членов МАМИФ /9-12/ прозвучали неподобающе грубо, и оправдывать их по форме нет никаких оснований. Но и замалчивать исток этой проблемы тоже нет нужды. Эти заявления явились ответом на имеющую мало прецедентов травлю, развязанную о.Андреем Кураевым в отношении члена МАМИФ А.С.Мелькова. Достаточно сказать, что отец протодиакон неоднократно публично назвал его словом «чмо» /8/.
Поводом стала ситуация с появлением на мельковской странице ЖЖ одного провокационного материала. Но после разъяснений А.С.Мелькова о том, что его появление явилось результатом «хакерской атаки» (на бытовом уровне хакерская атака - это также и просто подбор пароля к сайту, и выставление на нем несанкционированного материала) и что он (А.С.Мельков) приносит свои извинения за такую ситуацию, а сам материал был удален, конфликт, казалось бы, был полностью исчерпан. Но нет, «антимельковская кампания» в кураевском ЖЖ продолжилась с еще более высокой интенсивностью, перенеся свой разрушительный потенциал теперь уже на духовную семинарию и православный университет //.
Не только А.С.Мельков претерпел на себе все «прелести» ругани о.Андрея Кураева
Как справедливо пишет Мельков, ««Чмо», «фашик», «подонок», «бл…» и прочие оскорбительные слова - это весьма расхожий инструментарий псевдомиссионерствующего и псевдоправославного «полемиста» в отношении любых несогласных с его текстами. И это очень ярко, даже красочно характеризует подзаборный уровень его «полемизирования»» /11/.
На память приходит, как некоторое время назад о. Андрей Кураев оскорблял заведующую кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елену Жосул, определяя её «в мерзкой роли сутенера, зазывающего элитных клиентов» и вменив ей топление Церкви «в дерьме» /1/. Мне совершенно неприятно такое цитировать, но что написано пером…
Буквально на днях о. Андрей Кураев оскорбил В.Ю. Венедиктова (еще один МАМИФовец), публично послав его вблизи православного храма на Юго-западе Москвы «в жопу», а потом подтвердив этот факт и продублировав обозначенный «посыл» еще и на страничке своего ЖЖ и венедиктовской страничке ЖЖ /2/. Других слов у клирика не нашлось?
Заместителя декана Исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по учебной работе, доцента кафедры истории России и архивоведения, к.и.н. Ю.И. Белоногову о.Андрей Кураев оскорбительно назвал «трансвеститом» /4/. Девушке «попало» только за то, что она посмела вступиться за А.С.Мелькова.
Можно сколько угодно долго обсуждать нравственные и деловые качества лиц, подвергшихся оскорблениям от о.Андрея Кураева, можно долго спорить, кто из сторон прав, а кто нет в систематически возникающих вокруг о.Андрея Кураева конфликтах. Но одно бесспорно - служитель Русской Православной Церкви не может, не праве позволять себе отвязную публичную ругань.
А сколько настрадалась от несправедливых нападок о.Андрея известная автор учебника Основ православной культуры Алла Бородина! Вообще о.Андрей Кураев, старательно вычищающий свои печатные тексты, не особенно следит за тем, что говорит в зале, в прямом эфире или на форумах:
"про никодимовцев много всякого разного сказать. Но они по крайней мере не людоеды в отличие от фашизоидных "опричников".» /18/;
«Мерзостны Василик со Степановым (РНЛ)» /19/;
«в Красноярской епархии реинкарнировался дух Короля-Солнца с его незабвенным «Государство - это я!» /20/.
Последнее высказывание адресовалось православному архиерею. Но если для о.Андрея Кураева нет авторитетов, отчего же он столь нервно и желчно реагирует на то, что кто-то не признает его авторитетом?
Ругань, ругань и еще раз ругань. Бесконечное и ничем не сдерживаемое сквернословие.
