Муторошный 2024-й год. Не сказать, что плохой год, но ни разу намеченные планы не сбылись. Не знаю, почему так происходило - может гороскопы или че иное там так влияло, но и подготовка к поездке, и сама дорога, и события были полны всяких неожиданностей. Хороших и не очень. И много неожиданных эмоций и реакций на эти непредвиденные события, далеких от спокойствия минорного дальняка, к которому я привык за годы поездок.
Все вместе это напрягло с зимы до самого финиша покатушек, мешало "окунуться в поездку" и собирать золотой песок радости от путешествия. Все было резко и неожиданно. И даже сейчас, уже вернувшись домой, чувствую, что недостаточно получил эмоций. В поездке только-только начала отпускать напряженность от всего бытового и незапланированного, как поездка закончилась.
Но по порядку, иначе эти общие слова вступления непонятны.
Ко дню старта подошёл без каких-либо планов и целей, Все намеченное и согласованное рухнуло за месяц до старта, когда узнал, что намеченное не состоится. Потому я был растерянный.
Из конкретики в голове была только одна мысль: «ехать надо обязательно». Направление будущего маршрута очевидно - как всегда на север, ибо другие стороны света не рассматривались. Поеду, как получится, что будет, то и будет, авось... Поэтому выехал по расписанию - в понедельник, (29июля) после обеда, в самое пекло. Впрочем, за последние годы плюс 35 - это совсем не жара.
Дела огородные закончил и сложил в банки. Можно ехать.
Спасибо Любе, что заставила меня надеть жилетку. Я собирался выехать в маечке и шортиках, но она заставила поверх моего экипа надеть еще и кожаную жилетку. Это ее предложение одежды было неожиданно - я не предполагал надевать-таскать по всей России лишние тряпки. А тут, вдруг, жилет. Это было неожиданно, ибо крайне редко его надеваю. Но, впоследствии оказалось, что это была хорошая неожиданность. Пускай, жилетка была не настоящей байкерской «бронёй», но зато функциональной и теплой. На фото ниже она надета поверх обыкновенной майки х/б. Забегая наперед в ситуации на этой фото, в старенькой жилетке я чувствовал себя весьма комфортно.
Это кожа мне очень пригодилась в пути уже через несколько дней. Настолько, что я ее даже не снимал сутками.
Итак, день первый, понедельник 29июля.
В этом году, по совету и лидера страны и его премьер-министра, решил развивать внутренний туризм во вновь присоединённых регионах. Тем самым, разнообразить свою поездку, проехав в сторону Москвы через полуостров и северное побережье Азовского моря по новой, рекламируемой по тв дороге, которую не единожды показывали в новостях. Её новый асфальт и пейзажи вокруг сулили приятное разнообразие на первые тыщу километров пути. В итоге километраж примерно, тот же, что и через Ростов на Дону, но впечатлений должны быть много и новых. Была и более прагматичная цель этого маршрута - заехать в город детства на Донбассе, посетить могилу отца.
Для этого на сегодня намечен короткий пробег от дома: 140км до моста плюс ещё полторы сотни после Крымского моста. Про этот кусок маршрута с идеальной дорогой особо писать нечего, если бы не сам Крым и впечатления от увиденного на мосту.
До моста по пробкам и хорошей трассе долетел без приключений. Застроенное отелями, побережье в районе Анапы сменилась голыми выжженными солнцем холмами-степями возле Тамани.
Про досмотр туристов перед мостом уже наслышан и готов к нему.
Поэтому не удивился, увидев десяток машин, стоящих в очереди. Очередь неторопливо движется, отпускники толкутся у своих машин, в ожидании досмотра. Впереди 10 машин - это немного могу и подождать - я ж типа культурный, не буду вперёд пролазить. Слез с моца, разминаю кости. Голова очереди уходит за холм и мне ничего не видать впереди. Когда же минут через 10 очередь еще раз продвинулась, и я достиг вершины холма, моё мнение насчёт своего культурного облика резко поменялось. Передо мной открылась панорама: ранее скрытая от меня колбаса машин уходила за следующий холм далеко к горизонту. Вокруг машин спокойные люди терпеливо ждут досмотра посреди раскаленной степи. Вся страна собралась посреди пустых холмов на солнцепеке постоять в очереди. Никаких признаков инфраструктуры не видно на 2-3 км, только вереница машин на великолепной трассе по холмам. И спокойные люди. Сюрреализм.
