Предыдущую часть читать
по этой ссылочке. Закончил предыдущую часть про маршрут, что на картинке ниже тем, что утром проснулись под Пудожем.
Ночь прошла спокойно, так как полог палатки застегнул - ни один кровопийца меня не потревожил. Ветра не было. Поверхность ровная, без ям и кочек. Дождя нет, шума от дороги тоже нет, ибо далеко. Тишина и красота. Отпуск.
Какой-то следующий день.
Проснувшись, позволил себе полениться и лишнее 20 минут поваляться под теплой курткой в ожидании, пока солнышко поднимется над лесом. Надеялся, что оно прогонит не дружелюбных насекомых. Но, увы. Едва я отстегнул полог, как комарики радостно меня приветствовали в своем прежнем составе. Но мне-то малины хочется! Пришлось, размахивая руками, ломиться через их строй, предварительно закутавшись в дорожную куртку. Женя спит, а я иду проверять кусты. Благо, далеко ходить не надо - малины вокруг очень много. Крупная и сладкая ягода. Настолько много, что забыл про комаров. От жадности кажется, что готов сьесть всю. И Женьке ни одной ягодки даже не останется. Какой же подарок судьбы! Пока наелся, солнышко высоко поднялось. Тепло. Я хорошо зарядился витаминами до конца поездки и уже думаю снова залезть к себе в палатку, когда наконец-то отстёгивается полог жениной и хмурый, не выспавшийся хозяин её выползает. День начался.
Между палатками зажигаю «печку». На ней грею «чайник». Одна таблетка сухого горючего на консервную банку кипятка. Вода закипает за пару минут. И так два раза - ему и мне. На завтрак Кофе с бутербродами. И на сладкое - опять малина.
Сегодня я рассчитываю на чаепитие с Антоном. Для этого надо пробежать 200 км до Медвежьегорска. А ещё наше обоюдное желание посетить гостиницу Сталина в этом же городе. Впрочем, и без неё в Медвежке я с удовольствием очередной раз осмотрю все знакомые места, покажу их напарнику, узнаю что-то новое для себя, обменяемся с Антоном новостями. Сегодня лёгкий прогулочный день. Мы почти достигли финиша.
Про дорогу до канала в Повенце не знаю, что написать. Несколько раз в своих сказочках описывал и ее, и историю, и красоты. Повторяться не хочется. Сейчас это гладкий асфальт (два три года назад положили) на котором можно не опасаться ям и ухабов. Раньше такой возможности не было. Было сражение с дорогой. Сейчас же - наслаждение дорогой. Машин не много, но и выдающихся мест возле которых хотелось бы остановиться тоже мало. Едем спокойно, любуясь окрестностями.
Петроглифы на берегу Онеги мы не посетили - погода и время помешали. А кроме них, с одной стороны дороги топкие но живописные берега озера, а с другой высокий сосновый лес, в котором мы несколько раз останавливались и собирали чернику. Так в прогулочном темпе к обеду добежали до Повенца. Перед ними посетили мемориал красноармейцам, начавших с этого рубежа штурм финнов в 44-м году, разгромив медвежьегорскую группировку финнов в ходе петсамо-киркенесской операции.
Мост через канал был закрыт - пропускали какое-то судно. На моей памяти если не первый раз закрыли мост. Очередь машин. Сказали, что будет закрыт около получаса. Чтобы не тратить время, решили пообедать на берегу Онеги. Правильней сказатьь, повенецкий залив, ну, да, ладно. Места для купания и отдыха есть слева и справа от моста. Мы выбрали место слева в трёх километрах. Мол, возле первого шлюза. Дорога по грунтовке была хорошей, мы заехали на сам мол.
В этот раз у Жени не было шансов отговорить меня от купания, поэтому запарковав мотоцикл, тёплым солнечным днём плюхнулся в воды Онеги.
Спасибо Антон, что показал это место. Спасибо что привёл сюда. Мне еще в 2015году оно очень понравилось. Второй раз нашёл это место самостоятельно. После купания, был отдых, обед, фотографирование окрестностей. Это прекрасное чудное место. Спасибо Антон, еще раз, что показал его.
