С
прошлого визита в Тамбов у нас остались долги, например - уникальный Татарский вал, сооруженный в 1633-1647 гг на самой окраине города как защита от татарских набегов. Но главным упущением стала для нас загородная усадьба Асеева, куда мы в прошлый раз просто не смогли взять билет в день посещения. Оказавшись в городе снова, учли предыдущий опыт и заранее забронировали билеты. Особняк Асеева не зря пользуется такой популярностью - это едва ли не самый сохранный интерьер Тамбова и области. В нач. ХХ в фабрикант и меценат Михаил Асеев приобрел на берегу Цны участок со старым парком. В 1905 г по проекту Льва Кекушева здесь был выстроен роскошный дворец. Интерьеры также проектировал Кекушев. В 1918 году усадьбу национализировали, хозяева уехали в эмиграцию. Но дому относительно повезло: приютом для беспризорных детей он пробыл недолго, потом здесь была туберкулезная больница. На втором этаже в этот период даже случился локальный пожар, который, к счастью, удалось потушить. В остальном, врачи и пациенты отнеслись к убранству усадьбы довольно бережно. К тому же, в 2014 году в особняке закончилась капитальная реставрация, в ходе которой интерьеры приобрели нынешний парадный вид.
Посещение дома возможно по сеансам в сопровождении экскурсовода. На первом этаже вы увидите парадный вестибюль с мрамрной лестницей, ведущей на второй этаж, Здесь же большой интерес представляют гардеробная, каминная, аванзал, приёмная, кабинет Михаила Асеева, диванная, малая гостиная, бильярдная, парадная столовая и роскошный Белый зал. На втором этаже самое красивое помещение - Колонный зал, накрытый стеклянным потолком, пропускающим естественный свет.
Дошедший до наших дней частично Татарский вал в районе Тамбова был сооружен в те же годы, когда была основана сама крепость - в 1633-1636 гг, а южную часть насыпали в 1647 году.
Татарский вал почти за 4 века существования оплыл, но пока еще виден на местности.
Дом Асеева (1905 г) с бокового фасада и фонтан перед ним.
Парадный фасад особняка Асеева (1905 г, арх. Лев Кекушев).
Бюст М. Асеева. Многие окна особняка сохранили оригинальную обрешетку.
Живописные полотная в парадном вестибюле.
Роспись потолка вестибюля очень хороша.
Фриз с росписями на анитчную тематику.
Сюжеты росписей также характерны для стиля модерн. Трость в стиле модерн в гардеробной.
Мраморная лестница, ведущая на второй этаж. Вестибюль второго этажа тоже украшен лепниной и росписями.
Лепнина вестибюля в приближении.
Оформление гардеробной.
Новаторская для тех времен встроенная мебель очень неплохо сохранилась в гардеробной.
Потолок комнаты на втором этаже.
Его росписи были воссозданы в 1946 году послу случившегося здесь пожара. Имя художника можно прочитать в углу.
Потолок и люста еще одного помещения.
В доме вообще много красивых декоративных металлических элементов.
...а также световых приборов. Вот раскрытый фрагмент паркета.
Очень хороши металлические декоративные накладки на двери и прочую столярку.
Потолок кабинета хозяина дома.
Экрер кабинета хозяина дома. Здесь потолок отделан текстилем.
Кабинет хозяина: оригинальная мебель и двери.
Декор шкафов из кабинета.
И еще детали деревянной резьбы.
Стол в кабинете хозяина. Даже личные вещи каким-то чудом уцелели.
Стол в кабинете хозяина и фрагмент настольных часов за ним.
Курительный столик.
Парадный Белый зал.
У зала стены оформлены роскошной лепниной с позолотой.
По-моему, очень изящно.
Паркет зала тоже заслуживает внимания.
Комната хозяйки дома.
Лепнина потолка очень изящна.
Детали потолочного декора.
Комната гостей хозяйки с оригинальной картиной на стене. Она в точночти повторяет пейзаж, который тогда открывался из окон комнаты.
Комод в комнате хозяйки.
Ламберный столик в "мужской" комнате.
Потолок комнаты с оригинальным светильником.
Декоративная решетка отопительного прибора.
Одна из самых сохранных комнат особняка - столовая. Ее декор несколько брутален, но интерьер очень цельный.
На столе и в буфете представлена посуда того периода.
Росписи потолка столовой.
Двери столовой и их фрагменты их декора.
Металлические детали здесь очень колоритны.
Люстра здесь тоже очень необычной формы.
Колонный зал второго этажа со сдвоенными колоннами.
Потолок зала сделан из стекла. "Египетские" светильники и бывший портал.
