Архангельская область (БПО): Кенозерский национальный парк (часть 1)

Sep 03, 2015 00:18

Третий день нашей экспедиции почти целиком был посвящен знакомству с Кенозерским национальным парком, созданным относительно недавно, но очень вовремя - в начале 90-х годов прошлого века, что, видимо, и спасло леса вокруг Кенозера от бесконтрольных лесозаготовок, практиковавшихся в то время по всему Северу. Места эти благодаря красоте ландшафтов и некоторой изоляции от центров цивилизации уже более 100 лет привлекают внимание деятелей культуры, людей творческих или просто неравнодушных к традициям своей страны. Так, в 1904 году с экспедицией здесь побывал И.Билибин. Он сделал множество фотографий, также на некоторых его картинах вполне узнаются пейзажи Кенозерья.

По пути в парк сделали небольшую остановку в деревне Аверкиевская у часовни Николая Чудотворца (XIXв), что на реке Большая Сондола. А вот следующим пунктом программы был один из сохранившихся до наших дней т.н. «тройников».
Традиционных т.н. "тройников" (погостов, состоящих, обычно, из двух церквей и колокольни) в свое время на Русском Севере были сотни, но до наших дней дожили в полном виде лишь 6 из них (поэтому их так ценят специалисты и любители деревянного зодчества). Большинство тройников из-за пожаров или человеческого нерадения превратились в двойники или одиночные постройки, некоторым не повезло совсем - они утрачены полностью.
Тройник в деревне Филипповская, что на Почозере, принадлежит Кенозерскому парку, и сейчас активно реставрируется. Восстановлен не только утраченный шатер колокольни и бочковые перекрытия храма Обретения Главы Иоанна Предтечи, но и заново сооружена бревенчатая ограда, которой часто окружали погосты строители прежних веков (таких подлинных оград, кстати, сохранилось чуть ли не меньше, чем тройников). Храмы погоста в советское время использовались как хозяйственные помещения, потому интерьеров там особых нет. Издалека весь комплекс выглядит весьма впечатляюще - здесь у нас была редкая возможность представить, насколько целостно и завершено смотрелись такие вот архитектурные ансамбли в своем первоначальном виде.
Помимо тройника в Филипповской можно увидеть маленькую скромную часовню Кирика и Иулитты (XIXв, довольно популярное посвящение на Севере), а также сельское кладбище, обнесенное деревянной оградой, местами из старых бревен.




Понтонный мост через Онегу мы пересекали дважды: туда и обратно. Проезд платный, но это ничего не гарантирует: на обратном пути наш микроавтобус там застрял. Столкнуть не получилось - благо, на месте оказался смотритель с домкратом (как раз для таких случаев).



Здесь вместо понтонного когда-то собирались строить нормальный мост, но не достроили. Остались от недостроя только эти ледоломы.



Онега на закате.



Мост через реку Большая Сондола тоже деревянный, но уже новый - на бетонных опорах. Лесовоз на мосту - очень северный вид.



От старого моста остались только деревянные ряжи.



Большая Сондола. Малые реки на Севере стремительны и очень красивы.



Изба-шестистенка (с двумя поперечными перегородками) из Аверкиевской.



Часовня Николая Чудотворца в деревне Аверкиевская (XIXв).



Интерьер часовни. Справа вверху - несколько т.н. "заветных" платков, которые женщины приносят, прося о чем-то святого или в благодарность за исполненную молитву. Будучи вложенными в часовню, обратно платки вынесены быть не могут. А крест, похоже, некогда венчал главку часовни.



Обвалившиеся "небеса" стоят у стены.



Вряд ли они были когда-то расписаны. А вот фриз под потолком раскраску сохранил.



Дверной проем перекосило вместе со всем зданием.



Деревня Филипповская. Часовня Кирика и Иулитты (XIXв).



Незамысловатый интерьер часовни,



у стен также развешаны "заветные" предметы одежды. Крест, наверное, "родной" старый.



Изогнутая вдоль дороги бревенчатая ограда сельского кладбища.



Ворота на кладбище.



Ворот несколько, обычно, они забраны деревянными решетками.



Почозеро.



Почозерский погост (XVII-XVIIIв). Подробнее церкви обозначены чуть ниже.