О преимуществах мототранспорта.
Я передумал быть культурным, стоя в очереди. Завел моц и потихоньку пополз вперед, обгоняя колонну, искать пункт досмотра. За вторым холмом открылась новая картина - вдалеке большой пункт досмотра на четыре рукава, куча «регулировщиков», спокойные люди, а сверху на холме зенитная батарея, как бы скрытая от глаз старым автомобильным тентом.
Чтобы долго не расписывать долгую и весьма формальную для мотоцикла процедуру досмотра (в отличии от авто), скажу, что через час примерно, я был на другом берегу пролива.
Колбасная очередь авто на керченском берегу, не взирая, на закрывающие её заборы, щиты и отбойники, была аналогична Таманской. Долго ехал мимо нее. И точно так же сверху над дорогой торчали в небо ракеты «Панцирей», точно так же закрытых от моего любопытного взора какими-то тентами, сетками и фанерными щитами. Но и это все закончилось.
Я ехал дальше. Великолепная трасса до Симферополя мне хорошо знакома. Да, и что тут знать, если съехать с трассы почти невозможно?
Где-то возле Приморского должна быть отворотка на Джанкой. Мне надо не пропустить этот поворот. Но это через 100 км. А пока Великолепный асфальт и низкая плотность машин. Слева, справа от дороги пейзаж портят заборы фермеров. Свернуть с трассы, чтобы передохнуть, остановиться негде. Съезды с дороги закрыты по всему полуострову всеми доступными способами - защита от таких диких туристов, как я. Редкие прорехи в отбойнике ведут или в редкие, унылые населённые пункты или на фермерское поле или вовсе непроходимы (перекопаны/завалены), чтобы никто съезжал с трассы. Один фермер умудрился защитить от туристов свое поле противотанковыми «Зубами».
Еду, вспоминаю и сравниваю эту дорогу и окрестности с теми, которые были здесь в девяносто втором году. Кроме асфальта и отбойников изменений очень мало. Да, капитализм начал приходить в эти земли. Кое-где видны новые крыши, новая техника на полях, иногда новые предприятия. Но в целом мало, что изменилось за прошедшие три десятилетия.
Через несколько десятков километров наконец-то обратил внимание, что кроме Тавриды нового асфальта нигде нет. Вот просто нет и всё. Есть Великолепная трасса Таврида. А кроме неё только грунт и остатки еще советского асфальта.
Потому-то меня очень смутил на обочине старенький, покосившийся, наверно, ещё Советский указатель на Джанкой. Он указывал на какую-то песчаную дорожку, уходившую на север. Хотел проверить по карте, но в тот момент, к моему удивлению и огорчению, на гостеприимном полуострове/трассе совсем не было мобильного инета. Поэтому проверить мои сомнения было невозможно. Не тормозить же с вопросами авто отпускников?! Полузасыпанная песком и ни одной машины, ни следов от машин на песке. Заброшенная дорога. Ехать по песку мне совсем не улыбалась. Да и в моём сознании не укладывалась междугородняя песчаная дорога. Наверно, указатель врет, подумал я, и проехал мимо, не свернув.
Зря я не свернул. Но это я понял позже.
Следующая неожиданность была возле посёлка Приморский, когда увидел тёмную коробку завода на берегу моря. Вторично решил уточнить у Гугла место поворота на Джанкой и Геническ. Опять оказалось, что нет мобильного интернета в телефоне. Вот тут-то стали понятны проблемы с мобильной связью в Крыму, о которых я наслышан.
Но не заморачиваться же мне покупкой местной симки ради того, чтобы один раз посмотреть карту в телефоне? Остаётся для меня только бесплатный wi-fi на АЗС и сведущие местные жители (если повезет таковых встретить).
Географические познания местных аборигенов это отдельная тема. Попробую пояснить. Возможно, мне тотально не везло, но никто (никто!) в центральной части Крыма не слышал про город Армянск на севере полуострова, никто из местных водил не знал где Геническ (это ваааще далеко от Крыма). Что такое Перекоп, тоже никто не знал. Свой социологический опрос я проводил на АЗС среди местных!
По результатам опроса понял, что зря не поверил тому указателю. Но не ехать же назад?
