Наши с Денисом посты про
мужскую колонию строгого режима ИК-33 получили некоторое распространение в интернете (особенно
запись Дениса) и мы за эту неделю перечитали десятки разных комментариев на яплакал, на фрешере, а статью Дениса даже на английский перевели на одном из форумов. В дискуссии мы не стали вступать, хотя руки и чесались. Многие пишут о заказушности постов и о том, что блогеров теперь встречают «как первых лиц», то есть якобы всё вылизывают к их приходу. И, конечно, огромная волна возмущений была по поводу того, в каких условиях содержатся убийцы. По поводу нашего похода, могу совершенно однозначно сказать, что никто там внутри нас не ждал и не готовился. Наши зоны в Хакасии относятся к «красным» и этим объясняется многое. Большинство российских зон «черные» и вряд ли бы в такую нам предложили прийти пофотать. Даже дата нашего посещения была согласована практически накануне (вероятность того, что мы попадем туда через неделю, была гораздо более реальной). Ну и последнее, что полностью снимает сомнения у самой меня на этот счет - я сейчас работаю в одном кабинете с парнем (Димас, здарова!), который с нами меньше года, а до этого проработал несколько лет в СИЗО 35-й колонии и не понаслышке знает, как устроена жизнь в обеих колониях. Он смотрел мой фотоотчет, вставлял вслух комментарии, но не было ничего, что было бы неправдой. Что касается условий проживания, которые многим напомнили «санаторно-курортные», а кому-то армию… Противоречий по этому поводу было много и у меня самой. Но если подумать разумно - это исправительная колония. Заключенным по сути дают возможность изменить свою жизнь. Научиться делать что-то, чем можно зарабатывать совершенно законно. Шанс начать всё с начала. Сидя в вонючих камерах и отвратительных условиях, подвергаясь ежедневно унижению, как думаете, чем они займутся выйдя на свободу…? Какую энергию они будут аккумулировать 5-10-20 лет сидя в ужасных условиях?
1. После посещения мужской колонии, мы поехали в женскую колонию общего режима в Пригорске - ИК-29. Мысли о посещении именно женской колонии волновали меня куда больше мужской. Я могу придумать миллион «поводов» мужчине быть «плохим» (что его не оправдывает, естественно), но как может женщина, у которой наверное еще на генном уровне заложены мысли о материнстве, семье и детях, идти на преступления...? Может я старомодна и консервативна, но в первую очередь именно в этом вижу женское предназначение.
2. После прохождения КПП, пошли на территорию зоны. В коридорчике по дороге углядела окошко комнаты для свиданий.
3. Здесь для проживания только один корпус - четырехэтажное здание. На каждом этаже - свой отряд.
4. Подойдя к корпусу, встречаем некоторых заключенных на улице. Все приветливы, многие здороваются. Да и вообще на улице довольно шумно. В отличие от мужской колонии - всё-таки там идеальная дисциплина, да и наверное женщины более зависимы от общения ))
5. Заходим в корпус. Первая комната, в которую мы зашли - библиотека.
6. Девушка уже второй раз в колонии. Статья 228 УК РФ.
7. Жилые комнаты. Всё довольно строго и аскетично. Никаких лишних вещей.
8. Обои и тюль создают уют и более домашнюю атмосферу.
9. Комната отдыха. Не особо уютная, но женщин много и занимаются кто чем. Кто телевизор смотрит, кто книги читает, кто-то что-то пишет, кто-то гладит. Здесь же можно встретить собственноручные оформленные плакаты на стенах. Например, плакат с фотографиями Южного Урала. Или плакат о материнстве…
10.
11. Попадаем в художественную мастерскую. Здесь кипит работа. Оказывается, по поводу 1 сентября ближе к вечеру будет небольшое мероприятие. Ведь каникулы закончились и начинаются занятия.
12.
13. Для занятий оборудованы классы. Они еще закрыты и мы снимаем через стекло. Можно получить специальность парикмахера, штукатура, обучиться швейному делу.
14. Стена грамот. В колонии регулярно проходят разные общественные мероприятия, за которые потом награждают лучший отряд. Грамоты есть за спартакиады, конкурсы новогодних представлений отрядов, на лучший новогодний коллаж, конкурс юмористических постановок «смейтесь вместе с нами» и т.д.
15. 80% женщин в колонии сидит по ст. 228 (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества).
16. На лестнице встречаем женщину, идущую из банно-прачечной. Она что-то эмоционально, но очень сумбурно начинает рассказывать. Из рассказа более или менее понятно, что она диабетик и только здесь она стала получать свою дозу инсулина, её практически спасли в колонии. Просила позвонить куда-то в Москву, наверное родственникам )
17. Запах чего-то молочно-съедобного, но не очень приятный становится всё сильнее и вскоре мы попадаем в цех плетения сыра.
18. Сыр сюда завозят, в колонии его только плетут в косички. Я вот не люблю сыр-косичку, а вы?
19. В цехах по пошиву одежды работа кипит. В одном шьют белые рубашки, в другом - форму тёмно-зелёного цвета.
20.
21. Некоторые очень охотно вступают в диалог. Даже в духе «а вот посмотрите, а вот тут у нас… а вы еще сюда пройдите посмотрите...» показывают свои достижения, оформления стен. Позируют даже, улыбаются.
22. Обалдеваем, когда женщины рассказывают о том, что у них прикормленные суслики живут на территории. На этой фотке можно увидеть двух сусликов :) Они действительно бегали всего в паре метров от лавочек.
23. В женской колонии высокий процент сотрудников-женщин.
24. Очень удивилась я тому, что косметика не просто разрешена, но ей и пользуются. Уж казалось бы КОЛОНИЯ, ан нет, везде хочется быть красивой… Запрещены только средства на основе спирта.
25. Пришло время обеда и мы вместе со всеми направляемся в столовую, которая расположена в соседнем здании.
26. На территории колонии есть полевая кухня на случай отключения электропитания.
27. Трудятся в столовой сами заключенные. Сыр косичку на обед не подают.
28. Ирина из пятого отряда запомнилась больше остальных. Очень жизнерадостная и любопытная девушка. Заглядывала на Дениса Денису в фотоаппарат, много болтала. Выходит через 7 месяцев. Кстати,
запись Дениса можно прочитать у него в жж.
29.
30. Осталось посмотреть ШИЗО - штрафной изолятор. Есть и в женской колонии нарушительницы установленного порядка.
31. Мы застали тот момент, когда им относили обед (тоже женщины-заключенные).
32.
33. Телефонные разговоры разрешены строго по графику. Звонков у отряда может быть от 5 до 10. Но зависит ли это от количество людей в отряде или, например, от того, кто занял первое место в спартакиаде или не косячил в прошлом месяце - не знаю. Девушка на фотографии - отбывает срок за убийство.
34. В ИК-29 мы пробыли недолго. И потому что территория значительно меньшая и все отряды в одном корпусе, и потому что слишком задержались до этого в ИК-33. Сопровождали нас зам. начальника колонии по воспитательной работе с осужденными полковник Владимир Хруслов и исполняющий обязанности начальника пресс-службы УФСИН Сергей Культенко.
35. Ответов на свои вопросы я не получила. Я не смогла понять, что двигало этими женщинами когда они совершали преступления. Мне проще думать, что их заставили ужасные жизненные условия и может именно поэтому некоторые из них выглядят здесь такими счастливыми...
36. Выходя с территории, начальник колонии в шутку предложил оставить меня на несколько дней тут. А ведь получился бы лучший фоторепортаж…