Николай Николаевич на Николаевской

Sep 13, 2013 18:22


Источник: Еженедельник "2000" №35 (571) 1.IX.2011
Автор:Виталий КОВАЛИНСКИЙ


Драматический театр «Соловцов» в доме А.Бергонье

13 (01 - ст.ст) сентября 1891 года Н.Н.Соловцовым было положено начало постоянному русскому драматическому театру в Киеве. В тот день в помещении театра А.Бергонье на ул.Фундуклеевской (теперь Театр им. Леси Украинки, ул.Б.Хмельницкого) давали комедию Н.Гоголя «Ревизор». Ее ставило Киевское драматическое товарищество под управлением Н. Соловцова, который исполнял главную роль - городничего Сквозник-Дмухановского.

Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия Федоров) родился в 1857 г. в семье дворянина Орловской губернии. С юных лет он проявил тягу к сцене и гимназистом участвовал в ученических спектаклях. После окончания гимназии в 1875 г. впервые выступил в г. Орле на профессиональной сцене, хотя и оставался в течение сезона на положении любителя. В следующем году Соловцов уже играл в Яро-славле, потом пошла обычная кочевая жизнь артиста - Оренбург, Саратов, Ростов-на-Дону, Тамбов, Полтава, Харьков, Казань, Петербург, Нижний Новгород, Москва.
В Киеве артист впервые гастролировал в 1879 г., выдвинувшись на ведущие роли «первых любовников». Вторично приехал в 1886 г., а потом в 1888-1891 гг. каждую весну, уже в качестве режиссера, привозил труппу Московского товарищества артистов. Спектакли имели большой успех и давали полные кассовые сборы. Соловцов играл Гамлета, Отелло, Ивана Грозного, создал много ярких образов в пьесах отечественных и зарубежных авторов.
И вот в воскресенье, 1 сентября 1891 г., созданное Соловцовым совместно с Т. Чужбиновым, Е. Неделиным и Н. Песоцким Товарищество драматических артистов открыло в Киеве сезон 1901-1902 гг. В течение его зимней части, закончившейся 15 февраля, было дано 138 вечерних и 34 утренних спектаклей, их посетили 68 549 человек.


Сезон 1897-1898 гг. в доме наследников Бергонье стал для труппы последним. Свой следующий, восьмой, сезон театр «Соловцов» открыл 11 октября 1898 г. уже в новом помещении - на Николаевской (И. Франко) площади. Она и окружавшие ее улицы еще несколько лет до этого назывались не иначе как Меринговским садом. А ранее здесь в центре города предполагали устроить ботанический сад университета Св. Владимира, но потом отвели ему землю на Бульварной улице, за университетом.
Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) Меринг (1822-1887), популярный в Киеве профессор-терапевт, начал скупать землю для усадьбы в 1855 г. и через 18 лет обладал уже всей территорией между Крещатиком, Институтской, Банковой и Лютеранской улицами. Однако землевладелец не отгораживался от жителей города, и киевляне свободно приходили в его сад и даже посещали зимой каток, в который превращался имевшийся в усадьбе пруд.



Пруд в усадьбе Меринга

Через четыре года после смерти Ф. Меринга его сыновья обратились в городскую думу с намерением поделить Меринговский сад на отдельные участки и проложить улицы. При этом, по представленному плану, подлежали застройке более 8 га земли. Ранее то же планировал сделать и Федор Федорович, но городская дума ему отказала, обосновав свое решение тем, что не следует лишать Крещатик «резервуара свежего воздуха», которым являлся сад. Не получили разрешения на перепланировку с первой попытки и наследники.
В конце 1894 г. они снова подали прошение - просили дозволить прокладку четырех улиц по новому проекту архитектора В. Городецкого. Речь шла о серьезной перепланировке центра города, а потому для рассмотрения уточненных предложений дума создала комиссию во главе с членом городской управы гражданским инженером Г. Шлейфером.
На этот раз разрешение было дано, и усадьбу Меринга выкупило акционерное Киевское домо-строительное товарищество, созданное, как указывалось в утвержденном в октябре 1895 г. уставе, для возведения новых зданий и перестройки существующих. В течение двух-трех лет акционеры во главе с директором правления Г. Шлейфером проложили и за-строили пять новых улиц. Вот так появились ул. Николаевская (Карла Маркса, Архитектора Городецкого), Меринговская (Фирдоуси, Заньковецкой), Новая (Станиславского) и Ольгинская. А там, где раньше был пруд, распланировали Николаевскую площадь (потом - Спартака, И. Франко). Здесь и решили строить театр.
В определенной степени это был ответ на пожар, уничтоживший 4 февраля 1896 г. городской театр на ул. Владимирской. Антрепризу здесь в 1874-1881 гг. и с 1892 г. держал певец и антре-пренер Иосиф Сетов (1826-1893). Пресса отзывалась о том времени как о «самом блестящем в истории Киевской оперы». Уже 2 июня 1896 г. вдова Сетова Пальмира Францевна, бывшая цирковая наездница, заключила с домостроительным товариществом сделку на строительство театра для нее.
По проекту Э. Брадтмана и Г. Шлейфера четырехъярусное театральное помещение должно было вмещать 1800 человек, в том числе в партере иметь 520 мест. Сетова пожелала, чтобы партер можно было преобразовывать в цирковую арену. Строили быстро, и 3 ноября газета «Киевлянин» писала: что «здание театра П. Ф. Сетовой уже возведено почти под крышу, установка которой может быть произведена даже в начале зимы». Но 1 декабря было сообщено, что формальный договор между домостроителями и Сетовой не за-ключен и здание остается в собственности товарищества. Тут же Соловцов высказал желание арендовать его, и в итоге не только на 9 лет снял новый театр с ежегодной арендной платой 17,5 тыс. руб., но и оставил за собой театр Бергонье.
Рассказывая о новой постройке и помня о пожаре в городском театре, справочники и путеводители по Киеву подчеркивали пожарную безопасность театра Соловцова, ширину коридоров и большое количество дверей в нем. Здание было освящено 10 октября 1898 г., а на следующий день состоялось торжественное открытие театра. На нем вся труппа, хор и два оркестра исполнили Торжественную увертюру А. Рубинштейна, потом были отрывки из оперы А. Серова «Рогнеда», «Горя от ума» А. Грибоедова и «Ревизора» Н. Гоголя, была картинка русской свадьбы конца ХVІ в. с песнями и плясками и другие представления.



