Исторический центр Красноармейского района - Старая Сарепта - наилучшим образом во всем Волгограде сохранил историческую застройку. Ну а на момент возникновения в 1765 году до Царицына от Сарепты было почти 30 верст. В Сарепту приехали на поселение члены общины немцев-гернгутеров (моравских братьев) - одной из протестантских общин, нацеленных на проповедь христианства среди язычников. Сначала они жили в строгом соответствии с уставом своей общины (без частной собственности, ведя коллективное хозяйство). После страшного пожара 1823 года (когда в огне погибло 2/3 имущества колонии гернгутеров) эта ситуация стала меняться - Старая Спрепта все больше стала походить на другие колонии поволжских немцев. Миссионерская деятельность гернгутеров среди калмыков не имела успеха, но немцы есть немцы: их колония довольно быстро превратилась в процветающее поселение с передовыми для этих краев промышленностью, сельским хозяйством, медициной и бытовой культурой. В этих малоосвоенных землях колонии поволжских немцев становились настоящими очагами цивилизации, чем немало поражали редких заезжих гостей.
Вот отрывок из воспоминаний русского публициста сер. XIX в И.С. Аксакова: "Улицы чисты необыкновенно, перед каждым домиком ряд пирамидальных тополей; архитектура совершенно особенная. Видел я почтенных сарептских мужей, с длинными немецкими трубками. Русские очень любят этих добрых Гернгутеров, уважают их, удивляются их искусству и терпению, но, однако ничего не перенимают. Необыкновенно странное впечатление производит на вас эта немецкая добродушная республика в глуши России!"
В Сарепте возникло первое горчичное маслобойное производство (один из заводов производит масло и горчицу до сих пор), здесь же впервые была выткана знаменитая ткань сарпинка. Арбузный мед нардек также стал традиционным сарептинским продуктом. Гигиена и благоустройство достигли здесь небывалых для того времени высот: в Сарепте первой в этих краях появился водопровод. Далеко за пределами колонии были известны немецкие аптекари и врачи, к которым приезжали лечиться и русские, и калмыки, и представители других народов.
По иронии судьбы, именно району Старой Сарепты суждено было уцелеть в огне Сталинградской битвы. И хотя многое он утратил в советское время, сейчас это, вероятно, самый сохранный исторический район города. Недаром в 1990-е гг здесь решено было организовать историко-архитектурный музей-заповедник, центром которого является площадь Свободы. Ансамбль построек по периметру площади сохранился наилучшим образом. Здания не поражают сложностью и роскошью - это добротные каменные постройки, не отличающиеся богатым внешним декором. В двух из них (аптека и торговая лавка Гольдбаха) открыты музейные экспозиции, рассказывающие об основании и жизни колонии братьев-гернгутеров. В торговой лавке можно спуститься в обширные подвалы. На другой стороне площади стоит кирха св. Екатерины (1772 г). Касса и администрация расположены в доме незамужних сестер и холостых братьев кон. XVIII в постройки. Хвататет здесь и неотреставрированных зданий, зияющих обшарпанной штукатуркой на фоне отремонтированных музейных объектов. Сама площадь, к сожалению, на момент нашего визита была перерыта - шли работы по благоустройству.
За пределами площади сохранилось немногое: мы обнаружили лишь дом фабрикантов Гличей и полузаброшенное здание их же маслобойного завода, где производили горчицу и горчичное масло.
Кирха святой Екатерины (1771-1772 гг).
Звонница, венчающая кирху.
Общинный магазин выстроен в 1774 г, но сильно пострадал в пожаре 1823 года. В 1825 году был восстановлен. Во II пол. XIX в здание приобрел Гольдбах, открывший в нем свою лавку.
Подземелья торговой лавки Гольдбаха.
Свобды и стены подвалов очень аутентичны.
Здешняя экспозиция рассказывает о сарептском виноделии.
Пресс для выжимания виноградного сока. Тарапан - устройство для слива отжатого виноградного сока.
