45 лет назад, с 1-го по 10-е августа 1977-го года в палаточном лагере на берегу уральского озера Тургояк состоялся OrSEJT-19 (19a Orient-Sovetia Esperantista Junulara Tendaro = 19-й Восточный всесоюзный лагерь молодых эсперантистов), кстати, самый первый OrSEJT и мой первый лагерь, в нашем кругу обычно по-русски называемый тендарием.
Так первый или 19-й? Я уже писал в первой подборке про SEJT-23 (читать здесь
https://kronikisto.livejournal.com/291.html) и повторю сейчас, что с нумерацией и названием совершенная путаница, потому как самый первый SEJT получил не первый, а девятый номер, ибо задумывался он, как молодёжная версия бултийского тендария BET, до сих пор ежегодно проходящего попеременно в трёх странах Балтии с новой расшифровкой. Поскольку было бы странно провести в Литве два девятых BET-а, молодёжная тусовка была переименована в SEJT-9 и таких сэйтов было десять - от 9-го в Литве в 1967-м году, до 18-го под Тихвином в 1976-м, когда было решено для сокращения транспортных расходов участников проводить ежегодно две тусовки – на западе (OkSEJT) и востоке (OrSEJT) Союза, а старую балтийскую, нумерацию решили продолжать, так что в 1977-ом году вместо OkSEJT-1 и OrSEJT-1 состоялись OkSEJT-19 и OrSEJT-19.
Это мы видим и на эмблеме, разработанной Верой Добрыдиной (ныне Полищук). Тогда она возглавляла миасский клуб эсперанто и серьёзно занималась туризмом и альпинизмом.
Как я отметил в прошлой записи о REVU-15 в Перми (
https://kronikisto.livejournal.com/1815.html), я сознательно решил нехило потратиться на летний лагерь, чтобы, наконец, заговоритьть эсперанто. Удалось ли это мне, напишу в конце, а пока взгляните на полуистлевшее от времени приглашение на тургоякский тусняк, на который без наличия справки об отсутствии инфекционных заболеваний, оказывается, попасть было никак нельзя. Ну прям как при недавней пандемии короновируса.
Мою фамилию написала сама Людмила Леонидовна “Люся” Новикова, наиболее известная эсперантистка на Южном Урале. Горжусь!
Добирались мы из Тюмени поездом через Свердловск, Челябу и Миасс.
Из Миасса поехали автобусом до посёлка Тургояк. На верхнем фото (качество, увы, хромает) слева в майке стою я, рядом со мной “nia kara prezidanto” и мой однокурсник Рашид Сулейманов. (Спасибо Зое Буйваренко за фото)
От посёлка вёрст восемь прошли прогулочным шагом с рюкзаками до места - примерно при впадении речушки (ну, ручья) Липовка в озеро.
Очень красивые места - у меня на родине, в славном граде Камышлове, и в не менее славной Тюмени, где я тогда жил, таких красот не наблюдается. За 45 лет я побывал на паре сотен разнообразных эсперантических тусовок, от Исландии до Алтая, но признаюсь, что по живописности с Тургояком могут сравниться разве что много раз нами посещённые Высокие Татры. Тургояк не зря называют жемчужиной Урала и Уральским Байкалом, вокруг озера с чистейшей водой разбросаны небольшие (700-800 м.) горы и скалы, а на самом озере - острова, из который наиболее знаменит (полу)остров Св. Веры, где сохранился давно заброшенный кержацкий скит и остатки поселения, которому несколько тысяч лет. А рядом с нашим палаточным лагерем - озеро Инышко, в котором по преданию схоронил свой клад Пугачёв, изрядно наследивший в этих местах.
Кусочек топографической карты с Тургояком. Наше тендарэё размещалось на северном берегу примерно там, где написано “база отдыха”.
Перед началом моего фотоотчёта выкладываю ещё три скана: бланк миасского клуба Malakita Stelo (дизайн В. Добрыдиной), конверт с памятной надпечаткой “Восточный советский лагерь эсперанто-молодёжи”, и обложкой книги про Миасс, изданной за год до этого. Есть у меня ещё значок, но он однотонный, золотистый, рельефный, как брайлевские книги - не могу подобрать освещение, чтобы хотя бы что-то стало видно на фото.
Уфф, предисловие закончено, можно приступать.
