Астраханская область вошла в нашу поездку только левым берегом Волги, который мы почти целиком проехали с севера на юг, не добравшись до
Астрахани всего 100 км. Первую остановку сделали в некогда богатом торговом селе Капустин Яр, куда в 1947 году (каким-то чудом) перенесли с хутора Солянка деревянную церковь Георгия Победоносца, выстроенную в кон. XIX в. Несмотря на перенос (после котого храм не закрывался), здесь неплохо сохранился интерьер: иконостас, утварь и даже масляные росписи. Хорош и центр села, где сохранилось несколько больших каменных купеческих домов и даже целое здание сельхозбанка!
Ненадолго заехали в город Ахтубинск, где имеется какакя-никакая историческая застройка, которая нас, впрочем, настольько не впечатлила, что даже фотографировать ничего не стали. Зато впечатлил современный памятник двум верблюдам, которых «мобилизовали» для нужд фронта еще в дни Сталинградской битвы, и которые в итоге дошли до Берлина.
Окрестности Ахтубинска - суровый степной малонаселенный край, где мало городов, а в поселках живут, по преимуществу, ногайцы и казахи, занимающиеся животноводством.
Главной достопримечательностью района и всей области считается 170-метровая гора Богдо, стоящая на берегу соленого озера Баскунчак. В поселок Нижний Баскунчак сейчас ведет отличного качества дорога, а для вывоза соли (соленое озеро - с давних времен крупный центр соледобычи) еще в кон. XIX в проложена однопутная железная дорога. Вокруг горы основан заповедник, который вполне доступен для посещения. По территории заповедника проложены несколько пеших маршрутов, но мы выбрали самый короткий из них. Дело в том, что день нашего приезда выдался не только хмурым, но и дождливым, а дорога от поселка Нижний Баскунчак до заповедника длиной более 15 км оказалась очень плохой. Нам на нашем неполноприводном автомобиле ехать там было сложно, а дождь только ухудшал ситуацию. Двухкилометровый экологический маршрут мы пробежали довольно быстро: сначала путь в гору, беглый взгляд на вершину и озеро Баскунчак (которое в такую погоду видно было не очень хорошо), потом вниз. Богдо - место сейчас очень раскрученное среди туристов, а для проживавших здесь калмыков она была местом священным (все-таки единственная возвышенность в абсолютно плоском пейзаже). Но мы величием места не прониклись - возможно, виной тому стала плохая погода.
Изображение св. Георгия на холсте на потолке Георгиевской церкви (кон. XIX в) в селе Капустин Яр.
Интерьер церкви св. Георгия (кон. XIX в).
Росписи купола.
Иконостас Георгиевского храма.
Царские врата. Георгиевская церковь со стороны колокольни.
Церковь Георгия Победоносца в с. Капустин Яр (кон. XIX в).
Она же со стороны апсиды.
Улица Капустина Яра выглядит вполне аутентично: деревянные дома здесь всегда строились из привозного леса
И еще деревянные дома Капустина Яра.
Декор этих домов местами вполне изящен.
Красивый старый дом на углу центральной улицы.
Грандиозное для села здание сельхозбанка Общества хлеборобов (1905-1906 гг).
Исторический центр села Капустин Яр (кон. XIX - нач. ХХ вв) выглядит совсем не по-сельски. Жилые дома нач. ХХ в.
Еще один купеческий дом в венецианском стиле в центре села.
Есть в Капустином Яру и каменная церковь - Никольская (1890-1895 гг), пережившая советское время значительно хуже.
Ахтубинск. Памятник "боевым" верблюдам,...
...дошедшим с Красной армией до Берлина.
Гора Богдо выстотой более 170 метров - единственная возвышенность посреди плоской степи.
Дорога вокруг горы, ведущая к входу в заповедник, такого себе качества: в дождь ехать было неуютно.
Покупаем билет, проезжаем еще несколько километров и выходим на пеший маршрут.
