Предыдущую
часть читать тут.
Речь веду про этот маршрут
Остановил свой рассказ на том, что вечером доехал до Мурманска и встретился с Феликсом.
Я не оч хорошо все понимал, что он мне рассказывал ибо продрог после дороги. И хотя на улице по местным меркам было тепло, я не мог согреться. Мне с детства внушили истину, что Север ошибок не прощает. Так и есть - отправляясь в эту поездку на Север я не взял теплую одежду. Лето ведь! Теперь, вот, расплачиваюсь.. Поэтому экскурсия была скомкана и вскоре завершилась чаепитием и разговором на кухне у Феликса.
Феликс состоит в клубе, поэтому не удивительно, что в его квартире частенько ночуют мотоциклисты. Вот и я в неё попал. Спасибо парням. Мотоцикл остался стоять под окном, а я с вещами поднялся в квартиру к хозяину. Не успел я сложить свои манатки и помыть руки, как в квартиру ввалилось еще двое мотоциклистов - Сережа и Юра. Как оказалось, они тоже едут в Заполярный. Так что нам, оказывается, по пути. Неожиданно и приятно. Позже подьехал еще мотоциклист из города Полярный. К сожалению, забыл его имя, но вот он то и продолжил рассказ Феликс а про авианосец, который напишу позже.
Все расположились в центре квартире, т.е. на кухне и началось самое приятное - общение, которое затянулось до часу ночи. Через пару часов, хозяину квартиры надоела болтовня гостей и он ушел спать. Ему ведь, утром на работу. А гости остались бодрствовать. Философские темы сменяли анекдоты, потом шли случаи с покатушек. Постулаты естенственых наук чередовались с философскими. Народная мудность применялась к ремонту мотоциклов. Потом воспоминания сменяли разговоры о грядущих планах, потом следовали забавные ситуации - все как всегда. И вдруг кто-то вспомнил, что утром мы собирались выезжать.. Все пошли спать.
Мне достался диван у окна. Окно выходило на бухту. Мне очень понравилась открывающаяся панорама.
И где-то по словам местных, там, в правом углу снимка выглядывает рубка "Адмирала Кузнецова". Коллективное мнение предрекло ему еще долгий и долгий ремонт. Для меня эта новость была неожиданной, ибо краса и гордость флота и вдруг из-за какой-то нелепости авианосец почти навечно останется в ремонте? Для меня это было неприятной новостью. Не знаю, насколько, за прошедшие с момента поездки месяцы, продвинулся ремонт, но на тот момент со слов рассказчика ситуация с ремонтом корабля выглядела следующим образом.
Официально авианосец стоит на ремонте. Вот только … ремонтировать его пока негде после того, как в конце прошлого года из-за аварии затонул единственный на Северном флоте док, способный вместить громаду "Адмирала Кузнецова".
На фото выше - авианосец в плавучем доке. И не просто в доке, а в единственном на западе страны доке, который может вместить кораблик такого размера. Все остальные доки подобных размера находятся за границей, в странах вероятного противника. Еще один российский док, способный принять Кузю, находится на Дальнем Востоке, постоянно там востребован и перегнать его в Мурманск нереально. Фото, есно, сделана не мной, но на ней запечатлен и док и авианосец до ремонта. Так должно было быть.
А потом один из кранов, что расположены на доке упал на палубу, проделав в ней дырочку и все прочие беды. Повезло еще, что тогда сам Кузнецов не затонул. Его спасли и успешно отбуксировали к причальной стенке, а вот док все-таки утонул.
Вот в таком, полуразобранном виде он был в августе 2019, когда про него мне рассказывали.
Для меня, профана, все не так уж и плохо - ведутся палубные и внутренние работы. Но закончить ремонт, уложившись в сроки - до конца 2021 г не представляется возможным, так как делать это попросту негде - установить на штатные места, снятые в начале ремонта, гребные винты и выполнить комплекс работ в доке.
Подобный утонувшему док заказан в Ульяновске. Но его еще даже не начали строить…
Единственные надежды связывают со строящейся площадкой Кольской верфи компании Новатэк, неподалеку от места стоянки Кузнецова. Но, во-первых, он тоже только строится, во-вторых, она спроектирована под танкеры. Чтобы ремонтировать в нем Кузнецова, нужно проводить серьезные ее изменения. А новатековский док не принадлежит ВМФ. Поэтому мои собеседники склоняются к мысли, что авианосец надолго тут останется, если, вообще, не на всегда. Как-то не радостно от таких новостей. Если вдуматься - случайность вдруг подорвала оборонную мощь страны. Нелепость.
