Третий год я занималась сбором книжной статистики. Аккуратно отмечала все прочитанные книги. А сейчас хочу поделиться с вами тем, что я обязательно рекомендую к чтению из прочитанного мной за 2021 год.
В этом году прочитано 128 наименований. Сюда не включены 17 книг, которые я начала и не дочитала. Однако включены 12 существенно коротких произведений. (Я плохо понимаю, почему не включена начатая и недочитанная антология, в которой прочитано 12 рассказов/повестей, но при этом такой же рассказ, попавшийся мне отдельно -- включен. Но вот так.)
Из 128 хочу рассказать про 18. Очень много! Простите (( На самом деле, назвать хорошими книгами и порекомендовать к прочтению я могу еще больше, чем эти самые 18. Но про эти 18 не могу не поболтать.
По жанрам: больше половины прочитанного -- разной степени фэнтези. На втором месте -- 25 книг -- триллеры и детективы. 16 книг я отнесла к современной прозе. Ну, потому что это не жанровые книги, а просто книги. 9 штук -- научная фантастика. Просто последнее время ее меньше пишут, чем фэнтези ) 6 книг я бы отнесла к классике. Но это немного странная "классика". У меня тут и О.Генри, и Камю, и И.Грекова. Ну, вот так. И 4 штуки -- малохудожественные произведения. Что-то типа мемуаров.
Самый "начитанный" месяц оказался август -- 20 книг (ну, конечно, там была серия фэнтези, т.е. 8 книг, которые прочитались одним махом) -- но все же. Самый месяц без книг -- ноябрь. Всего 5 книг у меня в ноябре. (но там было еще несколько недочитанных, причем брошенных уже где-то на середине)
Итак, перехожу уже к рекомендациям.
Упорядочены книги как попало. Не надо искать большого смысла в том, что Ной в середине списка, а Даль в начале. Пост в какой-то мере будет перекликаться с уже написанными книжными постами этого года: 10 последних прочитанных книг Книги легкого чтения Первая книга, про которую я хочу рассказать -- так и осталась мной недочитана. Тем не менее, начало было такое завлекательное, что я читала и думала, как я буду этой книгой делиться. Но не дочитала. Но поделюсь, потому что это -- антология, и из нее каждый может прочитать столько рассказов, сколько сочтет нужным. Во всем виновата книга. Антология разных авторов.
Первые рассказы очень вкусные. Некоторые -- детективные. Некоторые, скорее, современная проза, без детективной составляющей. Некоторые -- с налетом мистики или мистические совсем-совсем. Но прямо несколько первых рассказов -- очень хороши.
Основная идея антологии, что сюжет рассказа крутится вокруг книги. Похищение дорогой редкой книги, убийство книгой, или что-то подобное. Еще одна антология. Но в этот раз -- одного автора. Роальд Даль -- классик детской англоязычной литературы. Из под его пера когда-то вышла история про Вилли Вонку и другие. Но это -- редкая его недетская книга, а наоборот, книга существенно для взрослых. Роальд Даль. Абсолютно неожиданные истории
Одна из "абсолютно неожиданных историй" легла в основу одного из сюжетов в фильме Квентина Тарантино "Четыре комнаты". И вот эти рассказы в сборнике -- они все такие, в духе Тарантино. С черным юмором, с такими исковерканными персонажами.
Особое очарование им придает какой-то очень сильный налет несовременности. Некоторые рассказы, если честно, сложно воспринимать всерьез в 21-м веке.
Немножко, чуть-чуть показалось, что истории похожи, и к концу стали не такими неожиданными, более предсказуемыми. У книги есть продолжение ("Еще одни невероятные истории") -- и я хочу их постепенно прочесть, но решила прерваться, чтобы получить больше удовольствия. По книге также есть сериал 80-х годов, но я не буду смотреть. Вот, кстати, забавно. Книга Даля для меня устаревшая, хотя вышла в 79 году. А О.Генри. Короли и капуста
почему-то воспринимаются мной совсем не такими устаревшими, хотя вышли на 75 лет раньше. Ну, то есть я вижу, что действие происходит в прошлом (но это ведь нормально для книги, да?) -- и я вижу, что О.Генри пишет так, как теперь больше не пишут. Но для меня почему-то устарело это меньше.
