1 сентября пока девочкам мамы вязали бантики, мальчикам наглаживали воротнички рубашек, а старшеклассницы и студентки выбирали каблуки повыше да помаду поярче, мы с Денисом тоже встали ни свет ни заря. Чтобы посетить учреждения в которых тоже можно многому научиться при желании, правда попадать туда никто не хочет. Но предмета «совесть» в школе не преподают, и не у каждого в голове есть его понимание…
1. Это была поездка в исправительную колонию № 33. Она является исправительной колонией строгого режима для мужчин.
2. Честно говоря, мы понятия не имели куда едем. Мои представления о местах отбывания наказаний складывались только из фильмов, где показывали тюрьмы. О том, что такое колония, я представляла слишком отдалённо.
3. Пройдя паспортный контроль и сдав мобильные телефоны и паспорта, мы попали на территорию колонии. Пришли прямо на построение. Когда я осознала где нахожусь, и какое количество передо мной заключенных (около 800), которые сразу же заметили, что мы появились, у меня дыхание перехватило (не удивительно, обратите внимание какое количество людей в форме по другую сторону белой полосы от заключенных).
4. А потом все они прошли отрядами мимо нас под звуки российского гимна. «Жулики» - так называют сотрудники исправительных колоний заключенных.
5. Оглядевшись немного по сторонам, бросается в глаза удивительная чистота вокруг и ухоженность территории/газонов. Всюду грядки с овощами или клумбы с цветами.
6. Проходим в карантинное отделение. Попадая в колонию, именно в карантинном отделении проводят первые две недели осужденные. Вникают в распорядок, проходят медицинское и психологическое обследования. Живут так же, как и в остальных отрядах, но отдельно от всех. Не контактируют с остальными заключенными, на общее построение тоже не выходят - для этого у них свой мини-дворик.
7. На стенах коридора информация для новичков - как должна выглядеть форма, как заправлять кровать и что можно хранить в тумбочке, что обязательно должно быть указано на «нагрудном знаке осужденного».
8.
9. Побывали в корпусе строгих условий отбывания наказания - СУОН. В колонию строго режима большинство попадают за тяжкие преступления (включая убийства) и/или после рецидива. В СУОНе содержатся наиболее «отличившиеся» из вышеперечисленных. Им разрешено меньше бандеролей, передач и свиданий.
10. Условия проживания в СУОНе тоже более строгие - проживание в камерах и прогулка продолжительностью полтора часа ежедневно только в таких вот «клетках», где даже «небо в клеточку». Отличившиеся примерным поведением не ранее, чем через 9 месяцев могут быть переведены к тем, кто проживает на общих условиях содержания.
11. На заглавной фотке поста - ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора). Слева - здание изолятора с камерами осужденных. Справа - дворики для прогулок.
12. В каждом таком дворике нет ничего, кроме одной скамейки...
13. Контакт между подследственными и отбывающими наказание исключен. Территория ПФРСИ огорожена и закрыта. На фото - коридор с камерами. В каждой такой камере может содержаться по несколько заключенных. Например, камера, рассчитанная на 6 мест имеет общую площадь в 13 кв.м.
14. Заглянуть в эти камеры можно было через маленькое окошко со шторкой… Чувства были очень противоречивые. Хотелось увидеть всё своими глазами, узнать как можно больше, но подглядывать через дырочку на людей, которые не по своей воле сидятя за этими дверьми…
15. «Вы живете в настоящем, поэтому радуйтесь каждому моменту всего, что существует сейчас», «Решительно прикажите себе оставаться радостным и веселым, насколько возможно, на протяжении всего дня», «Берите ответственность за свои действия только на самого себя» и другие советы психолога, которые не теряют актуальности и на воле.
16. Побывали в дежурной части. Поразил здесь стенд с карточками осужденных, состоящих на профилактическом учете (среди них разграничение по группам - «склонные к побегу, имеющие психические расстройства», «бывшие участники незаконных сообществ и вооруженных формирований», склонные к захвату заложников, склонные к нападению на администрацию», группа с большим количеством карточек - склонные к совершению преступлений против половой неприкосновенности» и другие группы) и стенд осужденных, склонных к причинению вреда своему здоровью.
17. Зашли потом в медсанчасть. Встретили одноногого Валерия. Он нам поведал, что якобы без ноги остался уже в колонии, правда, не пояснил при каких обстоятельствах. Осужден на 6 лет и 10 мес. в 2006-м году за убийство на почве пьяной ссоры.
18. На территории есть и храм. Познакомились с заключенным, который занял место «главного по храму». Валерию выходить ещё не скоро, но у него очень спокойное и смиренное лицо. Он говорит о том, что поддержка семьи очень помогает (у Валеры три дочери и сын) и о том, что надеется, что сын его заберет к себе, когда он выйдет. Осужден за убийство на 19 лет (ст. 111 ч.4 и ст. 117 ч.1).
19. Территория колонии немаленькая. Поражает благоустроенностью. Всё здесь сделано руками заключенных: кованные узорные заборы, фонарные столбы, убранная территория, ухоженные газоны/клумбы/грядки, покрашенные бордюры.