А пока в моей башке появилась мысль, что Джанкой не маленький городишко и к нему обязательно должны вести иные благоустроенные дороги. Время у меня вагон и лишние пару десятков километров меня не очень обременят. С этой мыслью решил быстренько добежать до Симферополя и от него свернуть на выезд с полуострова. Да, придется чуть дальше ехать, зато по хорошему асфальту! Как же я ошибался. Но ведь именно так, по Тавриде рекомендует масс-медиа ехать отпускникам в Крым? Ведь пейзажи красивые с Тавриды и мобильный инет в Симферополе будет. Все это так, но для меня это была еще одна ошибка.
На очередной АЗС, коих на Тавриде много, ( но не на всех есть wi-fi ) на пару минут открылась карта, из которой следовало, что с окружной Симферополя есть съезд на север полуострова. Осталось только найти эту окружную.
Итак, как уже написал выше, всё намеченное, а потом вновь запланированное и перепланированное по третьему разу ( я про окружную у Симферополя ) рушилось. Так все и получилось, когда я добежал к столице Крыма около восьми вечера.
Вот возле города роскошные двухэтажные развязки, на которых одни машины идут в город, а другие по трассе улетают в сторону Севастополя. А указателя на Джанкой нигде нет. Проезжаю одну развязку, второй поворот, огромные щиты с указанием направлений, а указателя на Джанкой, по-прежнему, нигде не видно. Хотя на схеме, выше вокруг Симферополя нарисована полноценная кольцевая!!
Спросить дорогу тоже не у кого, людей нигде не видно. Да, и откуда они тут возьмутся? Тем более, вечером? Скоро стемнеет и мне надо поторопиться выскочить за столицу и где-то на пути к Джанкою найти место для привала.
Остановиться, найти указатель на Тавриде негде и поэтому невольно выскакиваю на Севастопольскую трассу. Ладно, сейчас развернусь и по второму кругу, внимательно, еще раз посмотрю и найду нужный поворот. Но как развернуться, если посреди дороги стоит металлический отбойник? Значит надо в нём найти дырку. Надо найти место разворота. С этой целью пока еду на Севастополь. Пробежал километр, второй, третий дырки в заборе нет. Зато солнышко наполовину спряталась за горизонт. Конечно, ещё пару часов будет светло, потом сумерки, но уже понимаю, что попал в неприятную ситуацию - еду в противоположную сторону. Не смертельно, но неприятно, ибо выбиваюсь из графика. У меня другие планы были на этот вечер.
Не то, что развернуться, даже съехать с трассы невозможно - кругом отбойники. Наконец-то, когда совсем впал в отчаяние, увидел отворотку к какому-то посёлку вдалеке. Тут же и место разворота - слева дырка в отбойнике. Какая радость!
Разворачиваюсь и еду назад к Симферополю. Солнышко садится, бензобак почти пустой. АЗС нигде нет, интернет, по-прежнему, не работает. Что делать и куда ехать? Очень медленно проезжаю развязку на кольцевой Симферополя, кручу головой в поисках ориентиров на Джанкой .. и попадаю на дорогу ведущую назад в Керчь.
Замкнутый круг. Мне опять надо развернуться на дороге с отбойником посередине и опять это сделать негде. Теперь еду в сторону Керчи в поисках места для разворота. А солнышко садится. Сколько же я буду топтаться на одной точке? Нахожу место разворота, возвращаюсь опять к кольцевой дороге.
Вот и опять в точке принятия решения: прямо дорога в город, налево в Севастополь, направо указатель ведёт в какой-то хутор. Выбора нет, еду в город, не понимая зачем. Возле продуктового у дороги вижу какого-то водителя, топчущегося у своей машины. Номера на машине Крымские. Подлетаю к нему, расспрашиваю о дороге на Джанкой. Оказывается, поворот в нужный город находится в центре Симферополя. А кольцевая Симферополя совсем не кольцевая, оказывается, а просто развязка и не более того. Благодарю мужика, еду искать нужные указатели. Уже почти совсем темно. Слепят встречные фары. Дорога в Симферополе гораздо хуже, чем на трассе. Ищу не только указатель, но и дорогу среди ям и колдобин. Проехав пару километров, среди массы указателей вижу табличку на Джанкой. Неужели! Совсем темно.
