Про прогулку по Южной акватории озера подробно рассказывать не буду, поскольку уже сделала это
здесь, с той лишь разницей, что три года назад нас не кормили пирогами с брусникой и шаньгами в Тырышкино. Зато тогда у нас программа состоялась в полном объеме, а в этот раз нас почему-то не стали высаживать на Медвежьем острове, где стоит часовня св. Власия (уважительных причин тому не было, просто организаторы экскурсий здесь подобные вещи часто решают по своему произволу - второй подобный случай за два дня, честно говоря, не прибавил нам любви к Кенозерскому нацпарку).
Тырышкино. Прекрасный дом с балконом.
Тырышкино. Миниатюрная часовня Успения Богородицы (Крёст) (II пол. XVIII в), куда можно забраться только на коленях, и Пятницкая часовня (I четверть XIX в).
Фрагменты "неба" Пятницкой часовни XIX в: Распятие и архангелы
Вдалеке на берегу виднеется деревня Ведягино с церковью Ильи Пророка (нач. ХХ в). Здесь нас не высаживали.
Деревня Косицыно, где проживал главный герой фильма "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына".
Деревня Семеновская, расположенная на открытом всем ветрам мысу, выстроена по круговому плану.
Деревня Майлахта.
Деревня Зихново. Старый дом нынче отремонтирован и отдан нацпарком семейству из Северодвинска, выигравшему конкурс (!) на проживание здесь.
Зихново. Чудесная часовня Иоанна Богослова (1746 г).
В часовне великолепное "небо" - самое старое из сохранившихся на Кенозере (II пол. XVIII в).
Зихново. Старая сосна и новодельный поклонный крест.
Пейзажи деревни Зихново в погожий день радуют глаз.
Помимо часовен с катера можно было наблюдать несколько кенозерских деревень, многие из которых нынче, к сожалению, необитаемы или обитаемы только летом. Но центр Кенозерского парка - деревня Вершинино - избежала этой участи. Народу здесь проживает много, оттого традиционных домов почти не осталось - почти все перестроены и модернизированы. В деревне Шишкино (часть Вершинино) есть музей «В начале было слово», посвященный местным былинным традициям (на Кенозере еще в XIX веке стали записывать былины, сохранившиеся в местной устной традиции с новгородских времен!). Но мы предпочли сходить в рухлядный амбар, что рядом с пристанью в Вершинино. Здесь нынче работают реставраторы, восстанавливающие доски «небес», снесенных сюда из разных часовен Кенозерья. Наверное, со временем в амбаре откроют музей - в общих чертах экспозиция уже сформирована. Помимо всяких бытовых выставок, здесь наполовину собрано «небо» из часовни из деревни Немята (мы видели ее с катера издалека). Кроме того, рядом сложено множество створок «небес» из разных мест, часть из них отреставрирована, часть ждет своей очереди.
Кроме того, девушки из турофиса любезно открыли нам часовню св. Николая (нач. XIX в), что стоит на холме в деревне Вершинино и является символом Кенозерского парка. Здесь также сохранилось «небо» кон. XIX в, написанное, вероятно, художником еврейского происхождения Федором Иоком (он же расписал «небо» Никольской часовни в Усть-Поче).
Церковь Успения Богородицы (1868-1875 гг) в Вершинино долго стояла обезглавленной и сейчас восстанавливается. Даже не знаю, что лучше - слишком уж она не соразмерна деревенскому пейзажу.
Рухлядный амбар.
Начинается все с экспозиции, посвященной рыбной ловле.
Есть немного традиционной для севера расписной мебели.
Женский народный костюм и детские коляски, плетенные из ивовых прутьев.
Сани выездные нач. XX в.
Подойники и сосуды для взбивания масла.
Кресты из часовен Кенозерья (XIX в).
Коллекция "небес" из рухлядного амбара пока не расставлена по порядку. Это, похоже, XVIII в из Порженского погоста.
И снова грани "небес" - какие откуда, пока непонятно.
Пока что экспозиция выглядит так.
Только что отреставрированная створка. Боковые сектора "небес".
В Вершинино довольно большое стадо. Коровы спасаются в воде от жары и от насекомых.
Часовня св. Николая (нач. XIX в) в деревне Вершинино - символ Кенозерского нацпарка.
Вид на часовню снизу.
Интерьер часовни.
"Небо" II пол. XIX в выполнено местным художником Федором Иоком.
В центральном круге - Троица новозаветная.
Стиль его очень узнаваем (вспомним "небо" Усть-Почи). Евангелист Марк и снова лев с человеческим лицом.
Сотник Лонгин и Распятие с предстоящими.
Евангелист Лука и архангел Рафаил. Мария Магдалина.
Архангел Рафаил и ангел господень
Архангел Михаил и архангел Селафиил.
Архангел Гавриил и евангелист Иоанн.
Вершинино. Клинчатая часовня св. Николая очень эффектно стоит на вершине холма над озером.
До некоторых часовен и церквей Кенозерского парка можно добраться на автомобиле или пешком. Вечером того же дня мы решили прогуляться до деревни Карпово, что в паре километров от Вершинино. Нормальной дороги сюда нет, где-то около километра нужно преодолевать пешком или на двухколесном транспорте. Но жилые дома есть - по крайней мере, пара чьих-то собак пытались нас к часовне не подпустить. Здесь на невысоком пологом холме стоит простенькая часовня Пахомия Кенского (I пол. XIX в). Архитектура ее простовата, да и пропорции не слишком удачны, зато местоположение очень выигрышное - вид и с озера, и с земли замечательный.
На следующий день после водной экскурсии и купания в теплых водах Кенозера доехали до Почозерского погоста - одного из немногих сохранившихся в России "тройников", о котором я также уже
писала ранее. Сейчас его реставрация практически завершена - в августе планируется освящение.
На обратном пути в Каргополь сделали короткие остановки в деревне Измайловская у моста на ряжах и в деревне Аверкиевская у часовни Николая Чудотворца (XIX в), которая еще больше покосилась по сравнению с тем, что было три года назад.
На этом наша Кенозерская программа была завершена - мы вернулись в Каргополь, по окрестностям которого колесили весь следующий день. Но речь об этом пойдет в следующий раз.
По пути в деревню Карпово.
Карпово. Часовня Пахомия Кенского (I пол. XIX в).
Старый дом в Карпово.
Дом жилой, хотя дорога в Карпово условно проезжая.
Почозерский погост (XVII-XVIIIв). Слева направо: шатровая колокольня (XVIIIв), клетская церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи (нач.XVIIIв) с перекрытием двумя бочками, церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня (1700г). Ограда восстановлена в наше время.
Почозеро, на котором стоит деревня Филипповская, нынче нежилая.
Старая кладбищенская ограда XIX в и часовня Кирика и Иулитты (1861 г).
Традиционная роспись на фронтоне одного из домов.
Река Кена очень красива.
Мост на ряжах через Кену. Его мы тоже видели в прошлый приезд.
Но вот к Пятницкой церкви (1805 г) мы тогда близко не подходили
Никольская часовня в деревне Аверкиевская (XIX в), чье состояние вызывает опасения..
Деревня Измайловская на реке Кена.