Конечно, я уже читала "Королей и капусту" давно. Но это совершенно не исключает того, что книга замечательная и ее можно и нужно читать. Вот и опять хочется сравнить О.Генри с Далем. Может, еще и потому, что "Короли и капуста" по структуре своей -- тоже почти антология (хотя формально и роман). У О.Генри многие истории не менее неожиданные, чем у Даля, но добрее и чище, что ли. Короче, один из моих любимых классических авторов, и одна из моих любимых его книг. Книга, которую я уже хвалила у себя в жж Тревор Ной. Бесцветный.
Очень яркая. Очень колоритная. Очень сочная книга. Мне очень понравилась. Наверное, это лучшая автобиография, которую я читала за всю жизнь.
Книга про детство Тревора Ноя (но это он у них звезда, и интересно читать еще и поэтому. для нас (как минимум для меня) это имя ничего не говорит). Это книга про ЮАР. И детство Ноя мне постоянно напоминало наши "лихие 90-е", у нас только расовых проблем не было (зато были другие). Еще одна автобиография в этом годуМеттью Макконахи. Зеленый свет.
Честно? Я не люблю узнавать всякое разное про биографию и личную жизнь актеров. Да, я так или иначе знаю, что Джоли и Питт развелись -- но мне не нравится, что я это знаю. Если бы об этом не кричали из любого чайника, я бы этого не узнала, потому что я не люблю копать, не люблю читать в интернете биографию, не люблю. Мне не нужно, чтобы на мое восприятие того, как играет роль Джонни Депп влияли какие-то посторонние мысли: бил он жену, или она все наврала? Да, меня бесит, что до меня такая информация доходит. Я хочу, очень хочу оценивать актера по его ролям -- и только по его ролям. Точно также не хочу знать биографию писателя -- хочу оценивать его по книгам. Да, я знаю, зачастую считается, что нельзя понять книгу автора без знания его биографии. Ну, значит, я не пойму книгу этого автора. И что? Просто я люблю вот так.
Но у некоторых актеров есть другие грани. Например, Том Хэнкс, кроме того, что актер -- еще и пишет книги. И я готова читать то, что пишет Том Хэнкс. (я не хочу и не готова читать то, что пишут о нем в прессе, но то, что пишет он сам -- мне интересно).
И Меттью Макконахи, как оказалось, тоже очень неплохо владеет словом. Сначала книга мне не очень понравилась. И было столько странного. Очень странного. Но по мере повествования... уже к середине стало интересно -- что невозможно оторваться (видимо, расписался! поперло!) и послевкусие осталось очень приятное. Короче, да. Я бы хотела это забыть и прочитать еще раз -- получить удовольствие. В этом году я дочитала все, что есть у Фредерика Бакмана. Очень люблю этого писателя. А поделиться и рассказать хочу (уже рассказывала, но все же) про Фредерик Бакман. Тревожные люди
Мне так понравилось! Очень. Как всегда у Бакмана: и порыдать, и посмеяться. Задуматься о сложном и жизненном в оболочке легкой прозы. Наверное, сейчас это для меня лучшая книга у Бакмана. Хотя и Бритт-Мари лучшая книга тоже. Но нет.
В прошлом году в таком же посте с книжными итогами я написала, что меня разочаровала книга Бакмана "Медвежий угол". В этом году я прочитала и продолжение "Мы против вас". Ну, и поскольку я знала, к чему быть готовой (это не тот Бакман, где посмеяться, а как-то очень концентрированно тот Бакман, где порыдать) -- то никакого разочарования. Это хорошая, умная, добрая книга про плохое, злое и глупое. Ну, все, переходим к облегченным жанрам. Вот, например, цикл триллеров Омер. Внутри убийцы. Трилогия.
Зоя Бентли работает в отделе поведенческого анализа ФБР и ищет серийных убийц. Звучит банально и заезжено, как по мне. Сейчас каждый третий американский сериал про отдел поведенческого анализа и/или серийных маньяков. Но Омер смог сделать что-но необычное. Это очень легко читается, держит в напряжении и не отпускает, пока не прочтешь все три книги. На мой вкус, вторая самая хорошая, там есть изрядная доля юмора, который заставляет основную историю про маньяка воспринимать острее. Третья самая плохая из трех. Но когда я пишу "самая плохая из трех" это значит, что если бы меня попросили поставить оценку всей трилогии в целом -- я бы поставила 10 из 10. Про Зою Бентли -- это страшные триллеры. А вот добрые, и такие более классические детективы -- серия про Инспектора Гармаша. Луиза Пенни. Убийственно тихая жизнь.