Неужели, миссионер о. Анлрей Кураев не в состоянии именно железной логикой, ярким красноречием, убедительными библейскими цитатами, глубокими богословскими знаниями победить, положить на обе лопатки своих оппонентов? Ладно хотя он их палкой еще не бьет… Или всего этого (железной логики, яркого красноречия, знания убедительных библейских цитат, глубоких богословских познаний) у о.Андрея Кураева как раз и не хватает?
Вспомним и откровенно русофобский комментарий о.Андрея Кураева к им же рассказанному анекдоту:
«Есть замечательный анекдот, раскрывающий значение культурных сценариев в жизни людей.
Маленький мальчик подходит к матери и спрашивает:
- Мама, кто я по национальности?
- У нас, у евреев, национальность передается по матери. Я еврейка, поэтому и ты еврей.
Потом мальчик этот же вопрос задает пришедшему с работы отцу.
- Сын, у нас, у чеченцев, национальность передается по отцу. Я чеченец, и ты - чеченец!
И тут удивленные родители поинтересовались, почему это его стало интересовать?
- Понимаете, соседскому Мишке подарили новую машинку. И я думаю, обменять ее у него или отнять?
Был возглас с места:
- "Поломать!"
На это о. Андрей ответил:
- "Это уже русский мальчик"». /16/
Если последователи о.Андрея Кураева из числа лиц еврейской национальности находят такие высказывания смешными («подумаешь, какая безделица!»), то русских людей подобные сентенции оскорбляют. И не нужно здесь обладать огромным багажом знаний о.Андрея и быть «уникальным миссионером», чтобы понять, что такие выпады просто непозволительны.
Последняя ситуация с разглашением содержания молитвенной записки в храме и выставлением ее фотографии в интернете /12/ вообще запредельна. Никаких оправданий этому просто быть не может.
Протодиакон Андрей Кураев сам систематически ставит себя в неловкое положение, а после излишне возбуждается в ответ на справедливую критику.
Но, может быть, ему самому просто не допускать подобного?
Интенсивность упоминания о.Андреем Кураевым срамного просто зашкаливает.
Откровенный мат /17/, прочие совершенно непристойные и неприличные слова и выражения никак не могут использоваться «золотым запасом России», «высокоинтеллектуальным человеком» и «уникальным миссионером», как о.Андрея Кураева подобострастно и угоднически именует в его ЖЖ его же группа поддержки.
Мы можем как угодно относиться к Мелькову и к тем «прелестям» несмирения, в которые он ранее впадал (здесь отчасти вынуждены принять сторону как раз о.Андрея), но, как хочется верить, от которых уже излечился, но никак нельзя не согласиться с аргументами этого филолога, обоснованно обращающего внимание православных на «ставшую уже традиционной и ключевой скабрезную окологенитальную семантику высказываний Кураева» /11/.
А.С.Мельков справедливо поднимает вопрос относительно содержания выступлений о.Андрея Кураева: «У него [о.Андрея Кураева] все опять вьется вокруг половых органов (эдакие формы и симптомы духовной деградации). Ну, никак он не может Кураев от этого отойти, что дает основания вспомнить про беса похотливости и «сынов Хама», хамитов. Про Кураева как «буревестника гигиенической революции», который, по существу, смаковал подробности физиологических особенностей прохождения женских менструаций, уже много написано /14/. Позже будут его авторские новоделы «отмиссионерить» и «катехизнуть» в шокирующем семантическом значении словосочетания «совершить половой акт» /15/… У Кураева все время какое-то странное, можно даже сказать - болезненное, отношение к сексу.» /11/
Вот еще свидетельство очевидца: «"В сорокаминутном выступлении перед педагогами дошкольной (!) сферы образования священнослужитель [Кураев] сумел ввернуть такие словечки, как "сексуальная маньячка", "фаллоимитатор", "затраханный" и т.п. По ходу еще рассказав несколько разной степени солености анекдотов, в том числе, например, про Вовочку и про совокупляющихся собачек… Кураев… не так давно долго разъяснял несколько смущенной украинской церковной аудитории великий смысл "церковнославянского слова "б…"". В Минске Кураев сделал очередной шаг к вершинам русского мата. Он посмаковал анекдот про … лингам, а буддийский монах … спросил: "Коля, тебя когда-нибудь на х.. посылали? - Ну, да. - Вот ты и пришёл"… Рассматривая "сугубо богословские" проблемы, протодиакон тоже нередко опускался "ниже пояса". Вот пример: "Начал с шокирующей фразы - "а вы знаете, что протестантизм основан на параше?" - и затем поведал, что Лютер страдал хроническим запором и много времени проводил в туалете» /13/.