Когда вернулись на трассу, был мост уже открыт. Меня распирает радость - очередной раз возвращаюсь в Медвежку. Солнышко стоит высоко тепло на душе радостно. Мы постояли возле церкви Николая чудотворца, не торопясь проехали посёлок. Повенец показался чуть более живым чем в прошлом году. Ещё десяток километров и вот он - поворот на Сандармох. Предлагаю Жене сделать остановку, осмотреть мемориал Сандармох. На правах экскурсовода рассказываю жене всю историю лагерей в этих местах, и про финскую оккупацию и про операцию освобождения. Сам мемориал я уже описывал. И своё двоякое отношение к нему тоже. Но у Жени после осмотра оно было отрицательным. Ему нравятся не стихийная народная память, а хорошо организованное (про кассира на входе и QR-коды он ничего не упомянул) культурное, облагороженное тротуарной плиткой, идеологически выверенное покаянное место. Стихийное ему не по душе. Вкусы разные.
Едем дальше. А дальше нам надо пополнить бензобаки - они у нас почти пустые после двухсот километрового пробега. Для этого пришлось отстоять почти часовую очередь - Медвежьегорск наполнен туристами. Простояли час в очереди, чтобы залить галимого бензина, на котором мотоцикл не едет. Но в тот момент мы о качестве ещё не знали. Мы просто рассматривали автотуристов, большую кодлу разномастных мотоциклов в углу заправкеи, шутили насчёт пандемии, которая волновала лишь одного мужичка в очереди. Убивали время.
Дело в том что в Карелии, в отличие от всех иных мест, по которым мы проехали, обязательно ношение масок в том числе и на АЗС. Увы, почти у всех кто стоял в очереди масок с собой почти не было. Или принципиально не хотели надевать. Дело доходило до того, чуть ли не по очереди надевали дежурную маску, чтобы дойти до кассы. Лишь единственный мужичок возмутился на тему, что такое безответственное поведение (с масками) с медицинской точки зрения неправильное. Это и вызвало смех во всей длиннющей очереди, которая не вмешалась на АЗС, а кончалась где-то за полсотни метров до поворота на заправку. Мне свою маску тоже лень было доставать из глубин багажа, поэтому просто второй раз подряд (первый был в Пудоже) я опустил подшлемник. Видимо кассирша трюк с подшлемником мотоциклистов видела не первый раз, поэтому не возмущалась. Подшлемник вместо маски использовал всё время, пока был на севере. Наконец-то аттракцион на заправке закончен и, побибикав толпе мотоциклистов, мы потихоньку въезжаем в город. Повторюсь, солнышко, ветерка нет, у нас ликующее настроение, медленно катимся через город и заезжаем на площадку перед бывший гостиницей, что в центре города.
Отдельно стоящее громадное серое здание контрастирует со свежепокрашенными окружающими двух-трех этажными домиками. Остановились недалеко от продавца саженцев, который пообещал наполнить наши бутылки водой. Идём осматривать здание. Опять, как экскурсовод, рассказываю, показываю, мимоходом измеряю толщину стен, пытаюсь представить, что и как здесь было 90 лет назад. Здание величественно, хоть и превращено в торжище. Об этом был мой и прошлогодний рассказ, и отснятая внутри гостиницы киношка. Повторюсь, сейчас внутри располагается куча торгашей. Но это слава Богу, ведь могли и снести старое здание. Авось, когда-то найдётся меценат, который попытается вернуть ему былую красоту, снова превратив его в фешенебельную гостиницу.
Звоним Антону, но он на вахте в Выборге. Жаль. В качестве компенсации за чаепитие, предлагаю посмотреть катакомбы. Но Женя отказывается. Это не его тема. Предлагаю, хотя бы, съездить на пляж - тоже не интересно. Можно ещё кое-что придумать, но лучше сразу рвануть до Кеми.
Сейчас время час дня, а до заветного гаража в Кеми ещё 250 км по Коле. Бензина должно хватить. Забегая наперёд, - его не хватило. До заправки еле дотянули. Когда заправлялись, в мой бак влезло все 13 литров, вместо стандартных 9.