А город уже спит. Людей не видно, машин мало, фонари не горят, световой рекламы нет. Прифронтовой город. Аж жутковато. Никакой иллюминации, нет подсветки, нет световых табло и ярких витрин - всего того, что указывает на большой город. Лишь тускло светятся окна в многоэтажках. Это, прифронтовой город, успокаиваю себя. Людей нигде нет, движения авто по дороге тоже нет. Но как тут отпускники живут с туристами? Или их тут нет?
Сворачиваю на указатель. Далее какие-то повороты, дорога делится на две, потом кольцевое движение, жд пути. Куда я еду? Опять потерялся? Куда ехать? Загорелась жёлтая лампочка - кончается бензин. К счастью, Я всё ещё в городе, где обязательно найду АЗС.
АЗС нашлась - яркое световое пятно в ночной темноте. Вокруг мрак многоэтажек. Многоэтажки без света окон! Сверху звезды, по дороге раз в минуту проезжает авто, и только АЗС на свой свет притягивает искателей приключений. Цены на бензин на 5-6рублей выше, чем на Большой земле. А 95-й ваще заоблачно стоит. Неприятные цены, но мне не до эмоций, главное, чтоб полный бензобак. Стою в световом пятне АЗС. А вокруг меня толпятся пять-шесть авто люксового класса с молодёжью. Совсем не бедная молодёжь жадно пьёт кофе из автомата. Этакий местный бомонд, сливки Симферополя. Я запарковался совсем рядом с ними. Мне как-то неуютно среди этих г*******
Надо уезжать, но куда ехать: налево или направо? Вдруг сзади меня поджимает очередной люксовский Кабриолет. Из него вылазит странное существо в наколках, перстнях и цепях. Не удивился бы, если бы у него под рубашкой на выпуск висело бы пара пистолетов. Этакий местный Аль-Капоне и идёт ко мне. От его вида совсем неуютно, но он вполне культурно, даже без матерных слов, интересуется, долго ли я буду стоять на его парковочном месте? Не соблаговолю ли я убраться нах. Культурно отвечаю, что с радостью бы уехал, но не знаю куда. Завязывается в разговор, в ходе которого он очень культурно рассказывает мне, как выбраться из этого города. Естественно, Я позабыл всё сразу, хотя, очень благодарен ему за помощь. Главное, он махнул рукой в ту сторону, куда мне стоило бы побыстрей свалить с его парковки.
Новый маршрут по взмаху руки нарисовался. Пытаясь следовать наставлениям, начинаю петлять по двухэтажной развязке, ища выход из города. Пару раз не туда свернул, благо ПДД в темноте соблюдается лишь примерно и фар от машин почти не видать. Наверно, к полуночи мне это удалось, и я выскочил на убитую двух полосную дорогу, ведущую куда-то на север. Там, где нет трассы Таврида, там нет и нормального асфальта. Скорость пришлось очень заметно убавить. Еще через километр после Симферополя, закончились все указатели, закончились и проблески мало-маломальского света тоже. Я очутился во тьме. По крайней мере, в дохлом свете фары не видел ничего, кроме кусочка дороги впереди. Включил дополнительные фары - ситуация улучшилась не намного. Главное, что твердо знаю, что еду на Джанкой и у мя полный бак бензина. Во тьме ехать тяжело, я уже устал и у меня одна мысль: куда бы свернуть. При свете фар это сделать сложно. НО я физически чувствую усталость. Через несколько километров увидел указатель на какой-то придорожный населённый пункт. Притормозил, свернул.
Уйдя с дороги, тьма еще более сгустилась. Впереди, наверно, в нескольких сотнях метрах светятся пару окошек в домах. Гораздо ярче светятся звёзды в небе. Темень, а потому звезды видны очень хорошо.
Звезды такие яркие, что в густо населенной Кубани таких нет. А тут каждая звезда как яркий огонек. И их миллионы! Красота!
Речь о том, чтобы поставить палатку, не идёт вовсе. Тьма. Густая августовская ночная тьма. И роса, обильная роса. Колеса проскальзывают и моц ведет по скользкой траве. Потихоньку сворачиваю куда-то на обочину, вроде под куст в паре метров от дороги. Здесь и будет мой ночлег. Прохладно. Согревает только жар от мотоцикла. Спасибо, Любе, что заставила надеть жилетку. На ощупь вытягиваю пенку, стелю поближе к мотоциклу, сверху падаю сам и мгновенно засыпаю. Местные комары долго ждали этого момента. И, наконец-то, у них появился шанс на поздний ужин - надо мной крутится их несколько десятков. Достаю влажное от росы покрывало и закутываюсь в него с головой. Поспал несколько часов.