Как писал епископ Варнава (Беляев), «сквернословие - гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф.5,4,5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя... Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку - вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное… ...Скверные чудовищные выражения суть на самом деле «священные» «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам.» /7/
Интенсивность упоминания о.Андреем Кураевым срамного зашкаливает настолько, что он, учитывая частоту его теле- и радио-мелькания, объективно становится опасным для духовной жизни православных людей. За гораздо менее частые обращения к срамному священников в прошлые года с треском извергали из сана. Но «жена Цезаря» вне подозрений?
Сквернослов Кураев - предводитель сквернословов на его интернет-страницах.
Духовный учитель собственной паствы о. Андрей Кураев просто не мог не повлиять таким своим поведением на поведение духовно ведомых им лиц. И бесконечная, никакими приличиями или условностями не ограниченная, в высшей степени оскорбительная и неприятная даже для читателей из числа его сторонников ругань на страницах его Живого Журнала стала обычным делом. Яблоко от яблони недалеко падает.
Так, некто «irmos_d» оскорбляет на странице кураевского ЖЖ покойного Святейшего Патриарха Алексия II, заявляя, в частности, что тот будто бы «расточил тот потенциал, который был у Церкви в конце Перестройки» /3/. Этот же человек оскорбил архиепископа Феофана, ложно приписав ему «невысокий интеллект и архиерейскую напыщенность» /3/, а также вменив ему старый уже навет, состоящий в том, что будто бы от владыки забеременела какая-то монахиня /там же/. Ругани и оскорблениям от анонима с ником «irmos_d» подвергся и руководитель синодального отдела о.Всеволод Чаплин /3/.
Применительно к членам МАМИФ, выступившим с критикой о.Андрея Кураева, «irmos_d» использует словосочетание «сборище идиотов» /3/.
Вот лишь небольшой ряд появившихся в ЖЖ о. Андрея Кураева в связи с критическим заявлением МАМИФ агрессивных и бескультурных высказываний, характеризующих царящий в этом ЖЖ. Согласитесь, это дух прямо-таки бандитской таверны (лексика оставлена без изменений, но в некоторых местах я вынужден заменить некоторые буквы точками) /6/:
«Всех подписантов этой подлой кляузы предлагаю отмессионерить, а Белогногову ещё и катехизнуть!» (автор - timur_nechaev77);
«прихвостни этой ассоциации… большая часть МАМИФ ЧМО и не больше» (автор - azz_tamp);
«жестокосердный тон идиотов» (автор - pavel_pavlov);
«Бл…во это, а не официальное обращение» (автор - pushkarev_va);
«С упоением буйно помешанных эти кадры всё дальше заходят в выгребную яму собственных испражнений» (автор - maxim_maltsev);
«Мамиф - это сборище напыщенных клоунов. Их надо в клетку посадить и в цирк» (автор - sidorov785).
Это, повторимся, лишь небольшая часть цитат с руганью на кураевском ЖЖ.
