На Украину меня, как обычно, влекли дела не самого романтического свойства. Но тот не краевед, кто даже муторное семейное дело не превратит в небольшое приключение с туристическим уклоном. Итак, на пути у нас лежала Брянская область, где мы провели остаток дня за осмотром деревянных церквей бывшего гетманского владения Данилы Апостола - т.н. Ропской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии, что нынче находится на территории Брянской области РФ. При этом гетмане в 1732г здесь была простроена церковь Николая Чудотворца, которая сохранилась до наших дней. Это типичная деревянная церковь Левобережной гетманской Украины, которых, впрочем, и на самой Украине осталось мало, а уж на территории нынешней России тем более.
Если Новый Ропск известен с нач.XVIIв, то соседний Старый Ропск - поселение времен Древней Руси. До середины XVIIв Ропская волость принадлежала шляхтичу Салтану, после изгнания поляков отошла топальскому сотнику Михайлу Рубцу, а потом принадлежала украинским гетманам вплоть до Алексея Разумовского. От гетманского времени здесь сохранилась деревянная церковь Рождества Богородицы (1730г) - одна из старейших на территории Брянской области.
Здесь нам даже удалось попасть внутрь, что почти невероятно в зимнее время - церкви неотапливаемые и довольно большие, так что в холодную погоду здесь находиться невозможно. Но в Рождественской церкви как раз во время нашего приезда на уборку пришла смотрительница - и благодаря этому мы смогли попасть внутрь и увидеть нетривиальный для русских церквей интерьер с рушниками (вышитыми полотенцами) и рукописными иконами.
Новый Ропск. Церковь Николая Чудотворца (1732г).
Николаевская церковь в Н.Ропске со стороны апсиды.
Крыльцо с деревянными колоннами.
Здание бывшей волостной управы (1900г).
И его крыльцо.
Полудом :) Кстати, вполне жилой. Как ни странно, такие нам еще не раз попадались в этих краях.
Апогеем, впрочем, стал вот этот образец единства и борьбы противоположностей из Стародуба. Так и напрашивается подпись: Два мира - два дома!
Въезжаем в село Старый Ропск,
Более заброшенное, аутентичное и потому живописное.
Здесь сохранилась гетманская церковь Рождества Богородицы (1730г). Сайдинг на барабанах, конечно, смущает, но местная жительница, которую мы застали в церкви, рассказала, как героически местная община на свои скромные средства перекрывала протекающую крышу. Потому у меня язык не повернется осуждать такую "реставрацию".
Староропская церковь со стороны апсиды.
Интерьер Рождественской церкви в Старом Ропске. Как я уже говорила, это единственный деревянный храм, куда нам удалось попасть внутрь. Интерьер с рушниками...
И вполне себе украинскими по исполнению иконами.
Купол церкви изнутри. Кстати, здесь, видно, что крыша протекала.
Кое-где в куполе остались орнаменты.
Кроме церквей деревянные дома, наличники и прочее деревянное зодчество в Брянской и Черниговской областях, как видите, довольно скромные. Зато деревянные колодцы здесь - настоящий местный бренд. Еще проезжая Климово, я жалела, что невозможно остановиться и сфотографировать каждый колодец - настолько они были живописны и разнообразны. Вот удалось запечатлеть только этот.
А это Дягова Менского района Черниговской области.
И снова Дягова.
Синявка Менского района Черниговской области.
Соседнее с Синявкой село Городище.
И снова Городище.
К другой более поздней эпохе относится грандиозная деревянная Иоанно-Знаменская церковь (1912г) в старообрядческом поселении Елионка. Сейчас церковь переосвящена в честь Георгия Победоносца и передана древлеправославной церкви, потому внутрь некогда заброшенной церкви в этот раз мы не попали.
Город Стародуб, где мы остановились на ночлег, впервые упоминается в летописи в 1080г. Потом повторил историю большинства черниговских земель: разорен татарами, с сер.XIVв вошел в состав литовского княжества, с нач.XVIв - в Московское княжество, потом в первой половине XVIIв входил в Речь Посполитую. С сер. XVIIв вместе со всей Левобережной Украиной вошел в состав Московской державы, где и пребывает до сих пор :)
В Стародубе со времен гетманщины сохранился один памятник - правда, каменный: собор Рождества Христова (1677г) в стиле казацкого барокко. Хороша и классицистическая Николаевская церковь (1803г), стоящая на высоком холме. Есть еще барочная Богоявленская церковь 1789г, но мы до нее почему-то не добрались. Зато добрались до тюремного замка нач.XIXв, где еще недавно жили люди. Но сейчас он расселен и пребывает в некотором запустении.
Елионка. Старообрядческая Иоанно-Знаменская церковь (1912г).
Ее объемы сложны и впечатляющи.
Елионская церковь со стороны апсиды.
Явно какое-то общественное здание где-то начала XXв.
С замечательной деревянной резьбой.
Казацкий собор Рождества Христова (1677г) - старейший памятник Стародуба.
Барочный декор, видимо, появился чуть позже.
Стародубские наличники.
Вот с этого старого дома.
Стародуб. Николаевская церковь (1803г).
Вход в Тюремный замок (нач.XIXв).
Еще недавно здесь жили люди, но сейчас замок заброшен.
Богоявленскую церковь (1789г) в Стародубе мы засняли только издалека в сильном приближении.
На улицах города сохранились вот такие старые усадьбы с оградами и воротами.
Собор Рождества Христова в Стародубе (1677г) напоминает объемами украинские казацкие деревянные церкви.
Еще один памятник деревянной архитектуры Брянской области - церковь Успения Богородицы 1777г в селе Красный Рог, также находится на территории бывшей гетманщины (Черниговской губернии). Но больше оно известно благодаря располагавшейся здесь усадьбе известного писателя А.К.Толстого. От усадьбы сохранился только флигель, а сгоревший в войну главный дом восстановлен и используется под музей. В музее сейчас идет ремонт - готовятся к 200-летию со дня рождения писателя.
На территории церкви находятся могилы А.К.Толстого, умершего в 1875 г от случайной передозировки морфином (которым он лечился от сильных головных болей), а также его жены.
Красный Рог. Церковь Успения Богородицы (1777г).
Ее крыльцо с деревянными колоннами и балясинами.
Церковь со стороны апсиды.
Крещальня. Примерно так некогда выглядели и местные крестьянские дома.
Рядом находится музеефицированная усадьба писателя А.К.Толстого, которую мы не посещали (спешили, да и сильный мороз не располагал к прогулкам на природе). А на территории церкви писатель и его жена похоронены - на фото их фамильный склеп.
Могильная плита А.К. Толстого.