Предыдущая
седьмая часть тут. Место действия на рисуночке ниже - переправа через реку Кама.
Объехав остатки села, попадаю
к мостовому переходу. Он очень большой и подъезды к нему очень протяженные. Чтобы мне долго не писать, выложу фото. По ощущениям, общая длинна сооружения порядка полутора десятков километров. И не вяжется между собой - маленькое село, забытое Богом село на берегу реки и огромнейший мост, расчитанный на такой поток машин, что в этом селе столько авто одновременно и не видели.
Не знаю, что больше понравилось мост с рекой или туча, которая надвинулась на мост. Мост высокий, с него открывается простор до горизонта. Кажется, всю Россию видно с этого моста.
Как мне показалось, со стороны Казани все строительные и земляные работы уже закончены. А на другой стороне, возле Алексеевское еще не ухожено, узкая разбитая дорога вокруг села.
До последнего не мог понять, когда же начнется река. J Дело в том, что дельта реки Камы при впадении в Волгу образовала массу островов и островков. Поэтому и не понятно - проехал реку или еще нет. Мост проходит по этим островам.
Открывающиеся с моста виды великолепны. А машин показалось, на дороге не очень много.
Переехав реку, оказался чуть ли не под самой тучей. Поэтому по-быстрому первый раз по-боевому натянул дождевик. И не зря.
Километров через пять вьехал в стену дождя. Моментально стемнело. Плотная стена воды с неба. Движение затормозилось. Авто собрались в кучу и колонна со скоростью 60 поползла по лужам.
А тут еще одна неприятность - какие-то жесткие правила дорожного движения в Татарстане и оч законопослушные водители. Постоянно висят знаки ограничения скорости, и никто их не нарушает. Перед каждым подъёмом-спуском висит знак запрета обгона. И никто не обгоняет. Однополосные дороги прочерчены повсеместно белой сплошной линией. Все ползут колонной.
Первый раз я не выдержал скоростной режим на подъёме за груженным ЗИЛ-ом и рванул через сплошную на обгон под запрещающим знаком. Странно, но я оказался единственным нетерпеливым. На протяжении 50-и километров меня никто не догнал. Гм.. Наверно, я еще и скоростной режим нарушал. Сколько не смотрел в зеркало, никто за мной не последовал при обгоне. Заметьте - никто из двух десятков местных автомобилей, следующих за мной в колонне, не последовал моему примеру. Все так и тащились за стареньким самосвалом до самой Казани боясь его обогнать. У нас бы, в Краснодарском крае в такой ситуации долго за ЗИЛом не ехали бы - горячие бы хлопцы этот самосвал бы уже опрокинули в кювет или обогнали бы, не взирая на всякие там дорожные знаки.
Будучи наслышанным о драконовских нормах на дорогах Татарстана и непрерывном контроле за участниками движения, впредь постарался вести себя более аккуратно. Но десяток раз явно нарушал под камерами, так что, вернувшись домой, я еще несколько недель ждал возможных «писем счастья» от ГИБДД Казани. Обошлось.
Въехал в Казань. От множества дорог и развязок рябит в глазах. Есно заблудился. Часа три петлял, останавливался, расспрашивал, опять делал ошибки. Вокруг красивый большой город, а я боюсь глаза оторвать от дороги, ищу поворот, на котором мне надо повернуть. Опять не туда поехал. Торможусь. Расспрашиваю. Мне называют новый вариант выезда из города. Опять еду, ищу ориентиры. Опять не туда. Опять торможусь. Но, все же, методом последовательных итераций, на исходе третьего часа петляний все-таки выбрался за город на Зеленодольск дорогу.
Прекрасный город Казань, но в следующий раз я его, как и Москву, объеду по большому кругу.
Прекрасная трасса на Зеленодольск.
Этот город можно назвать спутником Казани - до него 12км по трассе.
Промышленный центр со стотысячным населением в конце дня меня интересовал мало. Надеюсь, обойдя его по окружной, я ничего из достопримечательностей не потерял. По крайней мере, нет ничего интересного про этот город не упоминает.
Обыкновенный рабочий поселок городского типа со множеством предприятий . транспортным узлом, Судостроительный завод
Уже устав я думал о выборе места для ночлега. Но, пока не проеду следующий город Волжск, покоя мне не видать - все вокруг плотно застроено. Любой ценой надо дотянуть до трассы на Йошкар-Олу. Там, на стокилометровом участке смогу найти себе место для ночлега.
