Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 1. Ляганы.

Sep 17, 2016 22:35





Судьба не часто балует нас выставками узбекской керамики. Поэтому, узнав, что в Музее декоративно-прикладного искусства сейчас проходит одна, под названием "Сокровища культурного наследия Узбекистана", я конечно же поспешила туда : )) Кстати, она до 25 сентября, так что вы тоже поспешите : ))




Красивое здание старинной усадьбы окружено яблоневыми деревьями, сгибающимися под тяжестью плодов (на скамейках под ними было боязно присесть : )) Если бы моя подруга хоть чуть-чуть опоздала, я бы, наверное, успела насобирать фруктов на компот ; ))




Сама выставка располагается на третьем этаже, в пяти залах. Фотографировать можно в четырех из них, исключение составляет зал с живописью из Третьяковской галереи и частных коллекций. Я решила сделать отдельные посты про сюзане, керамические игрушки и т.д., но начну, конечно же, со своей главной страсти - ляганов : ))




Первое же фото заставило меня, испугав смотрительницу, с взвизгом прижаться носом к стеклу. "Смотрите, смотрите же, это шахрисябз, это же сам Рустамбобо, посмотрите на ляган у него в руках!" Я изо всех сил пыталась вообразить, как пылало в руках мастера "древнее пламя заафшанских гор" (с) iqmena, потому что эта, чуть было не исчезнувшая, школа керамики, отличается невероятными цветами - оранжевым, охровым, в сочетании с черным и белым. Увы, это было лишь фото, на выставке в основном были представлены ляганы Ташкентского учебно-производственного комбината художественной промышленности, которые создавались для экспонирования на Всемирной выставке в Париже (1937г.) и несколько более старинных образцов.




Глядя на эту фотографию, известный мастер по керамике Алишер Назиров, тоже посетивший выставку, порадовал меня тем, что юноша на фото стал прекрасным мастером, ныне жив и здравствует на радость всем : ))




Тураб Миралиев, потомственный гончар ташкентской школы, воспитавший первое поколение советских мастеров по керамике. Его становление пришлось еще на дореволюционные годы, но наибольшую известность получили его работы 20-30-х гг. Практически все ляганы в этом зале были созданы им.




Честно попыталась сфотографировать и картины в зале, тем более, они были интересными. Но сила, что сильнее меня, неудержимо тащила к распахнутым на меня микро-солнцам ляганов...



З.М.Ковалевская "Подруги", 1932г.



В.Н.Еримян "У лавки гончара" 1915г.

Поскольку далее будут мои сплошные восторги и впечатления от керамики, сразу скажу, что не понравилось. Освещение. Тусклый свет в сочетании с лампами подсветки очень хорошо оттенил красоту сюзане, халатов и шкатулок, но сильно испортил впечатление от ляганов (блин, в Ташкенте пару лет назад их вывесили на белоснежных стенах, залитых светом, там даже от фотографий сердце останавливалось!). А экспонировать ляганы, половина из которых в желтовато-охристой гамме, на ЖЕЛТОМ фоне - это просто надругательство. Посему желаю придумавшему сие приступа диареи во время аудиенции у Папы Римского и выражаю надежду, что в аду этого горе-дизайнера будут поджаривать на маргарине. У меня все, дальше только позитивное.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Признаюсь честно - я не любитель ташкентской керамической школы. Риштан, Шахрисябз, Хорезм, Ургут - да, Ташкент - увы, не очень. Но вместе с тем нельзя полагаться на мою вкусовщину - ташкентская школа древняя и имеет много ярких, характерных только для нее особенностей, Вот этот ляган расписан очень традиционно - сочетание композиций "паргори" и "ислими" (первая - "циркульная", построенная на сочетании кругов и полуокружностей, вторая - растительный орнамент во всех вариациях), чизма - нанесение узора процарапыванием по сырой глине, желто-коричневая гамма - все это сразу позволяет узнать ташкентский ляган : ))
 Практически все ляганы из выставленных попали в музей прямо из мастерской, но на некоторых я с умилением обнаружила следы использования : )) На этом видны маленькие потеки от масла, попавшего под глазурь. Ели с него плов, и это правильно! Я не понимаю, когда меня упрекают в том, что я подаю еду на риштанской керамике Ш.Юсупова или храню воду в косовском кувшине. Такие вещи должны служить своему предназначению, а маленькие трещинки или потеки мне тем милее : )) Но я отвлеклась.