Давайте так. Я порекомендую первую книгу серии. Вообще, в серии их 13. Я читала 3. Первая и вторая -- просто очень хороши. А третья мне не понравилась. Но зато в третьей закончилась некая общая история, которая начиналась в первой и второй. Я хочу вернуться, и прочитать четвертую. Но просто третья оказалась очень посредственная, и нудноватая -- поэтому рекомендую я именно первую. И вот потом вас обязательно потянет переключиться на вторую. Только учтите, что после второй третья сама прыгнет в руки, а она -- не очень.
Единственное, что меня напрягает в этой книге, что в ней описывается "тихий маленький очень приятный городок, где все люди друзья", но при этом три книги подряд в нем происходят убийства (и не по одному на книгу!) Ну, как-то это слишком притянуто за уши. А вот местная, канадская специфика -- это очень интересно. С противостоянием "французов" и "англичан" (которые все канадцы), с речью, перемежаемой французскими словами. В общем, хорошо. И я планирую вернуться. Ричард Осман. Клуб убийств по четвергам
Книга, которую ошибочно называют детективом. И как только ее называют детективом, все любители детективов после прочтения разочаровываются. Как хорошо, что я люблю не только детективы -- и для меня было только плюсом, что в книге речь, собственно, идет не столько об убийстве, сколько на фоне убийства. Да, на фоне есть убийство. Но на самом деле, речь идет про красивую и достойную старость. Бездна юмора. Бездна оптимизма. Бездна позитива. Я хочу состариться так. Кому читать? Всем любителям современной прозы. И всем другим тоже. Только это не детектив и не триллер. Ну, не любая книга, где кто-то умирает -- это детектив. От книги, где кто-то умирает, перейду к книге, где как раз наоборот, никто не умер, несмотря на массовое убийство шестерых человек! Мер Лафферти. Шесть пробуждений.
Как уже все догадались из описания, это фантастика. Это даже не совсем фантастика, а фантастический детектив. Очень интересный. С историями про проблемы клонов и в целом моральный вопрос клонирования. И еще -- это редкость на сегодня -- это замкнутый детектив. 6 человек в космическом корабле. Если кто-то и виновен -- то один из них. Что еще необычного? Жертвы сами расследуют свое убийство (нет, не сказать, что это первый раз такое в литературе -- но трюк пока не заезженный). И каждый из расследующих убийство заодним думает: а не я ли его совершил? Вообще класс! Задумка блеск. Шероховатости в сюжете есть, да, соглашусь. Но блеск! Наверное, нелюбителям фантастики лучше не брать. Но вообще, мне очень понравилось. Самая абстрактно-крышесносная книга этого года. И в данном случае крышесносная использовано как синоним слова мозговыносящая. Чарльз Стросс. Аччелерандо.
Уже сейчас мы не можем отлипнуть от наших телефонов. Уже сейчас в телефоне хранится часть нашей памяти. /* Обратила внимание на студентов. Они выходят на сцену петь песню, они явно ее репетировали. Но они берут телефон -- и при пении подглядывают в телефон. Это не плохо, просто для нас, нашего поколения, необычно. Но это -- будущее. */ И мы уже сейчас половину наших думательно-вычислительных операций перекладываем опять же на машины. Короче, автор пытается экстраполировать будущее. Будущее, где к человеческому мозгу будет пристроен сопроцессор. Нет, это не обязательно. Но это нормально. Где даже супруги зачастую встречались только в виртуале. Где занимаются сексом, не "смешивая биологические жидкости". Короче, это несколько абстрактно. Это требует некоторых знаний современных технологий (хотя бы на моем уровне, а то иногда будет не очень понятно, о чем говорится). И это, безусловно, любопытно. Про обе эти уже рассказывала. Но чего бы не повторить. Две книги в одном пункте, потому что одного автора. Хотя произведения очень разные. Роджер Желязны. Ночь в одиноком октябре и Джокер.
