Источник:
Еженедельник "2000" 14.09.2011Автор: В.Ковалинский
В 1806 году в Киеве на нынешней Европейской площади открыл свой первый сезон городской театр.
С этой площади, одной из главных в Киеве, начинается Крещатик, и отсюда можно подняться на Печерск, спуститься на Подол или выйти к днепровским кручам. Она видела многое и всегда была в центре городской жизни, хотя возникла довольно поздно.
А именно в конце ХVIII века, когда на Крещатике появилась первая каменная постройка. Площадь тогда называлась Конной, поскольку здесь было одно из мест торговли лошадьми. Вскоре произошло событие, которое не только изменило название площади, но и определило ее значение как одной из главных, - строительство первого постоянного городского театра.
Городской театр, 1850 г.
Конечно, и до этого Киев не был лишен театральных зрелищ. Как писал в своей книге «Драматический театр в г. Киеве» (1898) театральный критик, историк русского театра Н. И. Николаев, «польские и смешанные польско-малорусские труппы нередко навещали «мать городов русских». Спектакли устраивались в частных домах, наскоро приспособленных к своему новому назначению. Сцена устраивалась прямо на полу, без подмостков; суфлер помещался за первой кулисой; занавес, сшитый из полотнищ какой-нибудь узорчатой материи, раздвигался направо и налево; зала, уставленная рядами возвышающихся скамеек, освещалась сальными свечами. Места были трех достоинств: 1-ое, обитое красным сукном, стоило 3 р. ассигнациями, 2-ое, - синим - 2 р. и 3-е, обитое простой пестрядью, 1 р. Других мест не было. Касса устраивалась прямо на улице, куда выставлялся стол, за которым восседали по очереди свободные члены труппы».
Театр на Конной был построен в 1805 г. по проекту архитектора Андрея Меленского - на том месте, где теперь тротуар перед Украинским домом и ведущие к нему ступени. Но два года ранее эта усадьба на углу Трехсвятительской улицы была предоставлена киевским военным губернатором А.Феншем жене архитектора Марьяне Меленской для строительства жилого дома. Однако она не спешила с началом работ и участок вскоре потеряла. Потому что в августе 1804 года киевский войт Г.Рыбальский обратился к новому военному губернатору А.Тормасову с предложением построить между Трехсвятительской, идущей к Михайловскому монастырю, и спуском на Подол городской театр.
Через несколько дней бургомистр магистрата А.Барский и член совета К.Тернавский рапортовали Тормасову: «Войт господин Рыбальский в магистрате предложил словесное Вашего Превосходительства повеление о постройке в Киеве театра. Магистрат полагал строение соорудить с городской суммы, но по нынешнему недостатку оной, не могши к тому приступить, известил о сем общество почтеннейших граждан, которые, обязываясь принять на себя исполнение Вашего Превосходительства пожелания, объявили, что они могут театральный дом в назначенном месте выстроить и содержать со всем к нему принадлежащим из собственного их капитала. Однако, чтобы и доход с этого дома, как и убыток, принадлежал обществу, а не в городскую сумму. Для того киевский магистрат покорнейше просит об учинении плана, какое должно быть театральное строение, и об отводе под оное места дать начальственное повеление».
Уже 26 августа военный губернатор предписал г-ну Меленскому отвести под театр «место, лежащее близ горы, прилежащей к Старому Киеву, в смежности с площадью, называемой Конной, по левую сторону дороги, ведущей от Печерска на Подол». Одновременно Тормасов сообщил магистрату, что он соглашается с желанием граждан построить за собственный счет деревянный театр по плану, утвержденному его предшественником Феншем. А недолгой первой владелице участка М. Меленской была предоставлена взамен усадьба на Печерске.
В феврале 1805 г. любитель театрального искусства отставной полковник Дмитрий Ширай пожелал построить почти рядом с театром, ближе к спуску на Подол, собственный дом. Однако киевский полицмейстер, осмотрев место, доложил Тормасову: «Относительно отвода места полковнику Шираю на Крещатикской горе вблизи театра магистрат сообщил мне, что на Крещатикской горе напротив Владимирского памятника (памятник Магдебургскому праву называли также памятником св. Владимира. - В.К.) постройка дома сделана быть не может, потому что городским обществом израсходованы значительные средства на снятие на том месте земли, чтобы придать сооруженному Владимирскому памятнику с горы вид, к тому же, если б такой дом сооружен был, то от навоза и другого мусора, что будет выбрасываться с него в ров к дороге, может дорога ним быть закидана так, что и с Крестным ходом в день Владимира пройтись будет невозможно, а сверх того от слива с водой мусора и у памятника вода может быть загрязнена».