Блюдо бухарского образца. Автор рисунка М.Исмаилов. Ташкент, 1936г.

Здесь, мне кажется, ученическая работа. Старательно повторенный рисунок, предложенный учителем. И - немного поврежденная в центре глазурь. Либо кто-то неосторожно поставил кувшин-афтобу, либо при перевозке, когда ляганы составили в стопку, между ним и верхним проложили слишком тонкое полотно.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Скажем так - я не очень понимала ташкентскую школу, поэтому и не ценила ее. Нужно было вживую, очень близко взглянуть на работы Усто Тураба, чтобы осознать всю их красоту. Потеки от росписи неизбежны, это не дефект, это данность : ))



Бухара, 1935г.

Бухарская школа. Иная гамма, иная композиция узоров. Сложность и мозаичность. Странно, что бухарскую керамику зачастую путают/объединяют с гиджуванской.



Бухара, нач.20в.

Жаль, что нельзя взять ляган в руки и повертеть - при определенных ракурсах виден практически "3D-эффект" - узоры кажутся выпуклыми. Это достигается разными способами - постепенному нанесению красок в несколько слоев или же визуальному эффекту - белые точки создают глубину  в рисунке.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

О, первый из того типа ляганов, которые я для себя называю "глазастыми" - две окружности создают эффект инопланетного лица с глазками. Добрый дух, присматривающий за домом : ))



Блюдо ходжентского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

А вот теперь начинаются работы Усто Тураба, сделанные по образцу других керамических школ. 20-30-е гг. были очень интересными для узбекской керамики. Если ранее мастера работали довольно изолированно, то теперь стали создаваться артели и комбинаты, появилась возможность обмена опытом, изучения образцов различных школ. Но при этом мастеров еще не пытались заставить централизованно копировать одобренные центром узоры, каждый косагар и кузагар творил то, что подсказывало ему вдохновение.



Блюдо бухарского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1932г.

Как вы видите, бухарская школа не всегда изобилует яркими красками. Но мозаичный, изысканный узор все же узнаваем : ))



Блюдо ходжентского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г. (?)

Вот это блюдо лишь предположительно создано Усто Турабом. Мне тоже кажется, что почерк не его. Или ему было сильно некомфортно работать в столь нехарактерном для него стиле... Но скорее всего это работа кого-нибудь из учеников. Впрочем, это всего лишь мои домыслы : ))



Блюдо ходжентского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Взгляните, вот здесь и рисунок увереннее, чизма процарапана филигранно. И роспись смелее. То ли мастер наконец освоил непривычные для себя мелкие узоры ходжентских ляганов, то ли я была права насчет предыдущего ; ))



Петров-Водкин. Графика, 1921г.

Взглянула мельком, видимо зря. Хоть второй раз иди на выставку! : ))



Блюдо самаркандского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Так вот, возвращаясь к той эпохе - это было временем экспериментов. Возникали новые идеи, новые орнаменты, мастера, получив доступ к огромному количеству образцов, вдохновлялись ими и создавали интересные работы, пытались экспериментировать в непривычной для них манере. Вот в этом лягане, например, мне видится не самарканд, а что-то из русских росписей (прошу прощения, совершенно не разбираюсь в них, так что названия не скажу).



Блюдо самаркандского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Для меня удивительно непривычно видеть такую самаркандскую роспись. В голове уже прочно сложился стереотип - зеленая или коричневая глазурь, а по ней - тонко процарапанный узор. Но не стоит забывать, что мир существовал и до основания Самаркандского фарфорового завода ; ))



Блюдо самаркандского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Насколько я могу судить, здесь мы видем образцы старой самаркандской росписи, сложившейся еще в эпоху Тимуридов (на самом деле керамика Самарканда еще старше, но до этого она была иной), когда господствовали реалистичные изображения растительных побегов, крупный узор и яркая сине-бело-голубая гамма.



Блюдо самаркандского образца. Т.Камал, 1936г.

Именно тогда же появилась мода на изображение в центральной части ляганов крупных рисунков, портретов и т.п. Ну... Не всегда эксперименты получались удачными : )) Здесь вот забавно наблюдать свободный и изящный рисунок на ободе и откровенно вымученную птичку по центру : ))



Вазы, XIX в.