Едва выскочили из города на развязку, солнышко спряталось и поднялся ветер. Мотоцикл на ровной трассе почему-то не хотел разгоняться даже до 90. Так что возле многочисленных камер, мне даже не пришлось притормаживать. Из «развлечений» были только лесные пожары вдоль дороги. Где-то огонь подходил к самой трассе, где-то просто накрывал дымом. Немногочисленные пожарные расчёты стояли вдоль обочин, не рискуя лезть в болото, которое начинается прямо от дороги. В одном месте трассу даже перекрыли на всяк случай, но мы не стояли - проскочили.
С каждым километром на север, деревьев всё меньше и меньше, а болот всё больше и больше. Машин все меньше и меньше. Хмурый день, непривычный для нас пейзаж с обоих сторон дороги красив и необычен, сильный ветер едва не переставляет нас на трассе. Ощущение, что север не рад нашему приезду. Мы ёжимся от пронизывающего холодного ветра и надеемся до начала дождя добежать до Кеми. Но, увы, упоминания этого города ещё даже нет на указателях. Поэтому где-то, за Сегежой надпись на указателе «Кемь 150км» вызвало у меня бурю восторга. Не знаю, видел ли напарник эту надпись, пытаясь согреться в своем летнем куртофане, но я ощутил прилив сил и энергии. Авось, до семи вечера успеем добежать. А мы уже и голодные, поэтому остановившись очередной раз передохнуть, договариваемся в первую очередь в туристическом городе Кемь посетить столовую. Благо она круглосуточная.
На кемском повороте - наше ликование по поводу окончания бегового дня и начавшийся дождик. Последние 15 км отворотки с Колы до города я промчался за 5 минут, а Женя дотопал за 25 - дорога как всегда (стабильность) ужасно разбитая и разогнаться по ней невозможно.
Доехали. Радость от посещения тёплой, уютной, вкусно пахнущей столовой сложно описать. Мы даже без масок кушали! Полная расслабуха, насыщение желудка горячей гречневой кашей с мясом - ради этого стоило гнать по холодрыге почти 500 км. А ещё компот. Выйдя из столовки, заметили, что дождик прекратился. Был серый, сырой, стандартный, летний кемский вечер. Что-то около восьми часов.
Эх, жаль, - Серёжи в городе нет. Он поменял место жительства. Но, надеюсь, кто-то откроет (а может он ещё и открыт) гараж и мы, забравшись в знакомую, подземную комнатушку отогреемся у камина после холодного северного ветра и выспимся в тепле. Так я мечтал.
Но не так оно случилось. Надежда на тихий вечер и тёплую ночь рухнули, едва увидев возле «родного» гаража выставку мототехники и радостные вопли толпившихся мужиков. Впрочем, на севере, в этом городе в тёплый летний вечер это нормально - здесь всегда много разномастных мотобродяг. Просто я не всегда на них попадаю.
В этот раз нам тихо подремать в подвале, увы, не удастся. Пока я приветствую знакомые и незнакомые лица, Женя, как новичок, держится в сторонке. Видно, что ему не совсем понятен весь этот кипиш с обнимашками, похлопывание по спине незнакомых, грязных и заросших мужиков. Благо это его состояние длилось только до первой рюмки алкоголя. А пока мы подождали для приличия еще полчаса отставших и потерявшихся на шоссе (мне говорили, что должен приехать Шериф), все пошли ужинать на второй этаж. Забегая наперёд, Шериф приехал через два дня, когда мы уже собирались домой.
Толпа уставших мотоциклистов завалилась в комнату, расселась за длинным столом под объединяющим девизом: 'мы с тобой одной крови'(с). Надо ли описывать посидушки с алкоголем мужиков, которые собрались в этом гараже со всех углов России? Дима и Толик из Москвы. Андрей Шеф и Калмык из Заполярного. Егор возвращается к себе домой в Мурманск. Ещё двое (не помню откуда) на подъезде. Внизу в подвале на «моём» месте спят двое с Донбасскими номерами. И у Юры дома, в квартире ночуют ещё два гостя. Вот такая вот небольшая компашка собралась на сегодняшний вечер. Причём, все друг друга знают по прошлым годам.