Поэтому Шираю было отказано в его просьбе, но в мае того же года он получил землю на круче напротив театра - там, где потом был построен Институт благородных девиц, ставший в 1950-х годах Октябрьским дворцом культуры. Здесь полковник соорудил большой двухэтажный деревянный корпус длиной 50 и шириной 17 м, а также просторный жилой дом в один этаж, конюшню, каретный сарай, баню, жилье для прислуги и разбил фруктовый сад. В одном из старых описаний главного корпуса указывалось, что он «внутренней своей планировкой похож больше на театр». И действительно, Дмитрий Ширай, став антрепренером, устраивал в нем выступления заезжих артистов. Он же в 1806 году руководил труппой, открывшей первый сезон в городском театре. Таким образом, Конная площадь, которую иногда называли Крещатикской, стала Театральной, а будущий Крещатик - Театральной улицей (некоторые историки писали, что Театральной была Трехсвятительская улица).
Городской театр. Рис. Н.Закревского
Построенное А. Меленским двухэтажное деревянное здание театра имело форму прямоугольника и выходило торцом на площадь. Здесь был вход, украшенный портиком в ампирном стиле с колоннами. Зал с партером, ложами, амфитеатром и галереей мог принять 470 зрителей. На театральном занавесе, отделявшем сцену от зрительного зала, было изображение древнегреческого героя на триумфальной колеснице в сопровождении воинства вдоль городской стены. Над ними в воздухе порхал крылатый бог любви Купидон (или же покровитель искусств Аполлон) со свитком в руках, и на нем надпись Ridendo castigat mores - «Осмеивая, очищает нравы». В этом первом городском театре игрались драмы, трагедии, комедии, ставились оперы и балеты. В числе авторов были Мольер, Шекспир, Шиллер, Грибоедов, Гоголь, Котляревский, Квитка-Основьяненко...
Здесь выступали польские, украинские, русские, французские, итальянские труппы. В разное время гастролировали известные отечественные актеры Михаил Щепкин и Павел Мочалов, знаменитая французская трагедийная актриса Маргарита-Жозефина Веммер по прозвищу M-lle George, которая некоторое время была в близких отношениях с Наполеоном I, итальянская певица Анджелика Каталани и другие мастера сцены.
Однако вид площади, прилегающей к театру, мало соответствовал театральному настроению. Киевлянин Василий Барщевский в воспоминаниях о 1830-х гг. писал: «Первый дом на углу Крещатика был деревянный; в нем помещался театр; против этого дома посреди площади было болото, кажется, никогда не высыхающее; далее шли дома не заслуживающие никакого внимания». Положение немного улучшилось, когда в 1843 г. губернатор И. Фундуклей за свой счет построил перед театром гранитный фонтан. Он имел большое значение для обеспечения водой, и благодарные киевляне назвали фонтан «Иваном».
Площадь театра в 1846 г. Рис. М.Сажина
После постройки театра прошло 45 лет, деревянное здание, сооруженное из материалов, полученных после разборки строений на Печерске, обветшало, и потому было решено его снести. Последнее представление тут состоялось 30 июля 1851 г. Сразу же после этого были объявлены публичные торги на разборку здания. Но результата они не дали, так как желающих покупать стройматериалы, которые уже дважды использовались, не нашлось.
Правда, дворянин Рекановский все-таки изъявил желание приобрести здание, но с условием, чтобы его снос отложить до 9 февраля 1852 г. Однако петербургское начальство потребовало от И. Фундуклея, чтобы место, занятое театром, было освобождено не позже 16 августа 1851 г. Поэтому Фундуклей, согласовав свои действия с генерал-губернатором И.Васильчиковым, 8 августа приказал срочно приступить к разборке и производить ее с привлечением «арестантов гражданского ведомства под наблюдением думы и городского архитектора». При этом на правление думы была возложена «ответственность за перевозку материалов на предназначенное место и сохранение их до необходимости».
Во время поспешной разборки не обошлось без травм: арестант Михаил Стороженко упал с крыши, при этом вывихнул руку и сильно ушибся. Но уже 19 августа городской архитектор доложил о завершении работ, за которыми он лично наблюдал.
Через пять лет, в октябре 1856 г., начал действовать второй городской театр. Его построили по проекту И.Штрома на Владимирской улице, но через 40 лет - 4 февраля 1896-го - он сгорел, и теперь там стоит Национальная опера Украины. А место на Театральной площади было предоставлено отставному ротмистру Антону Гудиму-Левковичу. Он получил его взамен усадьбы в Крепостном переулке, которая оказалась в границах Новой Печерской крепости и подлежала сносу. Там был трехэтажный каменный дом его отца, где с августа 1819-го по июль 1821 г. проживал командир корпуса генерал от кавалерии Н. Раевский. У него в мае 1820-го и в феврале 1821 г. останавливался А. С. Пушкин (мемориальная доска об этом на доме по ул. М. Грушевского, 14 - ошибочна).
Гостиница «Европейская», 1890-е
В 1858 г. Гудим-Левкович по проекту А. Беретти построил на месте театра трехэтажную гостиницу «Европейская». Так называли и площадь, которая потом была Царской (1869), 3-го Интернационала (1919), им. Сталина (1944), Ленинского комсомола (1961) и вновь стала Европейской (1991). Здание бывшей гостиницы в 1978 г. уступило место Музею Ленина, открытому через четыре года в дни празднования 1500-летия Киева. Сейчас здесь Национальный центр делового и культурного сотрудничества «Украинский дом».