Вазы-"гулдон" (для цветов) и большая напольная ваза позапрошлого столетия. Невероятное изящество росписи - вы только посмотрите, как непринужденно белый фон нижней части переходит в узоры верхней! А над фото большой вазы я долго сидела и не могла понять - неужели я так неровно держала фотоаппарат? Не сразу поняла, что параллельные линии узора нарисованы слегка под углом, что как бы "закручивает" тяжеловесный сосуд вокруг своей оси и делает его визуально более вытянутым.



Блюдо ура-тюбинского образца. Якубджан Рауфов, 1936г.

К стыду своему, пока еще очень мало знаю об Ура-Тюбинской керамике. Это пограничная область между Узбекистаном и Таджикистаном и ее расположение не могло не оказать влияния на местные орнаменты. Не зря мне подумалось об иранских блюдах и чашах - тот же тонкий, прихотливый узор, четкость мазков и линий. Если в бухарских ляганах чувствуется влияние Китая, то здесь - несомненно Персия : ))



Блюдо самаркандского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Как же мне нравится этот ляган! Кувшин-афтоба и две ветви, кажется, "сарв" - кипарис. Нет здесь бухарской трехмерности, плоский орнамент на белом фоне, но как же он закручивается вокруг центрального элемента! Прямо воронка какая-то : ))



А.Н. Волков. 1920-е гг.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г. (?)

О, вот мы приблизились к риштанским образцам. Не факт, что это работа Усто Тураба, возможно, это действительно риштанский мастер расписывал.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Да, я же про глазури еще не расказала! О всех тонкостях я, конечно, не знаю - сюда бы Усто Алишера Назирова мне в помощь, но основное: вот такую пронзительную сине-зелено-голубую гамму дает ишкоровая глазурь. Свинцовая создает традиционную для, например, ташкентской школы, красно-желто-коричневую.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Ишкоровую глазурь получают из растения - колючки "гульяк", растущей далеко в горах. Отчего-то ее не получается вырастить вблизи от мест, где  живут люди. Приходится добывать ее там, сжигать, обрабатывать пепел определенным образом и из этой магии рождается настоящее чудо - риштанская поливная керамика.
  В середине века секрет ишкоровой глазури чуть было не был утерян - тогда случился очередной кризис в декоративно-прикладном искусстве Узбекистана: старые мастера умирали, учеников не было, политика была такова, что оставшихся мастеров принуждали работать на заводах и артелях, где предполагалось рисовать по присланным из Ташкента образцам. Но, благодаря энтузиазму нескольких искренне преданных своему делу мастеров (низкий поклон Вам, Усто Шарафиддин, и долгих лет благоденствия!) технологию ишкоровой глазури удалось сохранить и теперь она широко применяется мастерами Риштана и Ферганской долины в целом.



Блюдо, кон. XIX в.

А вот это старинное блюдо я чуть было не приняла за дастшуй - тазик для мытья рук. Уж очень необычное дно у него - выпуклое, почти чашеобразное. (Если кто на стене увидит отпечаток брови и глаза - это я пыталась рассмотреть его : ))) Но мастер Алишер, когда я ему показала фотографию, рассказал мне, что это точно не дастшуй - просто это блюдо предназначено не для плова, а для более жидких блюд - шавли или, быть может, димлямы.
   Кстати, не все блюда следует называть ляганами. Иногда это "товок". Зависит от формы, но более от предназначения.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Очень красивый ляган! Но вот мне кажется, что помимо традиционных для риштанской школы узоров, в нем видны элементы и бухарских орнаментов. Можно много спорить о том, хорошо это или плохо - интеграция разных школ и смешение стилей... Я считаю, что просто есть неизбежные естественные процессы, а для творчества и вдохновения мастеров это только на пользу. Главное было избежать каких-либо принудительных моментов. Все-таки творчество керамистов такого уровня - это скорее священнодействие, нежели ремесло, и попытки втиснуть полет фантазии косагара в прокрустово ложе планов и трафаретов  кажутся мне настоящим святотатством.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Правда, сейчас вот поспорю сама с собой (главное, не подраться в итоге ; )) Глядя на работы Усто Тураба в бухарском, самаркандскои или риштанском стиле (особенно риштанском, потому что он мне наиболее знаком пока) меня не покидает мысль, что все-таки он мастер ташкентской школы со сложившимся стилем и особенностями авторского почерка...



