Очень свежее кино

Oct 16, 2019 01:16


"Паразиты" (2019)
Если не считать нескольких аниме, то с азиатским кинематографом я знакома по двум лентам: японской "Никто не узнает" (необычный медитативный фильм о городских маугли; он основан на реальной истории беззаботной мамаши, которая усвистала восвояси, оставив четверых детей на съемной квартире) и южнокорейским "Паразитам" - настолько новым, что они еще не сошли с большого экрана. "Никто не узнает" я смотрела очень давно, но впечатления хорошо помню до сих пор, потому что фильм действительно нестандартный: очень японский, с долгими зависаниями камеры на веточке сакуры или лучике света, с тишиной в кадре и с типично японской безэмоциональностью подачи - сплошной разрыв шаблона."Паразиты" в этом плане ближе к европейскому кино, хотя корейский колорит в них, безусловно, тоже присутствует.

"Паразиты" - это история о том, как одно семейство (отец, мать и их сын и дочь студенческого возраста), обитающее в полуподвальной вонючей квартире и подключающееся к соседскому вайфаю (за неимением собственного), решает наладить свою жизнь, а начинается это налаживание с того, что сын временно заменяет своего друга-репетитора, дающего уроки старшекласснице из богатой семьи, и не собирается на этом останавливаться. Из-за того, что очень скоро останавливаться не собирается никто, на экране получается безумный коктейль из социальной драмы, авантюрной комедии, эпизодов в духе корейского Тарантино, элементов фильма-катастрофы (весьма реалистичного к тому же), злой сатиры на существующее в данный момент положение дел и философской притчи. Привлекательности "Паразитам" добавляют очень бодрый сюжет с несколькими непредсказуемыми поворотами, нагнетание саспенса, словно в кошмарном сне, съемка, которая с помощью цветовой гаммы оттеняет происходящее на экране, отличное звуковое сопровождение, классный дубляж и бонусом - актеры, которых ты видишь впервые и не думаешь о всех их предшествующих ролях. А самое классное в "Паразитах" - это, конечно, неоднозначность персонажей, которые по ходу действия не раз раскрываются с неожиданной стороны. Каждого из них в какой-то момент жалко, каждому (ну,или почти каждому) симпатизируешь и желаешь успеха, а потом с тем же энтузиазмом думаешь о нем "вот жеж ты тварь! разве так можно?". И игра контрастами тоже очень хороша: перед зрителем разворачиваются эпизоды из жизни в богатом особняке и в квартирке, где запросто может прорвать канализацию, холодок или взаимное раздражение в отношениях вдруг сменяется теплотой, антагонизм превращается в сотрудничество, а потом снова в противостояние, и тут в общем-то ничего и не скажешь кроме того, что жизнь - это тайна.

И, конечно, этот финал и чудная экзистенциальная нотка, ощутимая (лично мной) на всем протяжении фильма... для гурманов от кино.

Если прибегнуть к шкале Кинопоиска, то фильм все же на 7 баллов из 10, но это такая бодрая семерка с блеском стали во взгляде.


"Джокер" (2019)
Вот и я оскоромилась: посмотрела кино по комиксам. Если ты не чужд интернету и современному кинематографу, то очень сложно хотя бы не знать, что есть такие марвеловские (и не только марвеловские) комиксы с кучей персонажей (правда, их я все-таки не перечислю), а среди персонажей имеется форменный злодей Джокер с белым гримом и жуткой улыбкой на лице. Одноименный фильм этого года предлагает одну из версий становления этого злодея и, надо сказать, к комиксам кино не имеет вообще никакого отношения - собственно, поэтому я на него и пошла, прочитав во френдленте пару рецензий от людей, которые плохого не посоветуют и в целом совпадают со мной по предпочтениям.

Согласно трактовке режиссера, (будущий) Джокер - это уже не очень молодой мужчина с психиатрическим диагнозом: он дисциплинированно пьет таблетки, ходит на встречи с социальным работником, заботится о больной матери, работает то уличным, то больничным клоуном и мечтает стать стендап-комиком. В отношениях с коллегами у него не все гладко, потому что он откровенно странный, случайные прохожие с недобрыми помыслами тоже улавливают эту его странность и не стесняются воспользоваться этим, и однажды спина верблюда ломается - не под соломинкой, а под хорошим таким бревном, но никому от этого не легче. Хоакин Феникс, исполняющий главную роль в этом индустриально-мрачном фильме о гетто в мегаполисах и душах людей, в принципе мог бы не произносить ни одного слова, потому что он потрясающе передает состояние своего героя одной лишь пластикой: можно просто смотреть, как Артур, ссутулившись, тащится по грязной лестнице, сидит у кровати матери, курит в своей комнате, мчится поздним вечером по перрону, танцует в жутко грязной кладовке или, раскованный и энергичный, выходит на сцену, и все становится понятно и так. Хотя, надо сказать, его интонации тоже весьма выразительны и способствуют более полному созданию образа. Да, Феникс - сильная сторона "Джокера" (ха-ха, каламбур). Атмосфера у фильма тоже отменная: темные улицы, на которых бесчинствует толпа, раздолбанный лифт в доме Артура, тесные комнатенки, дребезжащие вагоны метро - и лоск и роскошь светских мероприятий, холодный простор дворов при особняках, холеные мужчины и элегантные женщины, а рядом, через пробел, - улыбка соседки по этажу или перебрасывание репликами с приятелем: чем-то это противопоставление напоминает "Паразитов" (хотя тут смысл у него совсем другой, и "паразитной" тонкости ему не хватает).

Имеется в "Джокере" и то, что меня так выморозило в "Острове проклятых": финт (и даже не один), из-за которого возникает ощущение, что режиссер всю дорогу тебя дурачил, а доброй части описанного в фильме и вовсе на самом деле не было. На этот раз к такому приему я отнеслась гораздо спокойнее - и даже с интересом, ну потому что он тут и впрямь на своем месте: хорошая ложка безумия в кино о безумии - то, что надо. Еще культуре стендапа уделяется достаточно внимания, но это внимание не помогло мне понять и оценить стендап как явление: как я таращилась на комиков, словно баран на новые ворота, так и таращусь.

В целом же, несмотря на дифирамбы в адрес Феникса, городской атмосферы и используемых финтов, "Джокер" меня не тронул. Не мое. Не на моем языке рассказана история, хотя художественный уровень (исполнения) у нее очень даже. Мощно, можно сказать. Как-то он к уму обращен (исключительно в моем восприятии), а этого для художественного произведения мало. Кроме того, лекала у "Джокера" все же довольно стандартные - особенно если сравнивать с "Паразитами", ха-ха. При всех финтах колея ничем не удивила и Америки не открыла. И не без клюквы фильмец: несколько раз меня прямо царапнуло - ну не бывает так, не такие уж все вокруг и идиоты, чтобы пропустить очевидное. Что до смысловой части, то темы, конечно, затрагиваются важные (грубо говоря, магистральная тема тут одна - (не)бережное отношение людей друг к другу и то, куда все это может завести), но я точно знаю другие произведения, в которых те же темы раскрываются в более интересном и свежем ключе - вот только названия сейчас на ум не идут, потому что в башке царит ночной Готэм.

Что ж, значит, в какой-то мере "Джокер" все-таки впечатлил.

К отзывам на фильмы

сценическая магия, кино

Previous post Next post
Up