"Гений" - англо-американская картина о дружбе между Томасом Вулфом и его издателем Максвеллом Перкинсом, который явил миру не только творчество Вулфа, но и Фицджеральда с Хэмингуэем.
Про Перкинса до фильма я не знала ровным счетом ничего и даже не подозревала о его существовании, хотя, конечно, понятно, что каждого автора кто-то издавал. Вулфа никогда не читала и какое-то время считала его плодом воображения Рэя Брэдбери, который в своем рассказе "О скитаньях вечных и о земле" с помощью машины времени украл Вулфа с его смертного одра, дал ему возможность написать в будущем роман о путешествии на Марс, а потом вернул обратно, ибо всем известно, к чему может привести (не)состоявшаяся смерть даже бабочки (что уж тут говорить о людях). Потом, разумеется, поняла, что Вулф - реальный человек, а после "Гения" подумала, что "Скитанья" Брэдбери - это не только дань уважения автору, но и в некотором роде дружеский шарж, потому что брэдберевский рассказ обыгрывает вулфовскую энергичность, экспрессивность, писательскую плодовитость - и страсть к многословию.
Так вот, о фильме про многословного Вулфа и про его дружбу. "Гений" - это стандартный, не лишенный приятности и некоторой доли клюквы байопик, который очень украшают присутствие Колина Ферта, приглушенные тона и сдержанная манера съемки. До какого-то момента кажется, что кино про дружбу громкого и беспардонного Вулфа с молчаливым Перкинсом - это та же
"Зеленая книга", только без фирменного юмора и палитры оттенков. Потом, когда появляется намек на второе дно и становится понятно, кто тут гений и в чем его гениальность, фильм перестает быть простым изложением событий, приобретает немного полифонии и образности и от этого только выигрывает.
По моим ощущениям "Гений" - на 6,5 (или на 6,75, берем мельче) из 10 по шкале Кинопоиска. Мне понравилась сама тема дружбы между автором и редактором, изнанка профессии, изматывающие споры о том, надо выбрасывать тот или иной кусок или не надо. Хорошо передана атмосфера Америки тридцатых годов: шляпы, плащи, телеграф и газеты вместо воцапа и отзывов в интернете. Проблемы отношений творческого или просто очень увлеченного своей работой человека с окружающими нарисованы довольно крупными мазками, равно как и второстепенные персонажи, но для байопика такой формат, думаю, самое то. Актеры похожи на своих прототипов если не физиономией, то хотя бы типажом, что фильму в плюс. Не поняла, почему режиссер так много внимания уделяет ногам - сотням ног неизвестных прохожих, притоптывающим или неподвижным ногам главных героев - но раз он уделяет, то это, наверно, что-нибудь да значит? К самому Вулфу в исполнении Джуда Лоу отнеслась скорее с антипатией несмотря на всю его переполненность жизненной энергией и органичность образа: слишком он, эээ, Стива Облонский, который является одним из самых моих нелюбимых персонажей. А Перкинс, конечно, человек-скала и не может не вызывать уважения и приязни. Озвучка великолепная (местами, когда в кадре появляется и Фицджеральд с лицом Гая Пирса, - просто "Король говорит"). Эпизод с финальным письмом - клюква клюквенная, хотя, конечно, понятно, что режиссер им хотел сказать. Еще в фильме довольно много читают Томаса Вулфа вслух, но я как-то его творчеством по этим отрывкам не прониклась.
В общем, для приятного вечера любования Колином Фертом фильм вполне себе, но, как мне показалось, без искорки.
К отзывам на фильмы