..
Я повлиять на ремонт не могу, так что спать. Последняя мысль, которая пронеслась в моей голове - Феликсу в этой квартире принадлежит всего одна спальня, остальное клубное.
Следующий день.
Утро началось в 12 часов дня. Болит голова, хотя алкоголь я не пил. Феликс ушел на работу к 9 утра. Трое мужиков в чужой квартире. Но это удивляет только меня.
В окно вижу серый день, серую бухту и серые дома. Серый памятник Алеше. Все серое. Вот-вот начнется дождь. В этот день я должен попасть в самую дальнюю точку моего путешествия - норвежскую границу возле города Никель. Получится ли?
Долго раскачиваемся, дебатирую вопрос, - а не вздремнуть ли еще часок?. Потом инспекция содержимого холодильника. Может, посуду помыть? Долго собираемся. Еще дольше выгружаемся из квартиры. В это время начинается дождь. Ехать или не ехать? Туда далеко и интересно, а в квартире тепло и сытно. Что лучше? Но тут появляется еще один мотоцикл, который должен помочь нам выбраться из города. Придется ехать. Еще полчаса пакуем коней и облачаемся в дождевики. Наконец-то все готово к старту.
Колонной из четырех мотоциклов катимся по мокрому городу. Перед дорогой я волновался, за скользячку, но резина хорошо держит мокрую дорогу. Куда и как едем меня не сильно волнует - это забота провожатого. Мне хорошо и радостно, ибо еду я не один, и в знакомые места, и вообще, - все хорошо. Так что единственная моя забота - это аккуратно идти в составе колонны. Автомобилисты на удивление учтивы и вежливы. Впрочем, и мы стараемся вести ся адекватно. Все более-менее внимательно и обходят лужи. Хотя меня дважды, очень сильно, с ног до головы окатило чистой воды из уличной лужи. Это из под колес обгоняющего грузовика волной обдало. Впечатления - шикарные, когда мутная жижа стекает с тебя. И, ведь, никуда не увернешься! Как в замедленной съемке, вижу эту волну, поднимающуюся из под колеса. Вижу, как она летит мне на шлем и грудь и .. ничего не делаю. Итак уже мокрый от дождя и тут еще пару ведер сверху выливают. Один раз, а через пять минут еще раз… Что еще более удивительно - проверив в конце поездки свою амуницию, никаких следов грязи не обнаружил - дождик все смыл.
Если бы не грандиозные дорожные работы, то вообще было бы шикарно ехать. Но вот мы подходим к мосту через реку. На мосту через Тулому меняют покрытие, пробки грандиозные. Но двухколесные, хоть и осторожно, но без задержек проходят этот сложный участок.
И вот мы за городом. Дождь то стихает, то усиливается, а то и вовсе прекращается. Но на него уже не обращаю внимание. Ведь сейчас тот самый момент, ради которого ехал столько дней!
Дорога вовсе пустынна и только наша маленькая кавалькада мчится в Заполярный. Юра заводила - вырвался на пустую дорогу и жмет на гашетку до упора. Меня же распирает радость от возвращения в эти края - я гоню/тянусь на пределе, за ним. Благо и дождь прекратился и дорога пустая до горизонта.
Сережа бережет свой мотоцикл и аккуратно катится в районе восьмидесяти вместе с провожающим.
А вокруг тундра. Космические пейзажи. Вода. Камни, мхи. Низкое небо с дождем. Точно такого же цвета блюдца воды с обеих сторон дороги. Что я в них нашел? Чего я сюда приперся?
Не знаю, что я тут забыл, но мне все нравится - и камни и однотонный пейзаж вокруг и низкое небо и необъятный простор и блюдца воды повсюду.
Более того, радость от возвращения в эти края переполняет меня. Радость от того, что снова все это вижу, так плещется из меня. От восторга жму на кнопку сигнала. Здравствуй, Кольский!
Я все тут помню. Помню памятники и геодезические знаки, повороты и воинские части. Как я рад все это снова видеть!
