Jul 13, 2016 22:56
"Мы оба знаем, что в конце концов она его убьет".
Это фраза не о жестокой даме-киллере из детектива, где автор нагнетает атмосферу всеми доступными способами, а о буднях нейрохирурга, где один "он" - это врач, другой - пациент, а "она" - опухоль со сложным названием. Пожалуй, главное впечатление от этой книги - сосватанной мне, разумеется, тыжврачом ;) - это понимание того, насколько удивителен человеческий организм, даже (или "особенно") если ты смотришь на него, т.е. в него, т.е. прямо в мозг, через крохотный окуляр операционного микроскопа, отчего артерии вызывают ассоциации с арками кафедрального собора, а потоки крови небезосновательно кажутся смертельно опасными водоворотами, и насколько этот организм хрупок - ведь повреждение размером меньше ногтя может парализовать половину тела или лишить человека дара речи - и даже возможности понимать речь. Не менее интересны и описания изнанки врачебной работы, и этим доступным и в то же время достаточно подробным описанием медицинских будней в сочетании с психологичностью "Не навреди" похожа на производственные романы Артура Хейли. Кроме того, мне в принципе нравятся нехудожественные книги в стиле заметок от первого лица, где рассказы о событиях дополнены размышлениями на разные темы - хотя, если честно, читаю я литературу такого рода не слишком часто, - и книга Генри Марша, получившаяся из его дневниковых записей, является достойным представителем своего жанра: в ней есть и жизненные наблюдения (уж чего-чего, а таких наблюдений у человека, работающего с людьми, всегда предостаточно), и самоирония автора, и описание всяких забавных моментов... и моменты совершенно пронзительные, в которых сочетаются и горе, и радость, и надежда, и отчаяние, и трезвая оценка происходящего, и глубина и достоинство тех, кто по роду своей деятельности (это я о врачах) или по стечению обстоятельств (а это - о пациентах) постоянно сталкивается с жизнью и смертью.
Интересно, что как раз когда я читала "Не навреди" (очень быстро, кстати, читается, за три дня в транспорте и дома), у меня в контактерской ленте новостей всплыл чей-то перепост - перепост сообщения человека, у которого что-то плохое случилось с родственником, и вот автор поста взывал к народу примерно в таких формулировках: "уже неделю мой родственник лежит в коме в такой-то больнице, хочу с этим что-то сделать, и, если знаете врачей, которые не пинают балду, а лечат, срочно напишите мне". Понятно, что в сложной ситуации и не так будешь выражаться (к слову, и сам Генри Марш, оказавшись в роли родственника пациента, даже уже будучи врачом, думал о своих коллегах примерно так же), но, право, врачи заинтересованы в успехе не меньше, чем пациент и его семья, и никто никому вред специально не причиняет.
И еще: сегодня я сильно возмущалась, что театр не по-джентльменски себя повел, напредлагал всяких привлекательных условий, которые я долго согласовывала с авторами, а потом в кусты слинял, и я теперь себя по-дурацки чувствую, т.к. должна объяснять правообладателям про отмену таких многообещающих показов, а потом вспомнила, как нейрохирургам и врачам вообще приходится сообщать людям о безнадежности дальнейшего лечения или о неудачных (назову их неудачными, хотя после книжки Марша думаю, что это слово не очень-то сюда подходит) операциях, и как-то успокоилась.
Настраивает на философский лад книжка-то. А как же иначе, ведь она о людях и о профессионализме, о смерти и о жизни.
жизнь,
люди,
книги