Автобиографии Салии Кахаватте и Хелены Адамс Келлер

Jul 24, 2019 22:52

Салия Кахаватте - ныне здравствующий немецкий ресторатор и бизнес-коуч с корнями из Шри-Ланки, а Хелен Адамс Келлер - американская писательница и активистка, умершая почти в девяносто лет за год до рождения Салии *смотрит в гугл и удивляется*
Что общего между этими двумя людьми? ну, помимо того, что они написали свои биографии
(при желании вопрос можно считать мини-викториной и писать свои версии в комментах)

Общее же между ними то, что они оба рано потеряли зрение (Салия - во время учебы в старшей школе, благодаря операции сумев сохранить остаточное зрение, а Хелен в полтора года после инфекции вместе со зрением лишилась и слуха). Но несмотря на это - и благодаря помощи близких, наставников и друзей - они оба получили образование (не в специализированном учреждении, а в обычном - точнее, в случае Келлер "не только в специализированном, но и в обычном") и нашли свое дело жизни. И еще написали автобиографии, да. Сила духа обоих меня восхищает примерно одинаково (хотя, если быть до конца честной, то история Хелен Келлер впечатляет больше хотя бы из-за того, что в ее распоряжении было меньше и физических ресурсов, и ресурсов, позволяющих облегчить жизнь), но вот к книжкам отношение разное.

Книжка Кахаватте, который знаменит тем, что благодаря титаническим усилиям полтора десятилетия успешно скрывал свою почти полную слепоту от работодателей, приятелей и даже любимых женщин, называется "Свидание с жизнью вслепую", и по ней снят фильм, который в оригинале называется так же, как и книга, а для российского проката название перевели как "Не/смотря ни на что" (удачно, как по мне). Между фильмом и книжкой традиционно общего очень мало: легкое и душевное кино на хорошем образном языке рассказывает о жизни Салии в самых общих чертах, и сравнивать с биографией его бессмысленно (но посмотреть стоит). Книга же повествует о тех сторонах жизни бармена-бизнесмена-коуча, о которых в кино и намека нет (алкогольная и наркотическая зависимость, тяжелая болезнь в 23 года), и, конечно же, содержит больше деталей об обучении в школе, о работе в ресторанах, о поисках своего пути после того, как стало ясно, что больше водить всех за нос и притворяться зрячим не выйдет. Уж не знаю, чья это заслуга - автора, переводчика или редактора - но по книжке очень чувствуется, что Салия - тренер: основная мысль каждого отрывка выделяется жирным шрифтом, чем настойчиво продалбливает дырочку в твоей голове. Очень мне это не понравилось - не столько из-за упорных повторений, сколько из-за организации текста: ладно бы эта мысль повторялась в начале или конце отрывка, но нет: жирный абзац может находиться вообще где угодно, без всякой связи с окружающим его текстом. Художественными достоинствами "Свидание" не блещет: по форме она - стандартная автобиография, неотличимая от многих других. Не сказать, чтобы я пролистывала книжку, но в не самые драматичные моменты читала с интересом уровня "ниже умеренного". Но это все придирки к форме; что до сути, то, конечно, история Салии увлекает - и шри-ланкийским колоритом (кажется, впервые имела дело с изложением мыслей буддиста от первого лица), и сведениями о немецкой социальной системе, и рассказами о тех, кто был рядом с Салией на каждом этапе его жизненного пути, и просто разными эпизодами из нетривиальной жизни молодого человека, упорству и целеустремленности которого можно только позавидовать: я за всю свою трудовую жизнь не получала столько отказов, сколько он - за первую попытку поиска работы.

В общем, не могу сказать, что рекомендовала бы книжку всем, но тем, кто интересуется мотивирующими историями преодолений от первого лица, почитать можно. Но лучше фильм. :)

Автобиография же Хелены Адамс Келлер называется куда проще: "История моей жизни". Охватывает эта история детство и юность (а как складывалась жизнь Келлер в дальнейшем, я, признаться, без статьи в Вики не скажу), и понравилась мне "История" ужасно. Во-первых, в отличие от бизнес-литературы Кахаватте, она написана хорошим языком и поэтична по сути, из-за чего оказалась мне ближе, чем "Свидание". Во-вторых (вероятно, из-за мастерства автора), она действительно приоткрывает завесу над миром слепоглухого человека, погружая читателя в восприятие жизни через запахи, прикосновения и ощущения, и, признаться, это именно то, чего я ждала от обеих книжек. Не думаю, что Хелен Келлер специально выбирала лексику кинестетика: просто она так жила, так чувствовала мир (и себя в нем) и просто рассказала об этом. В-третьих, в "Истории" много юмора, остроумных и современных замечаний о жизненных реалиях (и не скажешь, что автор описывает последние двадцать лет девятнадцатого века) - и, главное, много ощущения красоты окружающего мира и радости бытия (во многом благодаря наставнице Хелены Энн Салливан, которая была рядом со своей воспитанницей почти полвека, до самой своей смерти). Очень светлая книга. История Салии именно что мотивирующая (и для меня в этом слове есть оттенок искусственности), а жизнь Хелен в ее собственном изложении - это просто жизнь, сложная (куда ж без этого), естественная и прекрасная. И потрясающая. Потому что, по-моему, научиться как-то взаимодействовать с миром, будучи совсем крохотной девочкой без зрения и слуха, дружить и ссориться с друзьями по детским играм, общаться с родителями и допекать их своими хулиганствами, а потом мало того, что получить образование, так еще и научиться говорить и сделать еще много того, что сделала Хелен Келлер, - это потрясающе.

Должна сказать, что от "Истории" я ожидала немногого: мне казалось, что книга будет тяжеловата для восприятия из-за устаревшего языка, реалий и так далее, и взялась я за нее практически из чувства долга. Но в итоге у меня ощущение, будто я познакомилась с неуемной девчонкой, которая читала те же книжки, что и я, которая так же упивалась летней жарой, наслаждалась сумерками, каталась с горки, любила лазать по деревьям, зубрила даты по истории, не понимала геометрию и все такое прочее.

Еще, конечно, было очень увлекательно почитать про систему вступительных экзаменов, которая перекликается с теми экзаменами, что сдавал герой "Загадочного убийства собаки", повылавливать всякие признаки эпохи в виде слуг-негров, повстречать незнакомые слова (вот некоторые уже вылетели из головы, хотя я прямо заучивала их, чтобы потом посмотреть, что они означают), постыдиться своей необразованности, когда Хелен перечисляет свои любимые произведения, знакомые мне только в виде названий, узнать о людях, которые столько сделали для адаптации процесса обучения к нуждам незрячих и неслышащих... Но все же главное в "Истории" - яркая личность Хелены Адамс Келлер.

ИМХИ по книжкам

жизнь, люди, книги

Previous post Next post
Up