Итак, впереди Волжск. Между Волжском и Зеленодольском расстояние в шесть километров, но это уже не Татарстан, а республика Мари Эл. Такой же промышленный город, как и Волжск, имеющий менее, чем столетнюю историю и пятьдесят тысяч населения. Моя дорога пролегала через город. Впечатление - масса (инет говорит о 30-и заводах, из которых половина - крупные) пром. предприятий и рядом с ними жилые коробки пятиэтажных домов. В городе,
конечно же, есть достопримечательности но сейчас мне не до них.
Выезжаю на трассу.
В ста километрах Йошкар-Ола. А за ней начинаются леса с маленькими городками, через которые и хочу проехать. Наконец-то вырвался из городов! Выехав за пределы Волжска, сразу заканчиваются населенные пункты и люди. Людей нет. Вобщем-то неожиданно - вот только что люди были (Зеленодольск, Волжск), а через пяток километров их вообще нет! Нет людей! Пустынная местность! И чем дальше на север, тем с каждым километром буду все меньше и меньше встречать людей! Удивляет такое неравномерно распределение людей. В Казани , казалось они по головам друг у друга ходят, а через пять часов никого не встретишь. И машины ходят с огромными интервалами. Ну, хоть дорога-то в целом хорошего качества.
Впрочем, насчет качества дороги я погорячился. Первый же прострел вилки заставил пересмотреть свое отношение и к дороге, и к скорости. Но ехать можно. Вывеска впереди «Помары» что-то всколыхнуло в душе. Знаменитое «Уренгой-Помары-Ужгород» - словосочетание из моего детства. Неужели, удалось побывать в месте поворота знаменитого нефтепровода? Неужели это махонький населенный пункт гремел на весь СССР? Ничем не приметное село около трассы.
Знаменитый
трансконтинентальный экспортный газопровод, запущенный в 1983 делавший возле села малоизвестного села Помары поворот на юг. В моем детстве вокруг этой трубы было много политических шума и экономических игр глобального бизнеса, много людских страстей, еще больше разнообразной рекламы и пропаганды, заключений международных контрактов, консорциумов и их разрывов. НО прошли десятилетия. Вокруг именно этой трубы страсти улеглись, она стала рядовым потоком, приносящим денюжку в чей-то карман. Но и в моей памяти она осталась. Сейчас трубопроводов на карте страны масса. Попытался найти хорошую красивую, полную картинку, но среди вороха схем даже не удалось её найти.
В нескольких километрах от Помар сворачиваю в лесопосадку. За ней - большущая поляна. Возле молодой березовой рощицы я и остановился.
Уютное, красивое место. Время десятый час вечера - эт я случайно посмотрел на мобильник. Вообще светло и, похоже, солнышко не торопится прятаться за горизонт. Срочно мажусь кремом - комары, размером с воробья каждый, с противным воем пикируют на меня. Боюсь, куртка со шлемом и сапогами не смогут защитить от атак этих насекомых. На полчаса защиты хватает. За это время ставлю палатку и грею воду на доширак. Комары, рассевшись по ближайшим кустам, внимательно контролируют мою деятельность. Ждут. Периодически прилетает ихний разведчик, проверяет отпугивающие свойства репеллента. Улетает разочарованный. Я тороплюсь спрятаться в палатку и плотно застегнуть вход. Комары разочарованно вздыхают и улетают искать другую жертву.
Поужинав, засыпаю.
День не помню какой.
Утром обнаруживаю, что остановился я в подлеске на заброшенном поле. Когда то вдоль трассы возделывался кусок земли. Но лет пять назад (по толщине стволов берез) люди его бросили. Березы тут же освоили эту территорию. То-то я удивился, что дорога сюда такая ровная, без ям и колдобин!
Долетел до Йошкар-Олы. Сам город, как сборище домов и достопримечательностей мне не оч интересен. Хотя вопрос, откуда взялось диковинное азиатской название города в центре России, было интересно. Оказалось, название города - результат мудрой национальной политики партии и правительства СССР, которое дало городу марийское национальное название - Йошкар-Ола. К началу XX века Йошкар-Ола оставался маленьким, тихим провинциальным городом, состоящим из 13 улиц и 300 различных строений. Ничего кроме сельского хозяйства и, соответственно, крестьян не было. Толчком к развитию послужила Великая Отечественная война - в город начали эвакуировать предприятия с запада страны. С тех пор это промышленный город, активно загрязняющий окружающие леса, воздух и реку. Но этого я не увидел, хотя воздух, сам почувствовал, отнюдь не чистый.