За столом воспоминания чередовались с тостами, обсуждение общих мест следовало после закусывания, потом обсуждение технических моментов. В тот вечер были затронуты все темы кроме одной социально значимой для каждого гражданина РФ - коронавируса. Что тут говорить - люди одной темы.
Вечер настолько удался, что и я, и Женя позвонили домой весьма поздно. Ну как поздно? Здесь ещё не начало смеркаться, а в Новороссийске уже был четвёртый час кромешной тьмы - примерно 11:00 вечера. Люба на меня обиделась за то что я попал в компанию своих хороших друзей.
Когда все интересные мне темы закончились, я громко и вслух послал всех далеко в другой угол комнаты, а сам завалился спать в другом углу возле лестницы. Было это примерно в третьем часу ночи. Кажется, на меня никто не обратил внимание. Вообще, наверно, никто не обратил внимание, что я ушёл. Все были заняты разговорами.
Последнее что запомнил перед сном, что Женька с москвичами после 3 рюмки яростно что-то доказывали друг другу по поводу технологии ремонта поршневой группы оппозитного двигателя. Это был очень важный диалог профи, но мне ужасно хотелось спать. Развернув пенку, под общий гай-гуй я моментально отключился.
Следующий день.
Время девять утра. Солнце уже взошло, (или, даже не заходило?) посветило и спряталось за тучу.
В это время я первым проснулся и обнаружил сбоку от себя ещё тела. Крайний, по-моему, вообще без пенки лёг спать на голый пол. Остальные спали кто где. Где ночевал Женя, я не знаю - под мотокуртками тела сложно было разобрать в полумраке комнаты.
Прекрасное начало дня - в комнате все спят, «аромат» хоть топор вешай. У меня болит голова. За окном утренние сумерки. Кругом объедки и пустые бутылки.
А Юру я нигде не вижу. Но и дома его нет, потому что вчера было сказано, что в его квартире ночуют гости. Держась двумя руками за ступеньки, спускаюсь на первый этаж, выхожу на улицу. Зябко.
Оказывается, Юра уже с утра продолжает ремонтировать какой-то мопед с донецкими номерами. Как я слышал, уже 5-й день подряд длится ремонт. Больной мотоцикл, как и положено больному, на боку посреди «операционной», вокруг него консилиум трех «врачей».
Подходят и новые "доктора", и новые профи в области ремонта зажигания и к десяти утра целый научный совет решает сложную проблему с Виражкой. Хозяйка мотоцикла сбоку уповает на профессионализм авторитетной группы. Забегая наперёд, - неизлечимую болезнь мотоцикла всё-таки вылечили. Но это было уже после нашего отъезда. А пока собутыльники мототуристы просыпаются, очухиваются, заправляют в себя кофе и потихоньку выкатывают на старт своих коней.
На фото выше не болото и не озеро, а топкий берег Белого моря в Кеми. Впрочем, в районе Кандалакши к берегу и вовсе не подойти..
Небо хмуриться - вот-вот может ливануть, поэтому мы с Женей всерьёз озаботились экипировкой. В городе Я знаю четыре магазина, в которых можно приобрести необходимые нам защитный костюм рубля за полтора денег. По очереди объезжаем их все. В конце разочарованные останавливаемся передохнуть и осмыслить ситуацию на берегу Белого моря.
На фото ниже Женя огорчённый узким ассортиментом хозмагов раздумывает на тему, что готовить сани надо летом, а не тогда собак кормить, когда собрался на охоту. Хорошие у него мысли. Но сейчас они ничем нам не помогут. Ехать ему придётся под дождём. На всякий случай, с голодухи купили ему плащик, которой опять же, забегая наперёд, он ни разу не одел. Он предпочел мокнуть, но по лоховски не сидеть в плаще на мотоцикле. Ну, то его дело.
На фото выше справа от Жени выглядывает кусочек Белого моря. Женя отдыхает на скамеечке на берегу моря.