Новый театр «Соловцов». 1901 г.

Газета «Киевлянин» в 1901 г. писала: «Соловцов не только поставил свою труппу на такую высоту, что она занимает в России одно из первых мест, но кроме того проявил бескорыстие и отзывчивость к воспитанию учащегося юношества. На устраиваемые им по праздникам дневные спектакли он рассылает бесплатные билеты для учащейся молодежи и тем дает ей возможность насладиться искусством. Театр, привлекая в Киев посетителей из других местностей и городов, тем самым способствует процветанию города».
На 10 января 1902 г. было назначено большое торжество по случаю 25-летия артистической деятельности и 10-летия работы Николая Соловцова в Киеве. Перед этим он выехал на гастроли в Одессу и там 20 декабря почувствовал недомогание. Через четыре дня решил вернуться в Киев, но ему стало плохо, и 2 января врачи определили брюшной тиф. 7 января консилиум признал состояние больного очень серьезным, а в ночь на 12 января Соловцов умер.
Накануне несостоявшегося торжества был выпущен многостраничный «Юбилейный альбом», посвященный деятельности Н. Соловцова. В нем были помещены био-графия, рассказ о творческом пути юбиляра, подробнейшие статистические данные за каждый из десяти сезонов труппы Соловцова в Киеве. Например, такие: дано 1509 спектаклей, на которых было 889 110 посетителей; кроме того, дано 115 спектаклей для учащихся, 14 бесплатных и 77 благотворительных, бесплатно роздано 37 370 билетов. В альбом вошли тексты приветствий юбиляру, поступивших в ноябре - декабре 1901 г., а 12 января в отпечатанные экземпляры был вклеен некролог.
В нем говорилось: «Деятельность Соловцова составляет блестящую страницу в летописях русского драматического театра. Вся Россия собиралась чествовать Н. Н. в день его юбилея, со всех сторон получались приветственные телеграммы, адреса и праздничные венки, которым теперь суждено стать надгробными венками. Радостное юбилейное торжество превратилось в печальный обряд похорон, а наш «юбилейный альбом» является уже теперь «альбомом, посвященным памяти безвременно скончавшегося незабвенного Николая Николаевича Соловцова». Он был похоронен в часовне-усыпальнице на Аскольдовой могиле, здесь же в 1919 г. упокоилась его жена - актриса Мария Глебова. В 1938 г., после ликвидации кладбища, их прах был перенесен на Зверинецкое, а в 1971-м на Байково кладбище.Уже в марте 1902 г. Киевское домостроительное товарищество выставило здание театра «Соловцов» на аукцион. Его приобрел сахарозаводчик Лев Бродский. Оно принадлежало ему до сентября 1918 г. и было продано группе предпринимателей.
В 1919 г. театр «Соловцов» был национализирован и назван Вторым театром Украинской Советской Республики им. Ленина. Через пять лет здание передали драматической труппе Леся Курбаса «Березиль», а когда в 1926 г. ее перевели в Харьков, в бывшем «Соловцове» разместился театр им. Ивана Франко, основанный шесть лет ранее в Виннице. В 1940 г. театр стал академическим.
В годы Великой Отечественной войны театральный коллектив работал в Семипалатинске и Ташкенте. Здание театра в этот период пострадало, но уже в 1946 г. было восстановлено, потом достроили третий этаж.

усадьба Меринга, фото старые, театр

Previous post Next post
Up