Веджвудский фарфор XVIII часто встречался в сарептчких домах.
Основные экспозиции рассказывают о хозяйственной деятельности колонии. Курлючки - ножи для обрезки виноградной лозы.
Интерьер торгового помещения. Стройматериалы и посуда.
Сарпинка - традиционная ткань немцев Поволжья.
Каминный изразец в античном стиле (кон. XIX в).
Фальфане - вафельница с двумя ручками. Соковыжималка для арбузов.
Маслобойка
Колесо для шелушения горчичного зерна.
Горчичные зерна.
Амбарная дверь XIX в.
Аптека и дом аптекаря (1778 г). За ним дом председателей общины (кон. XVIII в).
Аптечный шкаф.
Сосуды для медицинских препаратов (кон. XIX в).
Аптечный фильтр для воды. Надгробная плита доктора И.И. Вира, пользовавшегося большим уважением среди калмыков (и даже знавшего их язык).
Интерьер квартиры аптекаря.
Женские чепчики.
Одежда сарепской немки и ночная рубашка.
Все картинки на стенах тоже религиозного содержания.
Дома колонистов XVIII в.
Дом Беккера (кон. XVIII в).
Дом холостых братьев и незамужних сестер. До 1825 года это были два отдельных здания, которые потом соединили кирпичной вставкой.
Дом семейства Глич за пределами площади Свободы.
Маслобойный завод Глича.
Одно из самых нарядных зданий колонии - общинная управа (1779 г). Сейчас на первом этаже располагается пасторат кирхи, а на втором этаже работает немецкая библиотека.
Если от музея-заповедника пройти километр-полтора вдоль Волго-Донского канала, протекающего по территории Красноармейского района, можно увидеть гигантскую арку шлюза №1, выстроенную в 1952 г (когда и был запущен сам канал).
А по дороге из Сарепты имеет смысл заехать в бывшее село Отрада давно вошедшее в черту Волгограда. Здесь уцелела самая интересная культовая постройка города - церковь Никиты Исповедника в Отраде, выстроенная в 1795 г. Заложил ее астраханский генерал-губернатор Никита Бекетов в честь своего небесного покровителя. Церковь если и закрывалась в советское время, то ненадолго: внутри уцелели деревянные хоры и удивительной формы классицистический иконостас с выносной сенью на колоннах. Во время войны пострадал купол церкви - его восттановили после.
Перебравшись через Волгу по мосту, попадаешь в город-спутник Волгограда Волжский. Это полностью советский город, где нам особо делать было нечего Разве что на старом (нынче закрытом) кладбище в 1950-х гг был выстроен мортуарий - помпезное сооружение с колоннами, предназначенное для прощания с усопшими (т.н. гражданских панихид). Традиция, впрочем, не прижилась: таких мортуариев по всей стране было построено всего штук 5, а сохранился только этот в Волжском. Так что грех было не заехать.
Далее путь наш лежал в Астраханскую область, о достопримечательностях которой расскажу в следующий раз.
Ампирный интерьер церкви Никиты Исповедника нач. ХIХ в. Очень хороша ротондальная сень с царскими вратами.
Церковь Никиты Исповедника в Отраде (1795 г), колокольня и трапезная пристроены в 1867 г.
Купол был разрушен во время войны и восстановлен в 1950-е гг. Колокольня 167 года.
Удивительной формы иконостас церкви. Царские врата храма.
Благовещение с Царских врат поближе.
Лепные розетки внутри Никитской церкви.
Деревянные хоры.
Изначально Никитская церковь строилась как базилика, что видно на этом фото.
Современные росписи церкви появились в 1950-е гг. Все входы оформлены как триумфальные арки.
Шлюз №1 Волго-Донского канала (1952 г).
Арка шлюза поближе. Маяк на входе в Волго-Донский канал (1952 г).
Волжский мортуарий также был выстроен в 1950-е гг.
Вход в мортуарий оформлен также помпезно.
На это место ставился роб с усопшим.