Второй день в пути
Меня разбудил свет фар - в предрассветной мгле в полуметре от меня прополз жигулёнок полный пассажиров. Откуда он взялся? Плохо соображаю, но надо просыпаться. Светает. Оказывается, я ночевал в полусотне метров от ближайшего дома, чуть ли не посередине широкой деревенской, песчаной дороги. Не знаю, какой час, но надо ехать - больно неудачное место выбрал для ночлега и стоянки.
Умылся из бутылки, из неё же попил, закусил галлетой - позавтракал.
Выкатываюсь на дорогу. До Джанкоя вчера не доехал 40. Сегодня по плану интересный день - надо добежать до Джанкоя, а после него, если повезёт, то и до Мариуполя, а может и до моего города Красный луч. Если Бог даст.
В предрассветной мгле дорога уже тоже не спит. Трасса сильно отличается от Тавриды в плохую сторону. Мелькают местные убитые жигули, каждые пару минут проезжает очередная военная машина. Редко мелькают «приличные» авто с российскими номерами. С каждым километром все больше военных. Каждая третья машина тянет какое-то вооружение: пушки на прицепах, танки на тралах, реактивные минометы. Все с антидроновыми сетками над машинами. Гражданские жигули все напрочь разбитые и непонятно как едущие на честном слове. Удивляясь увиденному, доехал до указателя Джанкой. Рядом с ним указатель на Бердянск. В город я так и не заехал, поехал сразу на выезд с полуострова, на Бердянск. Не далеко уехал - уперся в пункт пропуска.
Досмотр я прошёл быстро, потому что проверка была формальной: женщина военной форме спросила, есть ли у меня паспорт и после моего утвердительного кивка головой, махнула рукой - проезжай. Ни мой багаж, ни мой туристический вид, ни двухколесный транспорт никого не интересовали. Паспорт, как написал выше, я даже не достал из кармана. Сзади меня подпирали пара стареньких Жигулей, так что особо задерживаться не приходилось. Не успел я удивиться «домашней обстановке», как я уже выезжал с пункта досмотра. Если я не ошибаюсь, это было уже в районе Чонгара. На схеме выше это примерно где черная метка на трассе.
И вот я, хвастливо говоря, уже в зоне СВО. Новеньких, не убитых машин отпускников нет вовсе, ни спереди, ни сзади. А как же реклама этой дороги по тв? Обстановка с расслабляющей Крымской, сменилась на сурово напряженную. Хотя внешне ничего к этому не располагало, по моему мнению. Просто часто встречались военные и много военной техники. Гражданские, которых их я видел, тоже не улыбались и были одеты весьма скромно. Зато вокруг красивые, степные пейзажи, лиманы с солёными берегами, камыши, поют птицы, жаркая крымская степь знойным летом. Узкая полоска асфальта льётся между лиманами.
Внезапно, не заметив как, старенький асфальт сменился новым. Ровный, без ям, недавно уложенный асфальт тянулся к горизонту. Сутки я буду ехать по нему, боясь свернуть даже на обочину. Ехать приятно. Водители вежливы и предупредительны. Никакой инфраструктуры нет. Ни разметки, ни дорожных рабочих, ни ДПС, ни светофоров. Дорожные знаки очень редкие и старенькие - из прошлой жизни. Новый асфальт и вокруг степь. Но почему-то улыбаться и радоваться жизни совсем не хочется, что-то гнетущее давит. Почему все суровые вокруг меня? Я сам весь напряжённый с любопытством смотрю по сторонам, ища признаки войны. Но их нет, хотя в сорока-шестидесяти километрах идет война. А здесь - тыл, в который может оттуда что-то прилететь или иная непредвиденная ситуация. Поэтому все настороже.
Почему-то совсем не хочется достать фотоаппарат. Забегая наперёд, - хорошо, что я не фотографировал. Все полтора дня этого делать, почему-то, совсем не хотелось.
В тревожном напряжении качусь в сторону Бердянска.