В начале тропы стоит статуя какого-то калмыцкого мудреца.
С горы открывается неплохой вид (в другую погоду был бы лучше) на соленое озеро Баскунчак.
Красные почвы горы Богдо.
Склоны горы поросли степными травами.
Казахские кладбища совсем не похожи на наши.
На гробнице у казахов принято писать имя покойного.
И еще вид на казахские мавзолеи.
И такие захоронения у казахов тоже попадаются.
А в таких поселках обитают живые насельники приволжских степей. Вид у них, прямо скажет, так себе.
А мы двинулись дальше на юг. Где-то на границе Харабалинского района пейзаж начал заметно меняться: голая, без единого деревца (правда, в это время еще зеленая) степь сменилась заливными лугами и перелесками, тяготеющими к берегу Ахтубы (рукав Волги, отделяющийся от основного русла еще в районе Волгограда), к которой в какой-то момент приближается трасса. На ночевку остановились в селе Селитренное, широко известном в узких кругах как место предполагаемой столицы Золотой Орды города Сарай-Бату. Здесь проводятся какие-то раскопки, которые ежегодно закапывают на зиму. Во время нашего приезда раскоп, как я поняла, был закрыт для осмотра. Неподалеку от раскопа недавно выстроили киногородок Сарай-Бату для съёмок фильма "Орда", но и к нему мы не поехали..
Вообще, цель у нас здесь была одна и очень важная - единственный дошедший до наших дней калмыцкий хурул в селе Речное. Выстроен он был в 1814-1818 гг по заказу местного калмыцкого князя Серебджаба Тюменя. Князь во главе целого калмыцкого подразделения принимал участие в войне 1812 года и в походе русской армии на Париж. Там он насмотрелся на европейскую архитектуру, в Петербурге же был поражен красотой и величием Казанского собора - и по возвращении заказал своему брату Батуру-Убуши Тюменю проект целого буддистского монастыря (хурула) по образу и подобию воронихинского шедевра. По виду, это чистый классицизм с удачно вписанными в него элементами традиционного буддистского зодчества. Хошеутовский хурул стал первым образцом калмыцкой архитектуры и послужил примером для нескольких десятков других подобных сооружений. Другое дело, что ни одно из них не пережило советское время - все были разрушены в 1920-1930-е годы. Хошеутовский хурул тоже заметно пострадал: боковые молельни и галереи были разобраны колхозниками на кирпич для коровника. Уцелела только центральная молельня, в которой до последней реставрации даже сохранялись остатки уникальныз росписей на буддистские сюжеты. К сожалению, реставрацию они не пережили (хотя Википедия утверждает обратное, но мы больше доверяем информации, полученной от местной жительницы - смотрительницы хурула). Так что, обнаружив храм закрытым, мы не стали вызывать смотрительницу и рваться внутрь: лишь походили вокруг, пофотографировали - и поехали обратно, ибо путь нам в этот день предстоял неблизкий, а хмурое небо не внушало надежд на лекгую дорогу. Так оно, в итоге и случилось: уже в Волгоградской области мы попали под такой адский ливень с горозой, что ехать какое-то время пришлось на минимальной скорости. Слава Боу, добрались без потерь, но изрядно устали.
Пейзажи Волго-Ахтубинской поймы.
Въезжаем в Волго-Ахтубинскую пойму: заливные луга.
Река Ахтуба в районе села Селитренное.
Почти у всех жителей Селитренного есть лодки. Причалы на Ахтубе.
Улицы села Селитренное после дождя...
Наш автомобиль с честью выдержал испытание этими гребенями.
Вид на Волгу из Речного.
Хошеутовский хурул (1814-1818 гг) в с. Речное.
Завершения башен очень своеобразны.
Хошеутовский хурул в селе Речное (1814-1818 гг) - единственный сохранившийся исторический храм калмыцкого буддизма и один из самых оригинальных памятников Астраханской области.