Во время водной экскурсии по Кенозеу первая и самая короткая была на Медвежьем острове, где стоит часовня великомученика Власия (II пол. XIXв). Здесь же есть можжевеловая аллея (что уже странно для столь северных мест) с деревьями необычной формы, а также есть красивейшая протока, до которой мы дошли пешком через весь остров и где снова погрузились на катер.
Следующую остановку сделали в деревне Зехново (по другой версии, Зихнова) - самой отдаленной от Вершинино (11 км по прямой) точки на южном берегу Кенозера. Помимо интересных старых бревенчатых изб и хозяйственных построек здесь можно посетить часовню Иоанна Богослова (XVIIIв) с самым старым из сохранившихся «небес» того же времени. Здешнее «небо» это - одно из моих самых сильных впечатлений: красочное, написанное в несколько архаичной манере для своего времени (что характерно для Русского Севера вообще), хорошо освещенное и низко повешенное (что позволило рассмотреть все детали).
Кенозерье имеет славу былинного края - именно здесь в XIX-нач.ХХвв исследователями был записан ряд былин, которые не сохранились больше нигде. Некоторые аборигены (пожилые, в основном) вроде как владеют этим искусством до сих пор. Мы, например, на крыльце часовни Иоанна Богослова повстречали одну пожилую местную жительницу, которая поджидала туристические группы, полная решимости ознакомить их с местной традицией сказания былин :) Я на такое, если честно, смотреть спокойно не могу, да и время поджимало (надо было обстоятельно осмотреть и сфотографировать «небо»), но многие сказительнице охотно внимали и даже записывали на диктофон. ОВ былины не слушала, но догадалась (надеюсь, не она одна) дать бабульке немного денег, - та их взяла, хотя, конечно, было понятно, что не корысти ради она здесь сидит. Очень надеюсь, наша группа не разочаровала старушку.
На другом конце Зехново реконструирована водяная мельница. Интересен этот объект тем, что здесь можно увидеть, как такие механизмы работали. Под руководством нашего экскурсовода - очень приятной и доброжелательной девушки Татьяны - участники группы изменили русло реки с помощью деревянных заслонок, вода привела в движение водяное колесо, которое запустило в действие весь механизм. Процесс этот можно было какое-то время наблюдать и запечатлеть в разных помещениях мельницы.
Остров Межной, на котором, судя по всему, сохранилась т.н. Святая роща - обычная традиция для этих мест. Священные рощи были еще у фино-угров, но и в христианские времена крестьяне сохранили традицию - в таких местах нельзя было собирать ягоды и грибы, а тем более, рубить деревья. Часто в них ставили часовни или поклонные кресты.
Часовня великомученика Власия (II пол. XIXв).
Интерьер ее достаточно скромен.
Можжевеловые деревья на острове нетипично высокие.
И протока дивной красоты.
Вода в Кенозере очень чистая, но из-за примесей каких-то минералов имеет рыжеватый оттенок.
Этот драндулет Это чудо советской техники возило нас по озеру. Спасибо, что не сломалось :)
Деревня Майлахта - одна из самых живописных на озере.
Такие настилы назывались гатями - в сырых топких местах укладывались бревна, по которым можно было худобедно передвигаться. На следующий год бревна обычно уходили в топь, и вместо них стелились новые.
Банька, если правильно помню.
Приспособление для сгибания полозьев саней. Распаренные в соседней бане доски вставляли в пазы и сгибали до нужной степени.
А это реконструированная мельница.
С помощью таких перегородок меняется русло реки.
Река меняет русло и приводит в движение водяное колесо, которое с помощью шестеренок приводит в движение весь мельничный механизм.
Зерно сыплется в жернова.
А по этому желобу из жерновов поступает смолотая мука.
Вид на Кенозеро из Зехново.
"Небеса" часовни Иоанна Богослова (кон.XVIIIв). Схема росписи традиционная - Распятие, Архангелы и евангелисты.
Архангел Иегудиил.
Евангелист Марк, архангел Уриил, евангелист Лука.
Луку традиционно сопровождает крылатый телец -
телец, по-моему, замечательный :)
Евангелист Матфей и его символ ангел.
В центре зихновского "неба" - Христос.
Евангелист Иоанн с орлом.
Распятие с предстоящими.
Архангел Михаил, попирающий сатану, Распятие и Архангел Гавриил.
Сатана, кстати, здесь изображен двуликим - очень интересно и в то же время бесхитростно.
Архангел Рафаил с Товием.
Иконостас и "небеса" часовни Иоанна Богослова в Зехново.
Великолепная часовня Иоанна Богослова (кон.XVIIIв) - единственная с сохранившейся папертью на выносных консолях. На крыльце пожилая сказительница поджидает следующую группу туристов, рядом рыскает собака - кого эта картина оставит равнодушным?