А вокруг красиво и ничто не напоминает про войну. Даже артиллерии не слышно. Поднимаясь на очередную возвышенность, справа от себя вижу синеву моря. В воздухе много хищных птиц. Красиво, гражданских машин мало. Я среди них выискиваю авто с отпускниками. Увы, таковых не вижу. В спокойном ритме прохожу окружную Мелитополя. Без остановок прохожу Приморск и Бердянск. Еще до обеда добежал до окраины Мариуполя.
С трассы не видно никаких признаков войны, которые показывают в телевизорах. Ничего.
Зато огромная въездная стела с названием города. Поблизости Памятник Святому Игнатию Мариупольскому - основателю этого прекрасного приморского города. Удивило, что памятник блестит золотом, хотя вокруг стреляли. Оказалось позже, что памятник был реставрирован и установлен как объект исторического наследия лишь в прошлом году, потому то в этом он еще так хорошо выглядит.
На кольцевой Мариуполя мне надо поворачивать на север, на Донецк. Но грех не заехать в город хоть на полчасика. Любопытно же! Еду в город, там найду нужный мне указатель на север.
Хм. Город не зря рекламируют в новостях. Он великолепен. Как минимум, та часть, по которой я проехал. Широченные улицы, много тротуарной плитки, чистота, ухоженные клумбы, красиво оформленные фасады новых высоток, малая архитектура, просторно и светло, деревья вновь посаженные, ходят люди. Не восстановленные дома, а город будущего. Приятно удивлен.
Но вот и указатель на север: «Донецк налево» - сворачиваю. Через несколько сот метров многоэтажки заканчиваются и дорога идет через большой частный сектор. Совсем другая обстановка, чем в центре города, но не видно и здесь следов войны. На выезде из города, останавливаюсь на пригорочке, чтобы еще раз взглянуть на город.
Визуально Город делится на три примерно равные части. Первая часть это новостройки. Они светленькие, яркие, жизнерадостные выделяются одним большим пятном справа. Ближе ко мне монотонно серое пятно частного сектора. Общий серый фон, ярких красок, как это у нас, на Кубани, пока нет. Третья часть это слева за деревьями огромная чёрная, обгорелая после боев громада металлургического завода. Большие мёртвые цеха чёрного цвета как бы высятся над городом. Таким мне запомнился город святой Марии, состоящий из трёх больших пятен.
Долго стоять и рассматривать город, смысла нет, да и не принято в этой местности стоять на обочине. Я ни разу не видел ремонтирующиеся машины, оставленные надолго или просто запаркованные у обочин - тут такого нет. Все едут от точки до точки быстро и без остановок. Вот и я стараюсь не задерживаться и еду на север. Мне надо доехать до Донецка и потом повернуть на восток. Время обеденное. Мне ещё более двухсот километров до Красного луча надо пробежать. Вероятно, успею это сделать.
Но начал заявлять о себе желудок. Его можно понять - одна печенька утром на весь день это не серьёзно. Он требует плотного обеда. Мысль о том, что можно съехать с дороги и приготовить пищу, мне даже в голову не приходит. Здесь так делать не надо. Но и придорожного (или иного) общепита здесь Я не видел. Как не видно и придорожной торговли, столь привычной моему взгляду. Нет никаких торговых сетей, где можно недорого купить фастфуд. Возможно, подальше от дороги и есть магазинчики в населённых пунктах, но у меня нет настроения сходить с трассы (в поисках приключений на одно место).
Солнышко пригревает, тепло меня разморило за рулём и если бы не хотелось кушать всё было бы отлично. Уже около 300 км позади, но хочется кушать.
За Мариуполем в Ключевом или Касьяновке (точно не помню) с дороги вижу вывеску «продукты» над сарайчиком. Когда-то здесь была большая, придорожная, асфальтированная парковка для автомашин со всем причитающимся сервисом по периметру. Сейчас же это убитый помятый в ямах асфальт по которому страшно ехать. От сервисных точек остался только продуктовый магазинчик в маханьком домике с одним окошком. По правде, это не продовольственный магазин, а сараюшка с вывеской «продукты». Но выбирать не из чего. Из всего , что я видел по пути, это единственная живая точка. Все остальное - гостиница, автомастерские, шиномонтаж, еще какие-то магазинчики - все мертвое. Не порушенное, не разбитое, но мертвое.
