Mar 13, 2009 13:42
Перечитывая Ю.П.Малинина о средневековом «духе совета» я задумался, а правильно ли мы понимаем смысл и роль «советов» в тексте LOTR?
Что сразу бросается в глаза…
Помните: «Pride would be folly that disdained help and counsel at need» - утверждает Дэнетор. Но проблема в том, что именно это и происходит - Дэнетор следует лишь «своему собственному совету», а ведь это воспринималось как знак смертного греха - гордыни. Как Ф. де Коммин, пишет о герцоге Карле - он «столь возрадовался и возомнил о своей славе, что впоследствии дорого заплатил за это, ибо никогда больше не пользовался советами других людей, но только своими собственными». О том же пишет и Тома Базен: «Был бы он мужем большой и возвышенной души, если бы мог свое величие умерять, пользуясь советом. Но он, как часто это бывает с государями, вверился своему уму и совету, обычно отбрасывая здравые советы других… что и принесло ему погибель». А Дэнетору не только смерть, но и буквально - безумие…
А принятие совета, расценивалось как проявление важной христианской добродетели - смирения.
Вообще же совет воспринимался едино с действием - «помощь и совет» составли как бы единое нерасчленяемое понятие. А это заставляет иначе взглянуть на роль эльдар в происходивших событиях - она более активна, нежели это представляется мировоззрению наших современников. Элронд и Галадриэль постоянно поддерживают Хранителей советом, даже и не находясь с ними рядом. Так, например, Арагорн «принимает совет» Элронда воспользоваться тропами мертвых. Совет воспринимался как действенная помощь - ничуть не менее ценимая, чем помощь материальная, помощь делом. Современный же человек четко различает слово и дело.
Любопытно вот еще какое замечание - совет был качеством, достоинством человека, которое предполагает его склонность советоваться и способность давать мудрые советы и которое является даром Господним, свидетельствующем о мудрости человека. Эта особенность, которая наиболее чужда современному пониманию совета.
Будет думать дальше…
Толкин