Последним пунктом нашей программы на Кенозере была деревня Тырышкино, не столь населенная и оживленная, как Зехново (впрочем, и в Зехново-то всего 6 жилых дворов!), зато сохранившая сразу два деревянных храма: часовню Крёст, которую называют (скорее всего, неправомерно) самой маленькой в России (в ней помещается 1 человек и тот на коленях, и часовню Параскевы Пятницы (кон.XVIIIв), где мы увидели еще одно замечательное кенозерское «небо» (похуже, чем в Зехново, но со своими особенностями). Как вы уже, наверное, заметили, традиционно на гранях «небес» размещались фигуры архангелов, евангелистов или (реже) апостолов. Отличительная черта тырышкинского «неба» в том, что на каждой из граней изображено по 2 фигуры. Нам говорили, что такого нигде больше не встречается, впрочем, не могу утверждать с вероятностью 100% - для этого я слишком мало видела.
А еще в Тырышкино, наверное, самые интересные на Кенозере дома - с резными балконами на мезонинах и интересной декоративной резьбой наличников и крылец.
Дом XIXв с деревянным балконом.
Здесь такой же формы балкончик, резное "полтенце" и раскрашенный подзор.
Кстати, наличники в Тырышкино для севера достаточно сложные - обычно на Севере ограничивались скромными рамками вокруг окон без украшений (это вам не Центральная Россия, где наличники можно рассматривать бесконечно).
Обозначена дата постройки дома.
потрясающее крыльцо одного из домов.
А это дом с крыльцом целиком.
Часовня Крёст (XVIIIв, правда, похоже, старых бревен здесь осталось немного).
Интерьер часовни с "заветными" предметами одежды.
Часовня Параскевы Пятницы (кон.XVIIIв).
"Небо" Пятницкой часовни: Распятие.
Христос в центре "неба".
Архангелы Селафиил (так написано, но, по-моему, здесь ошибка: еще один Селафиил есть на "небе", кроме того, этот держит в руках розы, как Варахиил) и Рафаил с Товием.
Архангелы Уриил и Иегудиил.
Архангел Селафиил и апостол Лука.
Лука, как водится, с тельцом.
Архангел Гавриил и апостол Матфей с ангелом.
Апостол Иоанн с орлом и архангел Михаил.
Апостол Марк и архангел Иеремиил (?).
Лев у ног Марка, как обычно, очень прикольный.
В углах "неба" изображены ангелы Апокалипсиса.
"Небо" Пятницкой часовни (XIXв) со сдвоенными фигурами евангелистов и архангелов.
Иногда Кенозерский национальный парк организует экскурсии по северной акватории озера, которая не менее (а некоторые говорят, что и более) интересна - только вот в один день посмотреть обе акватории не получится. А расписание экскурсий и прочую информацию о парке можно увидеть на
этом сайте.
В парк можно приехать на несколько дней своим ходом - в Вершинино есть гостевой дом, местные жители тоже сдают помещения в аренду. Многие по-простому ставят палатки (только все равно нужно зарегистрировать ее в администрации парка). А там уже по выбору: купание (если погода позволит, лето здесь далеко не всегда балует теплом), пешие и автопутешествия по окрестным деревням, где также остались старые деревянные часовни и церкви, плавание по озеру на арендованной лодке или с экскурсиями.
Если же вдруг кому интересна реальная жизнь в этих краях, то можно посмотреть фильм Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", снимавшийся здесь же на Кенозере. Я никогда не считала режиссера Кончаловского какой-то значимой творческой единицей, наделенной собственным почерком и способной на значительное художественное высказывание. Но режиссер он, надо признать, мастеровитый (еще бы - столько лет!), потому "Белые ночи" смотреть довольно интересно, особенно, тем, кто в этих краях бывал. Главное не заморачиваться вопросами, что конкретно режиссер хотел сказать своим творением в общем "про Россию" - благо, у Кончаловского хватает ума и такта не выпячивать слишком этот момент. Плюс, очень органично смотрятся главные герои, многие из которых - местные жители, играющие самих себя. Впрочем, определенные штампы (взлетающая с космодрома Плесецк космическая ракета на фоне патриархального деревенского быта) все-таки режут глаз.
Про Тряпицына местные экскурсоводы рассказывают забавную историю. Он нынче проживает в Вершинино (раньше жил в Косицыно), получил весьма серьезный карьерный левл-ап: из почтальонов сразу перешел в начальники то ли местной пожарной части, то ли даже отделения МЧС.
Наладилась и личная жизнь нашего героя: он наконец женился, причем на местной жительнице - вдове с тремя детьми, несмотря на то, что сразу после выхода фильма более 50 женщин со всей России написали Алексею письма, в которых выразили желание разделить его одиночество в идиллических пейзажах Кенозера :)
Кадр из фильма (Фото
отсюда)