20. Фонтан с дельфинами не работал, но на день открытых дверей, которые бывают дважды в год его включают летом. Может и чаще, мы не выясняли.
21.
22. Идём в жилой отряд.
23. Встречаем по дороге ещё одного жителя колонии. Как он туда попал не поинтересовались. Вряд ли его кормят Вискасом, но не думаю, что ему там плохо живётся. )
24. Свободное время все проводят по-разному. Работать обязаны только те, кто выплачивает потерпевшим деньги по иску, либо алименты.
25.
26. На белых стенах заборов много изречений, заставляющих задумываться.
27. В каждом отряде есть комнаты отдыха с телевизором. Например, в этой комнате даже есть почти настоящий камин, аквариум, гитара на стене висит. Везде очень много комнатных растений, за которыми ухаживают жулики самостоятельно.
28. За опрыскиванием цветов хотя бы часть времени из восьми лет, на которые осужден Дмитрий, пройдёт чуть быстрее.
29. Спальня.
30. Дневальный.
31. Кухня (чифырка), где даже есть холодильник.
32. Во дворе перед каждым корпусом есть курилка. Некурящего в колонии вряд ли встретишь. Это одна из немногих доступных радостей. Вышел-покурил - глядишь еще 10-15 минут прошло. Денег на территории «зоны» нет. Валютой являются чай и сигареты. А в местном магазине рассчитываются безналом. В магазин мы не попали - не работает по выходным. Приобрести там можно предметы первой необходимости и некоторые продукты. Личный счет заключенного пополняют на воле родственники-друзья, также туда может поступать оплата за труд заключенного.
33. Заглянули в одну из курилок - встретили сушащийся табак местного произростания ;)
34.
35. Казённая обувь.
36. Идём в столовую.
37. Встречаем в зарослях томата мужчину. Чем больше овощей - тем больше витаминов и разнообразнее будут обеды.
38. В столовой завтрак давно уже прошел, уборка тоже проведена. Снова на стенах цветы и картины. Картины - тоже местного «производства». Но в художественные мастерские мы пойдем позже.
39. В столовой чистота и порядок.
40. Готовят сами же заключенные. И накрывают, и убирают.
41. На территории колонии есть и станция технического обслуживания. Выполняют кузовные работы на заказ.
42. Для работы в «промке» (комплекс цехов и мастерских) отбывающим наказание выдают другую форму. На ней нет такой подробной информации о заключенном - обычно только фамилия, инициалы и номер отряда. Одевается она поверх обычной или вместо неё.
43. В мастерских пахнет деревом, красками, играет музыка. Изготавливают разнообразное количество домашней утвари из дерева, сувениры на продажу.
44. Надо сказать, реагировали на нас все абсолютно спокойно и адекватно. Некоторые - с долей любопытства. Мы для них - кусочек свободы, люди из-за забора. Отвечали на наши вопросы, но сами ничего не спрашивали.
45.
46. Могут выстругать новую качелю или гроб (мы заходили в комнату, на стенах которой отчетливые следы от распыленной краски в форме крестов после покраски).
47.
48. У двоих заключенных я поинтересовалась, увлеклись ли они живописью на «зоне» или и раньше занимались творчеством. Оба ответили, что занялись этим будучи в колонии.
49.
50. Есть в колонии и ВИА «Оазис».
51. Вокалист Валерий - на свободе был предпринимателем. В колонии уже второй раз. Отбывая наказание в прошлый раз в ИК-35, даже выпустил свой альбом.
52. Есть такое понятие в колонии как «общежитие». В случае примерного поведения, и отсутствии каких-либо нареканий, осужденные раз в год имеют «отпуск» на две недели. Условия содержания не сильно отличаются. Комнаты на двоих, есть кинозал с проектором и даже плеером Blu-Ray. Запустили этот кинозал недавно, было открытие и остались ещё шарики в качестве украшения, как в детском саду.
53. Спортом заниматься? Пожалуйста! Футбольное поле в наличии.
54. Всё живёт здесь своей жизнью - спокойной и размеренной. Мы не встретили никакой охраны с автоматами или дубинками. Дисциплина - идеальная. Правильный режим дня, достаточное время для сна, возможность увлечь себя делом - всё способствует тому, чтобы не лезть в ссоры, перепалки, чтобы вести себя примерно, что только им же самим может сыграть на руку.
55. Наказание действительно заключается только в ограничении свободы. И строгом соблюдении режима и дисциплины, безусловно. Исправительная колония - мини-городок, жители которого заботятся о нём. Им предоставлена масса возможностей и вполне благоприятных условий. Выбор каждого - разлагаться морально и часами изо дня в день ходить из угла в угол или занять себя делом (возможно совершенно новым), получить специальность, читать книги и выйти другим человеком. Быть лучше.
56. Мы с Денисом остались под большим впечатлением. Спасибо огромное Сергею Культенко (исполняющему обязанности начальника пресс-службы УФСИН Республики Хакасия) за предоставленную нам возможность побывать в таком месте на правах вольных фотографов и за то, что сопровождал нас и всё рассказывал.
57. Фотоотчёт Дениса и его впечатления
в его записи.
58. Сразу после 33-й колонии поехали в Пригорскую женскую колонию. Об этом тоже скоро будет фотоотчет.