Дорога в тыловой части фронта полна контрастов. В небе гораздо больше фронтовой авиации, чем над моим складом пролетает за сутки. Причем летают на бреющем, что самолеты, что вертолеты. А в редких огородах копошатся бабушки, судя по внешнему виду.
Тралы с техникой едут везде и много по дорогам, вдоль которой то тут, то там стоят на продажу ведра с картошкой и яблоками.
Близость боев чувствуется по постоянной канонаде, как только выключаю двигатель хондочки. Канонада, в которую первоначально не поверил. Думал просто шум. Но оглядываясь на сосредоточенные лица вокруг, дошло, что это звуки войны. Иногда ветер доносит грохот автоматических очередей чего-то крупнокалиберного. И так нелепо выглядит - неподалеку идет война, а меня туриста сюда занесло.
Все серое вокруг : и поля, и дома, и люди - недалеко идет война. Это прочно засело в голове - люди живут и пытаются выжить.
И как эта картина будет резко контрастировать с тем, что я увижу на Невском проспекте. Как люди на невском будут контрастировать с теми, которых вижу здесь.
А мне очень хочется своего традиционного обеда - мягкой сдобы с ряженкой или йогуртом. Это и легкая и быстрая, и не дорогая, и вкусная пища. На стошку можно купить и литр ряженки и две свежие булочки. Можно даже на ходу обедать. Но я хочу обедать не торопясь, размяв попу, вкушать и смотреть окрестности. Поэтому прыгаю по ямам к магазинчику. Кроме меня на площадке еще военный грузовик и авто Росгвардии - неожиданностей быть не должно и потому я спокойно оставив моц остывать, открываю дверь магазинчика.
Магазин как магазин в комнатке квадратов на 20-25. Прилавок посередине с парой холодильных камер и все стены в стеллажах. Покупателю и развернуться негде, ибо на полу тоже пром. товары в ящиках. В магазинчике продают все - и колбасу и гвозди, хлеб и гашеную известь. Все товары в магазине длительного хранения. Что логично.
Делаю один шаг к молочной витрине. Товар под стеклом не вызывает аппетита, да и сам холодильник, по-видимому, не работает, по крайней мере, прохлады от витрины нет. А может, от генератора работает периодически? Молочно-кислые товары в пленке уже вздулось. Пачки творога тоже не презентабельные. Молока нет вовсе. В углу витрины стоит пяток наименований молочно кислого в картонках. Не вздувшееся. Ну, хоть шото. Авось не отравлюсь. Ценники не на каждом товаре. По крайней мере, на «моем» йогурте их не было.
А чо со вкусными сдобными булочками? Делаю шаг в сторону в «ХЛЕБНЫЙ ОТДЕЛ» Мдя. Полтора лотка позавчерашних кирпичиков хлеба есть, иного ничего нет. Со сдобой не повезло. Лопаты штыковые есть и пластмассовые канистры, и ведра, но булочек нет. Зато, рядом лежат несколько кулечков с фасованным печеньем (оно сухое, не хочу) и среди них кулечек с пирожными трубочками, с начинкой наверно. Ну, хоть такое. Возьму. Ценников тоже нет. В уме прикидываю стоимость покупки: 40-50руб йогурт + трубочки рублей на 30 , максимум на сорок.
Оглашаю свой заказ продавщице. Та, выслушав меня, настойчиво пытается втюхать мне вздувшуюся ряженку в пленке, убеждая, что она и полезней, и вкусней, и дешевле картонного йогурта. Лишь моя решимость уйти из магазина без покупки, вынуждает её продать мне требуемый товар. И пирожные. Сервис. Оглашает цену и я остолбенел -214руб. Тройная цена. И что делать? Остаться голодным? Голод победил сомнения - расплачиваюсь наличкой, ибо других вариантов оплаты нет.
Мдя. Неожиданные, непривычные реалии прифронтового магазина. Вот мой обед во второй день путешествия, на картинке выше. Йогурт оказался терпимым. Впрочем, и трубочки на пустой желудок оказались если не вкусными. Мир повеселел. Можно ехать дальше.
Впереди Волноваха. Интересно своими глазами посмотреть места упорных боев за этот поселок.
