На второй день поездки мы, наконец, въехали в Нижегородскую область, где первую остановку сделали в городке Кулебаки. Здесь на одной из центральных улиц сохранился ропетовский теремок 1899 г постройки - деревянный особняк бывшего Дома народных развлечений в стиле модерн. Сейчас в нем находится краеведческий музей, который в выходной день почему-то не работал (у нас еще встречаются музеи со странных графиком работы - только в будни). Тем не менее, сам теремок весьма интересен, к тому же, отреставрирован и находится в хорошем состоянии.
Отсюда наш путь лежал в сторону Арзамаса. Когда мы добрались до пригородного села Выездного, погода окончательно испортилась. Тем не менее, мы сделали остановку, чтобы осмотреть грандиозную классицистическую Смоленскую церковь (1815 г), где в алтаре висит (ни много - ни мало) Распятие кисти известного испанского художника Себастьяна Мурильо. Эту картину привез из Испании в Арзамас князь В.П. Салтыков, владевший здесь землями, - с тех пор она висит в храме, который, кстати, не закрывался в советское время, так что интерьер здесь и без того интересный. А вот Мурильо вблизи рассмотреть мы не смогли - летний храм, где находится картина, еще не открыли в начале мая, так что пришлось довольствоваться видом через запертую стеклянную дверь.
Кулебаки. Дом народных развлечений (1899 г) - сейчас местный краеведческий музей.
Дом немного с другого ракурса.
Детали кулебакского теремка поближе.
Выездное. Сергиевская церковь.(1790-1795 гг).
Смоленская церковь в с. Выездное (1815 г).
Интерьер летнего храма виден через стекло закрытой двери.
Распятие Мурильо в некотором приближении. Интерьер храма.
Панорама Арзамаса из села Выездное.
В Арзамасе дождь еще больше усилился - настолько, что пару часов нам пришлось просидеть в гостинице. Ближе к вечеру стихия утихла - и мы смогли немного погулять по городу, где я
бывала несколько лет назад.
Безусловно, самое красивое место Арзамаса - это центральная Соборная площадь, расположенная на высоком берегу речки Теша. В центре стоит грандиозный Воскресенский собор, выстроенный в 1842 г. Его интерьер в стиле ампир нам также удалось увидеть, хотя об эту пору храм еще не был открыт после зимы. Мы, не зная этого, безуспешно наматывали круги вокруг собора в поисках входа, пока одна из дверей наконец не открылась. По счастливой случайности, в соборе как раз была группа экскурсантов - и сторож, услышав, что кто-то ломится в дверь, отпер засов и запустил нас внутрь. В интерьере помимо ампирных иконостасов и масляной живописи нач. XIX в сохранились чудесные монохромные росписи академика живописи А.В.Ступина.
Рядом с собором можно осмотреть комплекс зданий Николаевского женского монастыря и старинную гражданскую постройку - магистрат (сер. XVIII в).
Еще одна впечатляющая площадь Арзамаса - Патриарха Сергия, где привлекает внимание недавно отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг). Также на реставрации находятся другие постройки Спасо-Преображенского монастыря, в том числе старейший в городе Спасо-Преображенский собор (1638 г).
Недавно отреставрированная церковь Иоанна Богослова в бывшем селе Ивановка (1678-1685 гг).
Недалеко от центральной площади стоит церковь Ильи Пророка (1746 г) - она еще не восстановлен, но декор ее апсид очень хорош.
Церковь Андрея Первозванного (1793 г).
Храмовый комплекс Смоленской (1797 г) и Христорождественской (1845-1852 гг) церквей. Вторая выстроена по проекту К. Тона, потому первая мне нравится значительно больше.
Старейшее здание Арзамаса - Спасо-Преображенский собор (1643 г) на территории одноименного монастыря.
К этому же монастырю принадлежит и вновь отреставрированная Благовещенская церковь (1775-1784 гг).
Плащадь Патриарха Сергия. Вид на Владимирскую церковь (1802 г). Слева - Спасская часовня (1861 г).
Основной стиль Арзамаса - классицизм. Вот еще одна классицистическая церковь - Сошествия Святого Духа (1752 г).
Соборная площадь. Николаевский женский монастырь. Слева - Никольская церковь (1683-1738 гг), справа - Богоявленская церковь (1811-1813 гг).
