Предыдущую
часть читать тут.
Речь веду про этот маршрут
Остановил свой рассказ на том, что остановился на ночевку в Кеми.
А в квартире, где ночую, хороший ремонт и видно, что человек живет один. Наверно, поэтому он превратил свою маленькую двушку в большую студию. Мдя. Спасибо ему … . .за что? За то, что ключ оставил незнакомым людям? Гм.. Лучше поскорей спать, чтобы голову не ломать подобными ребусами. Спать. У мя завтра большой перегон до Мурманска, и, наверно, сразу сверну на Териберку, как и планировал. Или на Печенгу гнать? А, уж, на обратном пути, как раз на байкфестиваль Териберский заехать? Спать. Спать. Не надо на ночь глядя такие сложные вопросы решать. Спать!
Примостился на краю диванчика. Господи, хоть бы его не запачкать! Спать!
Последняя мысль перед сном - складывается впечатление, что в этом месте (север Карелии) вся Россия ужимается до размера одной дороги, на которой люди друг через друга знакомятся, общаются, находят общее, поддерживают друг друга. Я знаю людей, идущих впереди меня. Саша из Осиповичей выдает мне инфу о тех, кто идет на сутки позади меня. Сергей выдал доп инфу о тех кто впереди меня, дал тел человека в Мурманске. Это дает некое чувство локтя и дополнительное спокойствие и уверенность: «Ты не один!»
Какой-то следующий по счету день.
А какое сейчас время суток? Где мой мобильник? Утро сейчас или еще ночь? Где я? С такими мыслями открыл глаза - освещение за окном принципиально не изменилось. С другой стороны, какая мне разница, - который час и какой там день - главное, что я выспался и полон сил для следующего 600км броска. Чуть позже взглянул на мобильник - оказывается, уже июль! Я две недели еду на север?!?!? Как долго! Ну, и ладно. Да, хоть три недели! Мне же хорошо и комфортно в дороге.
Еще хочется спать. Мне было тепло и комфортно на чужом диване. Не было лесной сырости, от которой под утро сводит судорогой ноги. Не гудели комары. Все же есть своя прелесть в теплой квартире. Но надо ехать.
Сегодня мне целый день гнать. И Сергей уже предупредил Мурманск о моем приезде. Благо дорога хорошая и, надеюсь, ремонта на дороге не будет. Забегая наперед - ремонт был под самой Кемью, но небольшой - что-то около десяти километров всего.
Согласно инструкции, закрываю квартиру, прячу ключ под коврик у двери. Так же , согласно инструкции, выкатываю своего коня из гаража, запираю гараж, ключ так же прячу под коврик у гаражных ворот. Фух.. Ничего не забыл? Не перепутал, какой ключ под какой коврик? А то мне на обратном пути не хотелось бы краснеть за свою невнимательность.. Ну, тогда стартую.
На выезде из города заправляюсь под завязку. Мне сегодня сжечь два полных бензобака. Сергей говорил, что ситуация с качеством бензина улучшилась за последние годы, но, мало ли чего.. Так что лью и в канистру, и полный бак.. Кстати, бензин на севере не дешевый. И качество не идеальное. Не такое поганое, как было в 2015, но, моц на 92-м все равно не летит, а только едет. Все же поволжский, чувашский, казахстанский, Астраханский бензин намного лучше.
Солнышко прячется за дождевые тучи, я прячусь в дождевик. Поехали. Едва выскочил на трассу, ради которой приехал сюда, как сразу же попал в неторопливый десятикилометровый ремонт. Рабочие курят, машины туристов скачут по камням, регулировщик зевает и старается слинять в будку. Я же нервничаю - на постоянных перегазовках и переключении скоростей боюсь спалить сцепление. На дороге в основном туристы - все числа от единицы до ста на номерных знаках. Все регионы едут сюда смотреть экзотику. А большегрузов мало. Дорога пустая. Если туристов убрать - я останусь один на десятки километров.
Еду не торопясь. Смотрю, как все уменьшается и уменьшается количество жизни к северу. И развязки двухэтажные исчезли. И населенные пункты стали редкими. Последние следы дорожного ремонта остались позади. Исчезли вывески с названием населенных пунктов. Ты один на дороге. Редкие, пролетающие со скоростью звука, машины не в счет.
А меня природа интересует. Сочетание «небо-окрестности» меняется каждый десяток километров. Леса исчезли, зато стало вдруг много воды повсюду. Болота, реки-речушки-ручьи - вода в изобилии. Там, где нет воды, - чахлые леса. Тоненькие стволы, кривые-косые от сильных ветров, вызывают у меня ассоциацию с туберкулезными больными.