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Не знаю, как это объяснить, но на каком-то подсознательном, сильно подсознательном уровне чувствуется... Нет, не фальш, упаси Боже! Но словно ташкентский мастер играет в мастера риштанского. Слишком выверенный узор, слишком все рассудочно... Словно Усто боится лишний раз коснуться кистью белизны ангоба.



Блюдо риштанского образца. Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Кстати, а знаете, что изначально рисунок на лягане совершенно других цветов? Например, белоснежный фон, который дает "ангоб" (смесь глины и кварца) изначально угольно черный! После первого обжига он приобретает белизну яичной скорлупы : )) Затем наносится узор: зеленая краска вначале была коричневой, коричневая изначально является красной и т.д. Нельзя не восхищаться опытному глазу керамистов, которые еще при создании узора уже видят изделие таким, каким оно станет после обжига.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Наконец-то мы добрались до ляганов Усто Тураба, выполненных в естественном для него стиле : )) Еще один "глазастый" ляган. Кстати, мне одной он напоминает мексиканскую черепушку-калаверу? ; ))



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

И сине-зеленая гамма встречается в работах ташкентской школы. Но гравировка-чизма и крупный рисунок в центре композиции не позволит спутать ташкентский ляган с каким-либо другим : ))



Абдулла Акрамов. Ташкент, 1938г.

Одна из двух работ Усто Абдуллы Акрамова. Мне очень нравится это прихотливое многоцветие : )) Все-таки нужно обладать вкусом и отточенным чувством меры, чтобы так смело сочетать в росписи теплые и холодные цвета.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

О, а вот петух мне нравится больше павлина : )) Видимо, просто Тураб Миралиев чувствует себя увереннее как рисовальщик.



Абдулла Акрамов, Ташкент, 1938г.

И второй ляган мастера Абдуллы. Я очень рада, что открыла его для себя. Увы, в сети исчезающе мало сведений о мастерах-керамистах... Очень хочу раздобыть несколько книг, думаю, они могли бы помочь мне. Но пока тоже все в процессе, эх.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г.

Очередной "глазастик" от Усто Тураба! : )) Не знаю, чем больше я в них вглядываюсь, тем больше мне кажется, что у каждого свое выражение лица, характер и даже пол : )) Если первый - мудрый и хитроватый старичок, "сахарный череп" - роковая красотка, то этот - очень любопытное и юное создание, которое смотрит на мир широко распахнутыми глазками. Я бы такой в школе повесила : ))



Тураб Миралиев, Т.Камал. Ташкент, 1936г.

Табличка вызвала интерес и некоторое недоумение. Мастера совместно работали над росписью? Или просто нельзя точно идентифицировать автора? К сожалению, смотрители помочь в этом вопросе не смогли, каталог я полистала, но там тоже ничего.



Тураб Миралиев. Ташкент, 1936г. (?)

Еще один ляган неопределенного авторства. Смотрела-смотрела - и не знаю, то ли мастер продолжил эксперименты, то ли действительно кто-то другой расписывал. Впрочем, под конец от впечатлений и эмоций голова настолько шла кругом, что пришлось присесть на скамейку, обтянутую пестрым адрасом : ))




Общий вид зала с керамикой. Про игрушки я расскажу в следующий раз - они заслуживают отдельного поста : ))




Как же огорчает меня этот желтый фон и тусклый свет : (( Хотя осветителям следует отдать должное - при фотографировании практически ни один ляган не бликовал и только два-три были в тени висящих рядом.













Напоследок несколько коллажей - это моя слабость ; )) Но мне почему-то кажется, что вот так ляганы смотрятся совсем ошеломительно, дополняя и усиливая эффект друг от друга.












  Спасибо большое музею за организацию этой замечательной выставки! Напоминаю - она длится до 25 сентября, так что у желающих посмотреть на это чудо есть еще неделя : )) К сожалению, в экспозиции не представлены многие керамические школы Узбекистана - прежде всего мой обожаемый Шахрисябз, строгий Хорезм, мерцающий Гиджуван... Остается только надеяться, что и впредь будут выставки подобной тематики.
  Если вы дочитали это до конца, вы герои ; ))

выставки, красота, керамика

Previous post Next post
Up