Все гости разъехались. Остался Юра с больным мотоциклом. Последними стартуем мы. Сегодня нам надо добежать до Мурманска, преодолев порядка 560 км. Асфальт мокрый и гладкий. Ремонтируемых участков было всего два. И то, - мы на них не стояли. Но холодно. Временами капает дождик. Боковой ветер. После жаркого юга мы с удивлением воспринимаем такую летнюю погоду.
Наконец-то добежали до сильно загаженного места на трассе. Я имею в виду, точку пересечения полярного круга. Я тут уже который раз, и меня, вместо события, больше волнует погода. Потому что, как всегда, накрапывает дождик, и мокрым ехать, оставшиеся 300 километров, совсем не улыбается. А Женя первый раз. В его мотожизни это значимое географическое событие - пересечение полярного круга. Так что обязательная фотосессия во всех ракурсах со всеми подробностями и рассылка сообщений по всем адресам его телефонной книги. Но все фотографии я здесь не буду выкладывать только одну нашу совместную.
На заправку в Кандалакше въехали под дождём.
Далее, за Кандалакшей была Кольская атомная электростанция, в канале которой мне который раз не удается искупаться. К сожалению, в этот раз тоже не удалось. Женя, как всегда, забил тревогу отговаривая меня от этого необдуманного шага. Может быть, на его стенания я бы и не обратил внимание, но за прошедший год лесок вокруг канала проредили и сквозь чахлые берёзки мы были видны с территории соседней базы отдыха, которая к моему удивлению оказалась рядом, в зоне прямой видимости. Плюс ещё вокруг куча пугающих табличек 'запрет парковки', 'запрет остановки'. А ещё щиты с предупреждающими надписями и угрозой чуть ли не стрельбы на поражение. А ещё вокруг обочины дорог перекопаны так, чтобы ни одно авто не съехало с трассы. Страшилок всяких много. Видно популярное место для купания.
Поэтому сделал круг почёта на этом перекрестке, решив под дождём не проверять глубину стремительного потока воды. На следующий год надо будет снова попытаться здесь макнуца. Только обязательно надо взять с собой верёвку страховочную.
Отъехав километров двадцать от Кольской АЭС к моему удивлению количество запрещающих остановку знаков не уменьшилось. По тундре стоят знаки «остановка запрещена»?? Практически на всем протяжении до Мончегорска, в тех местах где собирался остановиться, и дальше у подножия гор очень много запрещающих знаков. Что-то наверное случилось.
Возле промышленного Мончегорска всё перекопано. Земля серая, ни листочка зеленого. Стойкое ощущение многокилометровой промзоны - всё загромождено отвалами породы. Ни одного зеленого листика. Лишь на горизонте очертания гор, дают надежду, что промзона все же кончится. А кроме породы только ветер. Как всегда, очень сильный, сносящий с дороги. Неуютно, некомфортно на трасе. Хочется побыстрей проскочить этот участок. Но Женя решил фотографироваться.
К вот уже и Апатиты. Ещё сотня километров и мы наконец-то дотянули до окраин Мурманска. Под Мурмашами продолжительный ремонт дороги, на котором мы потеряли много времени.
Голодные. С утра крошки во рту не было. Хочется кушать и в тепло спать. Но вместо этого нас встретил сильный дождь на объездной, где ни остановиться, ни спрятаться. Нас накрыла очередная полоса дождя. Надо прятаться под навес. Через пару километров рядом с дорогой козырек навеса увидели. Остановились возле него, а слезть с моцев нет сил - руки ноги затекли. Их от холода сводит судорогой. Кое-как сползли на землю. Ноги не слушаются - идти не можем. Смеемся с себя. Пальцы не гнутся. Забившись под навес заброшенного поста ГАИ, мы звоним Егору и не получается негнущимися пальцами в цифирки попадать. Дозвонились, просим нас спасти от лютой летней стужи. Понимает ли он нас или тока слышит в трубку, как мы от холода стучим зубами?
К счастью Егора нашли быстро. Респект ему и уважуха. А как мы ночевали,
расскажу в следующей части.