Джокер -- это не роман, а четыре повести про одного героя. По жанру -- супергеройская фантастика. (Но про тех супергероев, которые не стремятся спасать мир и творить добро). Ночь в одиноком октябре -- это тоже не роман, это повесть. Сказка для взрослых, фэнтези в самом лучшем смысле этого слова. Почему-то оба этих произведения до сих пор не читала, хотя Желязны вообще-то читаю и читала много. Кстати, по данным "Яндекс-метрики" самым популярным постом из моего жж за прошедший год стал пост "10 лучших писателей-фантастов всех времен", написанный пару лет назад, где Желязны есть.
Короче, читать однозначно. Очень классные оба. Я уже рекомендовала кому-то Джокера, и мне написали, что не понравилось. Что рассказы как будто ничем не закончены. Я могу с этим спорить, могу не спорить. И я не могу гарантировать, что всем все понравится -- но это вообще ведь невозможно гарантировать, да? Но ведь я все равно могу рекомендовать, правда? Потому что мне понравилось. (У Желязны я, кстати, вообще не помню ни одной книги, которая бы закончилась так же хорошо (с литературной точки зрения в смысле, а не в смысле "счастливо"), как начиналась. Еще один автор, у которого я сразу 2 произведения хочу порекомендовать. Поэтому тоже одним пунктом. Хотя произведения опять очень разные. Брендон Сандерсон. Легион и Стальное сердце
Стальное сердце -- это опять супергеройская (а точнее будет сказать, суперзлодейская фантастика). Цикл из трех романов и рассказ. Некоторые люди получили суперсилы. И они-то и правят миром, считая обычных людей вторым сортом, а им самим закон не писан и дозволено все. В книге речь идет о сопротивлении. О людях, которые стали бороться с таким положением дел. Первая -- огонь, вторая норм, третью уже просто надо дочитать, чтобы историю закончить, хотя третья, признаемся честно, нудновата. Но очень хороша первая книга. И читать в целом интересно.
Легион. Трилогия коротких повестей про человека, который не страдает биполярным расстройством, а смог повернуть его в свою пользу. Ну, и оно не биполярное -- а полиполярное. Там столько полюсов у этого расстройства, что он сам не очень в курсе. Опять: первая шедевр. Вторая хороша. Третья нудновата. Но в целом идея меня очень захватила. Какой это жанр -- непонятно, кстати. Потому что собственно фантастики в произведении-то и нет. Но по смыслу почему-то хочется сказать, что это фантастика. Еще одна несколько абстрактная книга. Эрве де Теллье. Аномалия
Повествование ведется от лица довольно большого количества персонажей. Они попали на самолете в ужасный шторм, но отделались нелегким испугом, самолет удачно сел и эти люди продолжают жить дальше. Но вот (аномалия!) через пару месяцев этот же самолет садится второй раз. На борту -- полные копии этих людей. Что делать? Как быть? Какие вопросы и проблемы это поднимает? А вопросы встают разные: и этические, и финансовые, и -- да-да! -- экзистенциальные. Эта книга на мой взгляд -- фантастика. Но любой человек, который не любит фантастику, прочитав ее, не подумает, что это фантастика, а подумает, что это "современная проза". Короче, я к тому, что нелюбителям фантастики читать можно. И закончить список я хочу самой легкой книгой из приятных и самой приятной из легких книг этого года. Бет О'Лири. Квартира на двоих.
Это очень милая книга. Не люблю слово "милая", но здесь подходит именно оно, чтобы передать те чувства, которые возникают от прочтения. Милая, светлая, пропитанная надеждой и добротой. Мне очень понравилась. Недавно ее рекомендовала подруге как книгу для чтения в пробке после работы, потому что не нужно много думать и вникать в хитросплетения сюжета. Но это не отрицательная характеристика этой книги. Эта книга, пожалуй, лучшая книга, которую я знаю с таким описанием. Потому что хитросплетений сюжета действительно нет, а вот думать о книге можно -- только эти мысли не раздражают, а из той категории мыслей, что доступны и после напряженной работы тоже.
Ну, вот какой-то такой был 2021-ый, если смотреть в книгах. Я почему-то прочитала больше, чем в оба прошлых года, хотя к этому совершенно не стремилась. Но и процент хороших книг был больше (несмотря на летний пост))). Очень надеюсь, что 2022-ой принесет не меньше хороших историй и наслаждения от чтения. Наслаждение от хорошей истории -- это, пожалуй, одно из самых сильных наслаждений человеческой жизни.
И еще раз всех с Новым годом! Пусть он принесет всем нам больше интересных историй (и желательно, не на нашу голову!)