Мне надо обойти город с востока на Оршанку и далее идти на север. Как всегда, на объездной ухожу по указателю направо и оказываюсь без малого в центре города. Оба-на - Йошкар-Ола - город контрастов: дремучие леса вплотную к асфальту вдруг сменились нарядным центром города. Раздолбанные автозаправки соседствуют с современными автозаправочными комплексами как на фото ниже.
Между верхней фото и фото ниже меньше полусотни метров - видно на заднем плане общее полукруглое здание
Шикарные дороги рядом с убитыми. Нарядные здания из стекла и бетона по соседству с покосившимися вековыми избушками. Гипермаркет рядом с ларьком из 90-х годов. И все это на небольшом пятачке. Город контрастов. Впрочем, и без меня он хорошо расписан в нете и регулярно мелькает в новостях, преображается на глазах, превращаясь в современный мегаполис из стекла и пластика.
Кто бы мне сказал, что это последний современный город, который вижу в своей поездке. Следующие две недели я проведу в городах и поселках, которые потерялись во времени. Но я еще этого не знал, поэтому постарался побыстрее расстаться и без того надоевшей мне цивилизацией.
Пытаясь выбраться на Оршанку, выскакиваю с какого-то городского проспекта на напряженную дорогу, что ведет к выходу из города. Движение интенсивное, покрытие дороги - ужасное. Машины движутся слаломом, объезжая многочисленные рытвины. А по сплошной разделительной линии не торопясь катится тракторишко с ковшом впереди. Его ковш полон крупного щебня.
Катится не торопясь, соразмерно скорости рабочего, который совковой лопатой из ковша засыпает наиболее глубокие ямы булыжниками. Как на фото выше. Фотографировал этот ремонт дороги на ходу - цирковой трюк - виляя между ямами, сзади куча авто, а надо выбрать композицию кадра. Абалдеть! Гы! Терь с полной уверенностью могу сказать, что в Йошкар-Оле (в том числе) проводится интенсивная работа по улучшению и ремонту дорожного покрытия в городе. И все это в десяти минутах ходьбы от центра.
А вот федеральная
дорога на Оршанку - очень хорошего качества. Тридцать километров преодолел быстро. Решил не сбавлять темп и обошел Оршанку по объездной. Отсюда, с холма этот рабочий поселок показался очень маленьким. Наверно, все остальные населенные пункты, которые мне предстоит проехать будут такими же крошечными.
Еду
до Яранска Может это будет большой и успешный населенный пункт? Ну, хоть как-то сравнимый с тем же, например, Йошкар-Олой? Может, что-то интересное, неординарное будет в этом уголке России?
Не повезло. Внешне Яранск ничем не отличался от Оршанки. Хотя, хотя.. Одно и существенное отличие есть! Это - железнодорожная ветка до Йошкар-Олы! В Яранске есть железная дорога! Это крутой населенный пункт!
Но какой ценой строилась эта дорога! Строительство ж.д. 40-а километровой ветки достойно отдельного эпоса! Хотел бы о нем рассказать.
Начну с того, что не только Яранск, но и, практически, все остальные населенные пункты в этом глухом краю являются местом ссылки. И не только революционеров 19-го века. С другой стороны, этот край - производитель сельскохозяйственной и лесной продукции. В свое время купечество составляло заметную долю населения уезда. И с этой позиции, уезд нуждался в устойчивых транспортных артериях. Больших речных артерий природа не дала, грунтовые дороги функционируют нерегулярно. Поэтому самой надежной была бы железная дорога, которая бы дала толчок к развитию края. Мысль построить жд дорогу родилась весной 1914 года. Тогда же началась насыпка земляного полотна в сторону станции Шахунья. Даже в Яранск завезли кирпич для сооружения здания вокзала. Но построить дорогу помешала первая мировая война. Строительство замерло на тридцать лет. В годы Великой Отечественной в этих краях началась интенсивная заготовка леса. Для вывоза леса в соседнем районе была построена железнодорожная колея. Значит и в Яранск появилась возможность дотянуть железную дорогу. Поэтому в 1946-47 годах методом народной стройки в лесу была прорублена трасса будущей магистрали, насыпана часть земляного полотна в сторону станции Котельничья. Однако и эта, вторая попытка строительства не удалась: местного бюджета не хватило для завершения стройки. Стройка еще раз замерла на тридцать лет. И только в феврале 1976 года, к очередному съезду партии сорокакилометровый путь Табашино - Яранск был сдан в эксплуатацию. Через 60 лет сбылась мечта яранских купцов. Это удачный пример стройки.