Испокон веков это почти пустые земли - люди тут не селились. Плотность населения - один человек на пятьдесят квадратных километров. Лишь в межсезонье, мигрируя за стадами оленей, какая-нибудь семья скотоводов пересекает эти пустоши. Да, вот в последнее десятилетие появилась в этих краях мурманская трасса, по которой мигрируют машины туристов. Населенные пункты, как и прежде очень редкие - с интервалом в сто-двести километров один от другого жмутся к этой трассе. В основном это прибрежные поселки, носящие гордый статус «город». Жаль, что я эти «города» не фотографировал для иллюстрации. Но, думаю, в нете можно найти их картинки.
В местном понимании город это два десятка стареньких одноэтажных дома вокруг «градообразующего предприятия» типа порт. В городе один-два магазинчика и все. Никто никогда не красил тут дома, не облагораживал территорию. В Советское время тут строили панельные дома и развивали соцкультбыт. Но СССР закончилось тридцать лет назад. И строительство тоже закончилось. И с тех пор на огромной территории между Петрозаводском и Мурманском жизнь замерла. Жизнь и промышленность жмется к этим центрам. Ближе к Мурманску (в Апатитах или Оленегорске) таблички с указанием населенных пунктов встречаются чаще - в этих городах тоже есть работа. А между городами лучше не ломаться и не останавливаться.
В размышлениях о увиденном, домчался до Полярного круга. Культовое место. У меня уже десяток фоток с этого места, но нужно ведь и в этом году отметиться. Есть еще одна причина - размять кости.
Писал ранее в своих поездках, про эту точку, что загажена она проезжающими основательно. Находится этот знак вдали от населенных пунктов, и с нынешним уровнем нищеты, регулярно убирать экскременты тут просто некому. Поэтому боюсь сойти с асфальта, чтобы потом оставшийся путь не нюхать с сапог чужие запахи. И ракурс для фото, чтобы переполненные контейнеры с мусором и загаженные кусты не попали в кадр тоже сложно. Вот и прыгаю-кручусь на месте, выбирая кадр. Тут подъехал еще один моц из Питера и вдвоем фотоссесия прошла быстро и успешно. Только, жаль, что торопясь уступить место для фотографирования следующим туристам, не поправил подшлемник. А в остальном был рад преодолению очередной планки-отметки на маршруте.
Даже на фото выше видно, что за пределами асфальтированной площадки начинается мусорник. Так что в лес лучше не заходить, чтобы не портить се впечатление от Севера.
Туч много. Серости много. Высокие деревья жмутся на южных склонах возвышенностей, прячась от северного ветра. Но эти деревья непривычного мне вида - скрюченные ветром, невысокие, растущие на голых камнях или засохшими стволами торчащие их воды. С каждым километром на Север высота деревьев все ниже и ниже. Карликовые деревья. Много камней, крупных валунов, которыми славится Карелия.
Возле дороги рабочие из них выкладывают различные композиции, украшая обочины. Но чуть дальше от дороги - их очень много, без всякого порядка и красоты они создают непроходимую местность. А между ними трава. Сверху на земле жиденькая травка, а под ней топь или болото. Трава тоже непривычного мне вида - тоненькая, легко гнущаяся под ветром, непривычно высокая, с цветами и без. То волнами колышется под легчайшим ветерком, то крупными зелеными пятнами тянется к солнышку. Или в середине полянки травы расположилось небольшое озерцо. Или поляна цветов в обрамлении сочной зеленой травы. Или просто зеленое поле , обрывающееся у очередной кромки воды. А водоемы художественными пятнами повсюду, куда дотягивается взгляд. И слева, и справа от дороги.
С дороги не надо сходить. И палатку в этом безлюдном месте не поставить. И нет людей. Совсем. В случае чего, помощь тут ждать очень долго. Вот и несутся машины туристов по трассе с огромными скоростями, чтобы, не дай Бог!
Для меня , южанина такая картина природы непривычна. Хочется остановить моц и побродить по округе, внимательно все разглядеть, потрогать северные цветы, пройтись по кромке воды. Но лучше не останавливаться, а ехать, ибо в Мурманске меня ждут, а в одиночку бродить по болотам не оч разумно. Поэтому еду.