Дорога проходит по ее восточной окраине, так что в полной мере поселок не увижу. Да и желания сворачивать с дороги, чтобы смотреть места боев у мя уже нет. Что запомнилось из увиденного? Общий серый фон. Вроде и солнышко во все небо, но увиденное серое и тягостное. Ярких красок нет. И зелень травы-деревьев, цветов не могут скрыть серые пустые коробки домов и разбитых заборов. Впрочем, деревья очень посеченные войной. Дорога, обочины, прилегающая к домам территория - все убрано, чистенько, но серое и жуткое. Ощущение, что еду по заброшенному поселку. Вроде и дома-заборы есть, а жизни, людей нет. Машины местных - пару жигулей встретилось. Да, по трассе машинки едут, но возле домов редко-редко встретишь авто. Детей нет, жителей не увидел. Может, близость линии фронта влияет?
Запомнился магазинчик на трассе. Когда-то магазин располагался в доме. Об этом свидетельствует большая вывеска, слегка посеченная осколками. Но в угол дома что-то прилетело и полдома обвалилось. внутренности дома видны хорошо. А вывеска осталась болтаться на одном гвозде. Магазин переехал в подвал этого же дома о чем указывает пририсованная стрелка острием вниз на болтающейся вывеске.
Пока ехал от Мариуполя до Донецка над головой часто пролетали самолеты. Очень низко. С востока на запад, а потом обратно. Дома тоже живу недалеко от военного аэродрома, так что ревом двигателя мя не удивить. Но тут самолеты так низко, что его можно в деталях рассмотреть.
На выезде из поселка вижу центр жизни поселка. Очаг жизни и место сбора людей - чебуречная. Несколько машин возле нее. Тут же за столиками кушают, общаются. Так аппетитно, что тоже захотелось. Попытался занять место и вкусить местного общепита, но, увы, блюдо готовится весьма медленно и, в основном, под заказ. Клиенты подъезжают и забирают по 10-15штук. Так что ждать мне свой чебурек пару часов.
Не солоно хлебавши, еду дальше полсотни км до Донецка. Явных следов войны не вижу. Но жизнь вокруг прифронтовая. Второй раз встречаю саперов, обследующих придорожные обочины и кюветы. Выглядит это так: с одной стороны дороги первым идут двое мальчишек с миноискателями, уткнувшись носами в землю, внимательно обследуя, примерно, четыре метра обочины. В пяти шагах сзади за ними идут два «помощника» с автоматами наперевес, контролируя обстановку вокруг из под солнцезащитных очков. А за ними, держа безопасную дистанцию, потихоньку катится транспорт. Каждый занят своим делом. С другой стороны дороги движется точно такая же процессия - двое с миноискателями, за ними сопровождающие с автоматами, потом авто. Вроде, ничего страшного - просто проверяют. Но с другой стороны, слазить с мотоцикла, после увиденного, совсем не хочется. Они идут, не останавливаясь. Сколько же они в день проходят? Сколь часто проверяют?
Еще одна запомнившаяся картина - множество транспарантов в стиле «Башкирия Донбассу!», «Помощь от Чувашии новым территориям России!» И рядом с ними рабочие разных регионов. Конечно, в основном, я видел дорожных рабочих, меняющих полотно шоссе. Много. Выглядело внушительно, радовало.
В сам Донецк не заходил. Посмотрел издалека и поехал дальше. На Макеевку, Зугрес, Торез, Снежное.
С каждым километров все волнительней - я еду по местам своего детства. Дороги становятся узкими, петляющими по холмам. Зачастую и не понять, междугородная это трасса или внутригородская. В этих краях плотность населения была высокая, так что и дороги между населенными пунктами особо не отличались - что в городе, что за городом одинаково узкие петляющие и в ямах. Дорожная инфраструктура убогая. Дорожные знаки времен СССР, никакой разметки дорожной. Никаких обочин, если вахтовики и волонтеры их не делали. Есно, и тоже ДПС нет. Благо сейчас волонтеры заново переукладывают асфальт. Чистенько и по кюветам не валяется мусор.
Неожиданно въехал в город детства. Именно неожиданно. Вот проехал Хрустальный, и за ним голые холмы с редкими кустарниками. И вдруг на вершине очередного лысого холма появилась одинокая, невзрачная, покосившаяся вывеска «Красный Луч». Просто посреди лысого холма воткнут указатель. Куда, к чему, зачем он уведомляет? С этой стороны города я никогда не был, потому и удивился.
Продолжение следует