Особняк Асеева (1905 г, арх. Лев Кекушев). Столовая - одно из наилучшим образом сохранившихся помещений дома, где уцелели декор, мебель и даже световые приборы.
Прогулка по Тамбову в этот раз получилась довольно короткой. Начали с центра города - улиц Интернациональная, Коммунальная (пешеходная), Базарная, Носовская и т.д. Здесь сохранилось немало классицистических и, главное, неоклассицистических особняков весьма парадного вида.
Куда скромнее застройка улиц Тельмана, Астраханской, Комсомольской. Здесь тоже превалирует модерн. Сами здания меньше по размерам, их состояние сильно хуже, но архитектура даже более интересна, чем в центре города. Немало встречается здесь и деревянных исторических зданий. Нам, например, эта часть Тамбова понравилась даже больше центра.
Начнем с центральной части города. В бывшем здании Крестьянского и Дворянского Поземельного банка (1911 г) на ул. Интернациональная сейчас разместился один из факультетов Тамбовского госуниверситета.
Доходный дом купца В.А. Андреева (1912 г), в котором в 1913 г открылась первая в городн аптека. Угол Коммунальной и Красной улиц.
Дом купца Широкова (сер. XIX в) на ул. Носовская.
Доходный дом купца А.И. Толмачева (здание гостиницы Славянская - кон. XIX в).
Здание гостиницы Никольских (1906 г) сейчас приютило местную думу.
Угловой эркер гостиницы Никольских. Окно деревянного дома на ул. Тельмана, 22.
Здание дворянского собрания (1897 г). Сейчас в нем работает Тамбовский драматический театр.
Жилой дом кон. XIX в на ул. Тельмана.
Декоративная решетка на крыше дома - характерная деталь стиля.
Деревянный дом с ул. Тельмана.
Еще один деревянный особняк с ул. Тельмана.
Жилой дом дворянина А.Ливенцова (1910 г) - один из самых ярких образцов стиля модерн в Тамбове.
Детали фасада дома Ливенцова.
Рядом стоит заброшенный живописный деревянный дом.
Главный дом городской усадьбы купца Д.Ф. Егорова (нач. ХХ в).
...и его ворота поближе.
Западный флигель этой же усадьбы (нач. ХХ в).
Ворота усадьбы Д.Ф. Егорова и их решетка с вензелем.
Еще один прекрасный модерн - городская усадьба дворянки Н. Тенис (1910-е гг). Гидрант на одной из центральных улиц Тамбова.
В этом доме на улице Архиепископа Луки с 1944 по 1946 гг жил Лука Войно-Ясенецкий.
Покинув Тамбов на утро следующего дня, мы двинулись на запад. По пути в Липецкую область пришлось сделать серьезный крюк в южном направлении - до небольшого райцентра Мордово. Ранее он никак не ложился в наши маршруты, а попасть сюда очень хотелось: ведь здесь внутри краснокирпичной церкви Михаила Архангела, выстроенной в 1889-1909 гг, прекрасно сохранились оригинальные интерьеры. В советские годы церковь в этом глухом углу Тамбовской области закрывалась ненадолго - с 1939 по 1945 гг.
Главной жемчужиной храма является великолепный фарфоровый иконостас, точное происхождение которого неизвестно. Состоит он из трех частей и считается одним из самых больших иконостасов подобного типа. По самой вероятной версии, его в 1890 г привезли сюда из Нового Иерусалима, где он по какой-то причине не подошел. Произведен он был то ли на заводе М. Кузнецова в Дулево, то ли на фабрике Бергенгейма в Харькове. В пользу последней версии говорит то, что плитка пола в церкви тоже из Харькова (на входе сохранилось соответствующее клеймо). А вот расписать огромный храм до революции не успели - стены так и остались голыми.
Мы оказались здесь утром в воскресенье, что почти гарантировало попадание внутрь. Не прогадали - попали довольно удачно на окончание службы, когда прихожане уже расходились, а мы спокойно смогли сфотографировать интерьеры без людей.
Мордово. Церковь Михаила Архангела (1889-1909 гг) с разных ракурсов.
Центральный фарфоровый иконостас храма и его Царские врата.
Над вратами изображена Тайная вечеря.
Иконостас придела Флора и Лавра и его Царские врата.
Иконостас придела Питирима Тамбовского. Центральный неф храма - обратите внимание на плитку пола.
У входа в полу есть плитка с коеймом завода Бернгейма в Харькове.
Мордово. Церковь Архангела Михаила (1889-1909 гг). Интерьер здесь очень хорош: особенно впечатляеи фарфоровый центральный иконостас и его детали.