Здания-близнецы (дома Будылиной) на Соборной площади Арзамаса (кон. XVIII - нач. XIX вв).
Еще одна церковь на Соборной площади - иконы Божией Матери Живоносный источник (1794 г).
Интерьер Воскресенского собора сохранился с XIX в. Очень хороши ампирные иконостасы.
Еще один иконостас-ротонда. Гризайльные росписи А.В. Ступина на сводах собора.
Росписи эти очень хороши - вот Вход Господень в Иерусалим.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов.
Знаменская церковь (1801 г), напротив которой установлен памятник академику живописи А.В. Ступину.
Памятник А.В. Ступину - основателю и руководителю арзамасской школы живописи.
Соборная площадь Арзамаса. Здание магистрата (сер. XVIII в). В центре - Воскресенский собор, выстроенный в 1815 г в честь победы над Наполеоном. А за ними - церковь Божией Матери Живоносный источник (1794 г).
Когда я впервые посетила Арзамас лет 10 назад, почти все церкви города были в ужасном состоянии - сейчас же большинство из них отреставрировано (вопрос качества реставрации не обсуждаю). А вот многим старым особнякам в центре реставрация, надеюсь, еще предстоит. Каменное гражданское зодчество города представлено, в основном, классицистическими зданиями XIX в - как общественными, так и частными. Особый же интерес представляют классицистические деревянные особняки: дом Ханыкова (1838 г), дом Попова (1812 г), дом Твердова (1822-23 гг), украшенные монументальными деревянными колоннадами или иными классицистическими элементами. Интересна с точки зрения застройки также улица Гостинный Ряд - здесь, в основном, находятся торговые помещения (лавки, торговые ряды и т.п.).
Улица Гостинный Ряд. Справа - здание биржи (1846-1853 гг).
Здания здесь датируются с 1727 г по 1903 гг.
Здание женской гимназии в Арзамасе (1901 г).
Арзамасское реальное училище (1914-1918 гг).
Здание нынешнего кинотеатра Искра построено в 1917 году для местного театра.
На улицах города встречаются старые лавки.
Дом купца Белянинова (XIX в) - один из крупнейших в Арзамасе.
Дом купца Сторожева (до 1825 г).
Еще один роскошный классицистический особняк XIX в.
И его приземистые ворота.
Но особенно хороши в Арзамасе деревянные классицистические дома:
Яркий пример арзамасского деревянного классицизма - дом Твердова (1822-1823 гг).
Классицистический деревянный дом Ханыкова в Арзамасе (1838 г).
Дом Бессонова в Арзамасе (нач. XIX в) - пример отреставрированной деревянной дворянской усадьбы.
Дом купца первой гильдии Попова (1812 г) также украшен монументальными деревянными колоннами.
У дома Попова интересные наличники.
У некоторых домов еще сохранились богато украшенные резьбой крыльца и калитки.
Много на улицах Арзамаса и вполне рядовой, но все равно интересной деревянной застройки.
Попадается и деревянный модерн.
Дом, где жил писатель Аркадий Гайдар (сейчас музей) тоже деревянный.
На некоторых деревянных домах встречается очень красивая и очень сложная резьба.
Еще один дом со сложной накладной резьбой.
Деревянный классицизм на улицах Арзамаса. Уникальный выгнутый угловой фасад дома Ханыкова (1838 г). А неподалеку - монументальный дорический :) портик деревянного дома Твердова (1822-1823 гг).
В принципе, туристов в Арзамасе хватает: они, в основном, едут в близлежащие Дивеево (которое не входило в наши планы - и вряд ли когда-нибудь войдет) или в Большое Болдино, о котором я также
рассказывала много лет назад. Планировали мы туда поездку и в этот раз, но вовремя вычитали на сайте музея-заповедника, что главный дом помещиков Пушкиных закрыт на реставрацию до лета - а без него ехать в такую даль не имело смысла, посещение пришлось отложить на другой раз. Но, как вы поняли, Арзамас заслуживает внимания и сам по себе, так что совсем эту поездку мы решили не отменять. Скорректировали лишь свои планы в пользу старообрядческого Заволжья, на которое теперь осталось больше времени, - туда мы отправились на третий день поездки. Но об этом позже, после рассказа о Макарьевом монастыре и дороге к нему.