Фото выше и ниже следующие фото сделаны в одном месте - в центре Яранска.
Напротив беголо здания через дорогу стоит серое здание.
На другой стороне перекрестка стоит церковь, возле которой я и остановился.
Церковь выглядит самым современным и светлым зданием в Яранске. Бедненько, но ухоженная, аккуратная, покрашенная. Самое ценное здание в городе?
Не цвет, ни архитектура, а запасы отопительного материала удивили меня возле церкви.
Вот и весь город Яранск на пяти фотографиях. Все остальное - частный сектор и сельхозпредприятия. Да, есть в городе и ДЮСШ и памятник погибшим в ВОВ, механический и спирто-водочный завод, etc, но общего впечатления это не меняет.
Забегая вперед и обобщая все увиденные населенные пункты на своем пути, впечатление осталось грустное. Во-первых, имеется ж.д. сообщение не в каждом населённом пункте. И автодороги оставляют желать лучшего. Ни в одном населенном пункте (а их, крупных, на 600километровом участке было почти 20штук) не увидел ни одной новостройки. Тут не строят, инвесторов и строителей нет. Новые частные подворья не в счет. Более того, как только свернул с трассы Йошкар-Ола - Киров дорога (в моем понимании) закончилась.
Но закончилась J не сразу, а постепенно, постепенно, пока совсем не превратилась в полосу препятствий для моего мотоцикла.
В Йошкар-олинском дорожном ведомстве еще кое-как смотрят за качеством дорог. Гы! Хотя бы с помощью крупного щебня (как описал выше) засыпают ямы на трассе. В нижегородской области этим вопрос не заморачиваются уже года три - ужасные ямы по всей дороге. А вот в Костромской области между крупными населенными пунктами, по которым я ехал, никогда после 24съезда КПСС еще ни разу не ремонтировались дороги. Костромская - это лидер по бездорожью, особенно в тех медвежьих углах, по которым я ехал.
Яранск - Кикнур - Шахунья - Ветлуга - Шарья - Пыщуг - Никольск - Бабушкина - Тотьма - Чекшино - Ногинское - Вельск - Долматово - Няндома - Каргопль - Пудож - Медвежьегорск. Я перечислил крупные населенные пункты, которые являются минимум райцентрами в своих районах. Вы о них слышали?
Населенных пунктов много, а дорога между ними одна, и та сильно убитая. Какие впечатления от увиденного? Хотелось бы написать, но антитеррористический пакет Яровой, не взирая на общественную инициативу по его отмене, еще в силе, поэтому говорить то, что хочу - откровенно боюсь быть привлеченным если не за экстремизм, то за оскорбление чувств неопределеной группы людей. Или в Москве или вдоль моего маршрута. Так что повторюсь нейтрально - в своем Краснодарском крае живу как в раю. Здесь же в лесах за последние десятилетия не построили нового ничего. Человек на новом Рено Логан считается если не нуворишем. Дорога если и грунтовая, то ничем не отличается от асфальтовой. Всего пара штук на сотни километров 50-и кубовых раздолбанных вусмерть скутеров, которые я увидел, скорей всего, тоже, считается роскошью. Спасибо предкам, что до революции успели построить несколько каменных домов - сейчас они составляют центры и ядро населенных пунктов.
Постоянно помня о том, что мой моц ремонтировать негде и машин тут мало, еду очень осторожно, медленно. Но все равно, на ямах то и дело вилка простреливает, моц весь трясется, руль то и дело вырывается из рук. Боюсь угробить мапед. Нервничаю. Через каждую сотню километров падаю перед мотоциклом на колени и проверяю не течет ли масло из мотоцикла.
Продолжение
читать тут с 12марта2016 мою страничку посмотрело