Такая кладка, называемая "в реж", применялась в шатрах века с XVIIIв (до этого при строительстве шатров бревна укладывали сплошняком). Данный способ укладки позволял значительно облегчить конструкцию шатра. По окончании укладки конструкция покрывалась тесом.



Один из самых впечатляющих видов Почозерского погоста (XVII-XVIIIв). Слева направо: шатровая колокольня (XVIIIв), клетская церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи (нач.XVIIIв) с перекрытием двумя бочками, церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня (1700г). Ограда восстановлена.

Деревня Филипповская, к сожалению, сейчас не заселена. Кенозерский парк в рамках программы восстановления традиционного быта на вверенных ему землях готов предоставить избу, оборудованную всеми возможными здесь удобствами (весьма скромными, конечно), а также какие-то подъемные средства молодой семье (предпочтительно, с детьми), желающей поселиться здесь постоянно. Есть также пожелание к вероисповеданию колонистов, поскольку этих людей планируется назначить смотрителями Почозерского погоста. В общем, если кто вдруг устал от соблазнов цивилизации и желает дауншифтнуться столь нетривиальным образом, не упустите свой шанс :)

К обеду приехали в большое и весьма оживленное село Вершинино, где находится администрация Кенозерского национального парка, музей и несколько сувенирных киосков и книжных лавок. На высоком холме прямо над Кенозером стоит стройная Никольская часовня (XIXв), где есть расписное небо, которое мы не видели (нам сказали, что реставрация там проведена не слишком удачная). В Вершинино также много старых деревянных домов, но времени на прогулки у нас здесь не было.
Потом была длинная (часа на 4) экскурсия по южной акватории Кенозера с тремя остановками. Но о ней, пожалуй, имеет смысл сделать отдельный пост - очень уж насыщенная там получилась программа.

Вернувшись в Вершинино, купили книги в музейной лавке и двинулись в сторону деревни Измайловская, где посмотрели уникальный мост на городнях (ряжах) длиной 126 метров через реку Кена, сохранивший прежнюю форму, хотя и многократно перестроенный (мост, все-таки). За мостом видна каменная церковь Параскевы Пятницы (1805г), но близко к ней мы не подходили - все-таки каменное зодчество в тих местах не слишком интересно (исключая, конечно, Каргополь).



Кенозеро прекрасно смотрится со всех ракурсов, особенно, в такую погоду - это вид из Вершинино.




И снова Кенозеро с островами.



Никольская часовня в д.Вершинино (XIXв).



Она же с другого ракурса.



А так Вершинино смотрится с озера. Никольская часовня настолько удачно расположена, что ее сделали символом всего Национального парка.



В кенозерском музее мы не были. На глаза попалась только вот эта грань одного из местных "небес" XIXв с архангелом Селафиилом из часовни Пахомия Кенского (д. Карпово)



Хозяйственные постройки в Вершинино. Кстати, это корма для скота - крестьян в деревнях на территории Национального парка администрация поощряет держать коров (даже платят за каждую голову какие-то символические деньги). Поэтому коров здесь довольно много - и местным жителям занятие, и туристы могут наблюдать вокруг вполне себе пасторальный пейзаж.



Вершинино. Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1868-1875гг).



Церковь Параскевы Пятницы (1805г) в деревне Измайловская. По мосту автомобиль нынче вряд ли пройдет, только велосипеды и мотоциклы. Нам рассказывали, что грунтовки на той стороне отличные, так как никакие лесовозы и прочий тяжелый автотранспорт по ним не ездит.



Это ряжи поближе.



Мост на ряжах в деревне Измайловская и церковь Параскевы Пятницы (1805г). Каждый ряж защищен заостренным ледоломом, рассекающим большие льдины, способные повредить мост, во время ледохода (ледоломы направлены, естественно, против течения реки).

К сожалению, на запланированные на этот день часовню в селе Конево и одну из старейших деревянных церквей Поонежья в деревне Бережная Дуброва времени в этот день у нас уже не хватило, но объять необъятное в этой жизни не удавалось еще никому. А нам, тем временем, предстояла долгая (и крайне непростая) дорога в деревню Маркомусы, где на следующий день должен был начаться наш сплав вниз по Онеге.

Арх. Плесецкий район, Архангельская область, Россия, Большая Поонежская экспедиция, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up