Но что-то новое вижу впереди! Оказывается, дорожное строительство не минуло и этот край. Почти шестьдесят лет никто не трогал эту извилистую дорогу. Но вот настал черед. Петляющую между камней, дорогу спрямляют, стараясь отодвинуть подальше от воинских частей, чтобы любопытный глаз туристов-норгов не узрел нашей военной тайны. Но такими темпами, как я увидел, - один неработающий бульдозер на всю многокилометровую дистанцию ремонта,- строить будут долго.
Погода меняется, а вместе с ней меняется и окраска местности. После дождя посветлело, дорога просохла и тундра посветлела. Какие-то полчаса и тундра полностью поменялась, как и её восприятие.
А дорога вьется и вьется, легко ложится под колеса. Наша группа тянется на север. То поднимается на перевал, то спускается между каменистых холмов. Солнышка еще нет, но приятные светлые краски скрашивает унылый пейзаж.
Вот и пограничный пост в Титовке. А ведь за прошедшие годы, быт пограничников изменился. Я их еще помню, когда они вдвоем ютились в картонной коробке, а теперь вполне приличные домики. Не знаю, что подумал мальчишка-пограничник, когда сличал мою небритую физиономию с фото в паспорте, но мне было все равно - я уже видел, то, зачем приехал. Вот он, в сотне метров впереди - поворот на Рыбачий, вот поворот налево, в саму Титовку.
Впрочем, погранец, неверно, видел много подобных мне типов на моцах, потому что не утруждал себя внимательной проверкой. Как и все предыдущие пограничники в этой поездке, мельком взглянул на паспорт и открыл шлагбаум. Здравствуй, Титовка.
Что такое эта самая Титовка, я уже писал ранее
https://kulenovich.livejournal.com/138460.html и, второй раз,
еще вот тут. и историю сего населенного пункта рассказывал. Для тех, кому лень листать ссылки, скажу, что Титовка, в современном формате, это перевалочная база, граница между цивилизацией (в местном понимании) и Рыбачьим. Это место где встречаются люди, остановочная площадка. Вот и мы на этой остановке встретили знакомых, отдохнули после стокилометровой гонки.
Я обошел всю территорию - практически ничего не изменилось за годы. Те же домики-ночлежки для туристов, те же кафешки, музей на месте и дорожная техника на пьедестале.
На фото выше - мемориальная часть Титовки, посвященная обороне этих мест. В центре снимка, в расписном вагончике находится маленький музей.
После десятиминутного отдыха мы готовы ехеть дальше. Нам остался один 60-и километровый рывок до Заполярного. На одном дыхании проскакиваем его. Мелькают по бокам дороги знакомые воинские части, Печенга, Корзуново. И вот она, долгожданная табличка у дороги - Заполярный! Доехали!
Пара поворотов, по небольшому тихому городку (про него я много писал в своих предыдущих поездках) и вот мы уже в гараже у Эврипида. Как и квартира Феликса, как и многие подобные помещения, это не просто гараж, это центр общения, клуб туристов, дом, мастерская, музей - все в одном флаконе. Второй раз попадаю в это помещение. И опять поражаюсь его огромным размерам. Вроде, внешне это стандартный гараж среди подобных в кооперативе, но изнутри он кажется таким большим! А второй этаж и вовсе превращен в апартаменты, в которых можно жить! Не могу понять - второй этаж это жилое помещение или нечто напоминающее диспетчерский пульт и Красный Уголок в «одном флаконе»? Вся наша группа немаленьких мужиков в легкую разместилась на втором этаже.
Мы доехали! Как это ни нагло звучит, но мы дома! Чай с плюшками, разговоры, начинается обсуждение планов..
Стоит сказать пару слов про хозяина этого великолепного гаража. Его зовут Эврепид. Кстати похож своим греческим профилем, бородой и именем на грека. Мототурист. Краевед. Барбос Беня питбульской масти - его непременный компаньон во всех путешествиях и прогулках. Кстати, путешествуют они вдвоем на трехколесном мотоцикле и объехали уже … вобщем, долгий и длинный список, где он уже побывал. Для дальних покатушек используется Харлей с коляской, а по окрестностям - колясочный Урал, что на картинках ниже.
Чем-то стандартная модель не понравилась и после некоторой доработки получился легкий и простой мотоцикл настолько, что им даже дети могут управлять.