Paroliga periodo (PP)
Всех участников поделили на восемь групп примерно по 15 человек в каждой; в каждой был преподаватель-руководитель и проводник. Благодаря Люсе Новиковой сохранился список групп, получивших названия уральских минералов:
Ametisto (Евгений Перевертайло, Ташкент)
Arĝento (Диляра Маметова, Тюмень)
Diamanto (Борис Анохин, Усть-Каменогорск)
Malakito (Вера Добрыдина, Миасс)
Oro (Нина Корженевская, Уфа)
Smeraldo (Виктор Аролович, Москва)
Topazo (Людмила Новикова, Миасс)
Turkiso (Владимир Эбель, Барнаул)
Эти десять дней были разделены на две неравные части: трёхдневный турпоход, причём у каждой группы был свой маршрут, и неделя в палаточном городке. Турпоход получил название Paroliga periodo (Разговорный период), задуманный для повышения языкового уровня новичков, при запрете использования русского языка.
Сразу выяснилось, что совмещать поход по категорийному маршруту с изучением языка не очень получалось, хотя наш препод был что надо - Евгений Перевертайло из Ташкента, прекрасно знающий язык, который он использовал и в своей семье. Полгруппы составляли новички, а поход с рюкзаками по гористой местности, приготовление пищи на кострах, мытьё посуды, установка палаток и прочие прелести походной жизни почти не оставляли времени на углубление знания языка, а вечером, после ужина, когда такое время аоявлялось, все уже клевали носом и думали, в основном, только о том, чтобы залезть в палатку, забратьтся в спальник и спать…
Ещё одна интересная особенность - участники групп подбирались из разных городов, не больше двух земляков в одной (у нас, правда, было трое из Салавата). Вот фото нашей группы, сделанное уже после похода, то есть “на базе”.
1. На этой фотографии:
1 ряд. Лев Перевертайло (Ташкент †)
2 ряд. Александр Корженков (Тюмень), Татьяна Илюшина (Зимина, Салават), Владимир Теплинский (Барнаул †), Татьяна Казакова (Салават), Евгений Перевертайло (Ташкент †), Минна Гирш (Барнаул), Игорь Фейгин (Куйбышев) - всех в этом ряду вычислили!
3 ряд. Двое неизвестных, Райфа Кутлубаева (Салават), Владимир Гребенюк (Миасс), четверо неизвестных, Сергей Кишканов (Талгар).
Всего 17 человек, значит двое приблудных.
Десяток комментов к этому фото см. в моём альбоме в ВК
https://vk.com/photo5849838_119718741
2. Всё та же наша гоп-компания, но в походных условиях. Я опять крайний слева.
3. Трудны, так сказать, сычуаньские тропы. Этому снимку просто напрашивается название “Салабон на расслабоне” (Komencanto ripozas). И правда, я был совершенный чечако, то бишь, салабон, а на эсперанто - komencanto (несложно догадаться о добродушных шуточках “дедушек”, типа, “Убей комми!”, которые отпускались, когда мы делали что-то неподобающее традициям нового для нас социума).
4. Что в походах главное? Правильно, покушать, ибо как полопаешь, так и потопаешь. И, извольте заметить, даже бутылочки пива нет, ибо поход, а не вылазка на природу с бухлом и шашлыками.
5. Важная операция под названием “Снятие пробы”. Её осуществляет Диляра Гадирова. Не знаю, почему эта фота вклеена в мой альбом, но отсканировал и выложил.
6. Володя Гребенюк, Таня Казакова и я.
7. Встречались нам по маршруту такие места, куда не каждый полезет. В ВК есть немного комментов
https://vk.com/photo5849838_457240946 (Спасибо Свете Бирюковой за фото.)
8. Но, конечно, были места и поположе. На “Китайской Стене” c Володей Щенниковым из Миасса.
9. Часть маршрута проходила по берегу озера.
На этом заканчиваются фотки с Paroliga periodo. Кстати, для меня это был первый многодневный поход (рыбалку и охоту с отцом и его дружбанами не учитываю), до того я только на выходные с кээспэшниками выбирался, получив в результате отвращение к бардовской песне. А тут неприятных эмоций не возникло, несколько десятков слов запомнил (например, названия групп). А ещё обрёл, как и все участники, значок “Турист СССР”, впрочем, уже давно потерянный.
После возвращения групп с маршрута состоялось открытие тендария (некоторые не участвовали в PP и подъехали только на основную часть). Ну, как грицца, продолжение следует, а пока поздравляю всех участников с 45-летием Золотого сэйта. Почему золотого? Напишу в следующей части.
А пока пишите комменты к фотам, указывайте неназванных участников, делитесь впечатлениями, поправляйте меня.
Зое и Свете dankon за фоты!