Еще полбеды, что авторы этих постов не понимают, что:
а) не все восхищаются и не все обязаны бездумно восхищаться их духовным предводителем о.Андреем. И это нормально, мы не в секте,
б) нет совершенно никакой разницы между руганью о.Андрея Кураева и ответной руганью обидевшихся на него лиц. И нельзя одновременно возмущаться ответными ругательствами в адрес Кураева и пытаться оправдать его (о.Андрея) неподобающую ругань.
Беда в том, в какой именно форме они пишут свои комментарии в поддержку о.Андрея. Назавтра они станут кричать о соборности и православности. Но на себя в зеркало взглянуть им недосуг. Очень заняты «спасением» уникального миссионера, не понимая, что оказывают ему медвежью услугу.
И ведь не возразишь на утверждение об уникальности миссионера о.Андрея Кураева. Он и вправду уникален, но уникален в первую очередь своими многочисленными и систематическими упоминаниями срамного. Количество произнесения о.Андреем Кураевым молитв бесам (каковыми и являются его ругательства) превышает число случаев его служения в одном московском храме, где он почислен заштатным клириком.
Гнилословие - это протуберанцы, которые исходят из больной души. Страшно за духовное состояние этого образованного и талантливого человека! Прошу вас молиться о болящем отце Андрее.
Примечания:
1
http://diak-kuraev.livejournal.com/175404.html?thread=25564204 Впрочем, об этом уже писалось: Патриарха Кирилла просят "поставить на место" миссионера Андрея Кураева. Православные ученые просят Патриарха Кирилла защитить их от нападок протодиакона /
http://www.ismk.ru/article/patriarkha-kirilla-prosyat-postavit-na-mesto-missionera-andreya-kuraeva 19-08-2011
2
http://vbenedict.livejournal.com/451203.html#comments 3
http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html?page=2#comments nbsp;Копия скриншота
http://www.mamif.org/foto10/kr.jpg 4
http://diak-kuraev.livejournal.com/ Копия скриншота
http://www.mamif.org/foto10/kr2.jpg 5
http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html 6
http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html?page=2#comments http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html?page=4#comments http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html?page=5#comments 7. Беляев Варнава, епископ. Сквернословие // Татьянин День, Сентябрь 1995 года, четвертый номер.
8
http://diak-kuraev.livejournal.com/214636.html?page=3#comments http://diak-kuraev.livejournal.com/212883.html 9. Богохульник, матерщинник и хулитель православных людей Кураев должен предстать перед церковным судом / Заявление ИФ МАМИФ //
http://www.mamif.org/19.08.11.htm 19-08-2011.
10. Живой Журнал Кураева продолжает оскорблять и клеветнически порочить авторитетных православных священников / Заявление членов ИФ МАМИФ /
http://www.mamif.org/20.08.11.htm 20-08-2011
11. Мельков А.С. Скабрезник Кураев развязал подлую кампанию порочения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета //
http://eparhial.livejournal.com/292109.html 21-08-2011
12. Венедиктов В.Ю. О вашем здравии еще не помолился о. Андрей Кураев? /
http://vbenedict.livejournal.com/451830.html 21-08-2011
13. «Сексуальный» предтеча /
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=73132&topic=668 24-09-2009
14. Дьякон А. Кураев - буревестник гигиенической революции // Русский вестник. 05-03-2003.
15
http://www.compromat.ru/page_30044.htm 16. Цитируется по: «Школа не должна учить духовности». Выступление диакона Андрея Кураева перед учителями на пленарном заседании Образовательных чтений Сибирского федерального округа, посвященных региональному этапу Всероссийского конкурса работ на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». г.Томск (29-10-2008) //
nbsp
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=198&Itemid=1 17. Артюх А. Скверное слово на церковном заборе
http://www.ruskline.ru/analitika/2010/11/17/skvernoe_slovo_na_cerkovnom_zabore/ 17-11-2010.
18
http://diak-kuraev.livejournal.com/183004.html?thread=26713308 19
http://diak-kuraev.livejournal.com/183004.html?page=3#comments 20
http://diak-kuraev.livejournal.com/106208.html