Сейчас я полностью завишу от мотоцикла. Не дай Бог, поломаться, - буду очень долго и сложно отсюда выбираться. Конечно, не погибну, но сложностей буду иметь намного больше, чем в подобной ситуации, но в южной части страны. Поэтому стараюсь моц не насиловать, не газовать - берегу. Чувствую себя слабым и зависимым. Даже малейшее изменение погоды хоть на пять градусов пагубно отразится на мне - то холодно, то жарко. Малейшее изменение ветра и моц уже качает на трассе, грозя аварией. Малейшее изменение давление и уже слабость, головная боь, ломота в костях. Я завишу от соцобслуживания в виде АЗС, сервисов, состояния дороги, магазинов и кафе. Без них я не могу прожить и дня. А в этом краю мне помимо всего перечисленного, обязательно нужен источник тепла. Потому что помимо моего желания, температура опустилась до 14тепла и мне, в наглухо застегнутой куртке, ужасно некомфортно. Замерз.
Видно на табло температуру? И ветер хоть и не холодный, но холодит. И солнышка нет. Замерз. И, неужели, в этоже время сейчас в Новороссе под сорок тепла? А я мерзну? А дома плавится асфальт? И все это в одной стране?
..
Слабое и зависимое существо - человек. Вокруг меня растут растения и цветут цветы, плещутся рыбы и летают птицы - всем тепло и комфортно, а человек на мото уже замерз и не может оставаться в этой красивой тундре. А ведь температура изменилась всего на пять градусов!
Мне уже совсем не хочется сегодня ночевать в палатке в лесу под Мурманском. Мне нужно тепло. Уже думаю только о том, как дотянуть до города.
Под Мончегорском закончились высокие деревья. Остатки высоких елок и берез прячутся у подножия невесть откуда появившихся среди болот высоких холмов. С северной части холма голый склон, а с южной у подножия деревья. Далее на север, холмы превратились в рукотворные горы. Это отвалы породы. Чистый воздух наполнился газами. Трудно дышать. Видимо, ветер вынес дымное облако на трассу. Сразу я не понял, что попал в ядовитое облако газа и подумал, что с мотоциклом что-то случилось. Но мотор стучит ровно, слава Богу. А я по-прежнему внимательно слушаю мотор и движение руля - не дай Бог, что с мотоциклом, и течение моего отпуска изменится в неприятную мне сторону.
Возле Кольской АЭС какой-то, вырубленный в скале, канал. Поблизости никого и ничего нет. Внушительно выглядит русло реки-канала, бегущего со стороны станции. Почти отвесные берега канала. И течение стремительное. Теплая отработанная вода со станции, сливается в море. Не тот ли это канал, что я видел на фото несколько лет назад? На том фото были ребятишки, ныряющие с моста зимой. Вроде, фото с нынешним оригиналом похожи. Но откуда тут могли взяться дети, когда вокруг нет никакого жилья? Проверить бы, действительно ли теплая водичка? Но холодно и не хочется останавливаться. На обратном пути проверю.
Дорога приближается к огромному водоему. Узенькая полоска песчаного берега. Сурово и красиво. Можно было бы тут остановиться, отдохнуть и искупаться. Даже съезд к воде есть. Но я так замерз, что подобная мысль кажется глупой и неуместной.
Постоял, пофотографировал, запомнил и поехал дальше.
Ближе к Мурманску машин стало больше. Неужели, проехал самый пустынный участок? Неужели уже Мурманск? Шесть сегодняшних сотен километров остались позади.
..
Мурманск!! Знакомые места! Доехал!!!
Жадно глазами ищу изменения, радостно узнаю то что запомнилось. Кольцевую, по которой ехал три года назад, почему-то опять ремонтируют. Вместо указателя на Териберку, появился указатель на местную ГЭС. Почему опять трехкилометровый ремонт кольцевой? Позже Феликс мне объяснит, что это режут горы и закапывают огромные трубы туннелей на месте очередной развязки.
На фото - поворот на Териберку при вьезде в город.
Созвонился и встретился с Феликсом. Далее была коротенькая прогулка по городу. Фотграфия на смотровой площадке.
Рассказ про оборону Мурманска, корабли в бухте и много всего остального, интересного мне. Слушаю, а сам постукиваю зубами от холода и покачиваюсь от усталости. НО про себя отмечаю, что события Второй Мировой оставили большой след в городе - много военных памятников. Между прочим, на той стороне бухты мне надо заехать, посмотреть памятник зенитчикам, защищавшим небо города.
А слева на фото кусок «Адмирала Кузнецова» видно. Но про него я напишу в следующей главе.
Продолжение
следует