Шипованная резина способствует езде и снегу и по бездорожью. А еще куча всяких ништяков позволила адаптировать аппарат к местным условиям.
На следующей фото на заднем плане видны окрестности горно-металлургического комбината.
Прицепив сзади кучу детских саночек, получается поезд Деда Мороза на потеху всей окрестной детворе.
Пока мы пьем чай в гараже хозяина, решается вопрос нашего культурного досуга на ближайшие дни. Самое главное и центральное мероприятие для меня это посещение Рыбачьего. Если бы я был один, то не сунулся бы на своей красавице в это место второй раз. Но если компанией, да на каком-нить военном/проходимом грузовике, то я только "за" всеми руками и ногами! На этом небольшом полуострове, как и в Крыму, много интересных мест, так что каждая поездка не повторяет предыдущую. Можно из года в год приезжать сюда и не повторять прошлогодний маршрут.
К сожалению, как и в предыдущий мой приезд, увы, «официальная» экспедиция уехала, а когда следующая - никто не знает. Поэтому надо искать машину, договариваться с людьми - чем и заняты Юра с Сергеем. А пока они решают вопрос насчет транспорта, я пытаюсь выполнить главное - добраться до пограничной полосы.
Вот так буднично и совсем не романтично выглядит самая дальняя точка моего маршрута. За моей спиной совсем не виден в мой рост забор из колючки и пропаханная полоса земли. Все это совсем недалеко от международной трассы.
Мне очень настоятельно отсоветовали кидать камень (символический) в сторону Норгов. И вообще, сказали, что в этом месте лучше вести себя скромней. Не провоцировать своим поведением пограничников на выезд к месту срабатывания сигнализации.
Я внял советам и не стал портить свой отпуск длительным общением с ФСБ и прочими силовыми структурами. Дежурная фотосессия и все.
Фото выше для понимания масштаба - на каком расстоянии от дороги стоят черные пограничные столбы справа на фото выше. Их почти не видно на фоне зелени. Белый - столб напичканный датчиками и камерами. Желтый песок пропаханной полосы. Светло-серая грунтовка - дорога для наряда пограничников.
В Никель тоже интересно бы посетить второй раз, но уже звонят, ищут меня. Нет время сделать доп круг в 20км. Вот, на фото вдалеке виден этот Никель - концлагерь какой-то в моем понимании. Как обычно, толи тучи, толи смог накрыли этот поселок. Ровная огромная гора - это отвалы породы после переработки руды. Природа в окрестностях Никеля и Заполярного загажена двумя металлургическими заводами очень основательно. Земля покрыта сажей-копотью. Чистейшие озера тундры в окрестностях этих городов превратились в грязные лужи. И без того карликовые деревья чахнут и гибнут, под ногами не камни и почва. А какая-то липкая, черная жижа. Брр.
На фото ниже попытался передать степень загрязнения, но сложно передать, как светлые берега (песочек) всех водоемов покрыты темными пятнами толи мазута, толи налетом маслянистой сажи. Неприятно не то что подходить к такому берегу, но, даже, смотреть.
Горно-металлургический комбинат - градообразующее предприятие в Заполярном. Не будет комбината - не будет и города. По словам местных, ГМК заботится и бережет своих работников. С другой стороны, пока что на шарике не существует металургических производств, которые совсем не вредят природе. Так что разговор можно вести лишь о величине наносимого вреда. На
Кольском ГМК несколько лет назад закрыли цех обжига (перешли на другие способ переработки) Это было самый вредящий экологии участок производства на ГМК, сейчас его нет. После этой модернизации начали деревья расти возле гаражей, да и в районе комбината, где раньше было все выжжено.
Но та сажа, что за много лет "пролилась" на окрестности, о которой написал выше, еще долго-долго будет видна - северная природа востанавливается очень медленно.
Будут ли еще подвижки в сторону сохранения природы - увидим. Пока что ГМК - стратегическое для страны предприятие. Ради этих двух металлургических гигантов здесь и шла войны. Ради стратегического никеля, немцы задружились с финнами в 37-м году. Ради никелевой руды по соседству в Печенге появился специальный причал для немецких рудовозов. Ради этого сырья в кратчайшие строки была построена канатная дорога. Так что, учитывая количество пролитой крови за металл, нынешняя природа вкупе с экологами и вовсе должна молчать и не протестовать против загрязнения.
Продолжение следует.