Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Здесь было всё душе родное,
И Саламин, и Геликон,
И это море голубое
Меж белых, девственных колонн.
С тех пор душе моей святыня,
О скудной Аттики земля, -
Твоя печальная пустыня,
Твои сожженные поля!
Дмитрий Мережковский
1892 год.
С микенской эпохи к Акрополю поднимались с западной стороны.
Первое, что ты видишь, поднимаясь - это Одеон Ирода Аттика.
Построил его благочестивый гражданин города Афины Ирод Аттика в 161 г. н.э. в честь своей жены. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия. Женился он на молодой и очень красивой женщине по имени Регилла, которая, к сожалению, умерла, будучи совсем молодой. Страдание Ирода Аттика было настолько сильным, что он зарисовал все стены и занавесы своего дома черными, и так продолжалось целый год. Когда он, наконец, оправился от депрессии, он воздвиг в память о своей умершей жене Одеон Ирода Аттика для проведения музыкальных представлений, посвященных ее памяти.
Некогда это было крытое сооружение. Над ним находилась полуконическая черепичная крыша с перекрытиями из ливанского кедра. В нишах были статуи богов и героев древних Афин. Чаша выполнена по примеру театра в Эпидавре. В 267 г. при разрушении Афин герулами, пострадало и это сооружение и больше не функционировало.
Главный вход на Акрополь пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи.
Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м.
Парфенон - один из самых Великих Храмов в человеческой истории, символ красоты, искусства, символ международного фонда наследия ЮНЕСКО.
Возводили его 16 лет (447 - 331 г. до н.э) Здание 69 на 30 метров. Каждая колонна 10м высотой.
Постройка была всенародной. Один ослик, который поднимал стройматериалы на акрополь, был списан по возрасту. Но каждый день он поднимался на скалу, как собака Павлова. Был издан указ, чтобы кормить его за общественный счет. Если от всех боковых колонн провести ровную линию, то линии соединятся на высоте 1460 м над уровнем моря. Если провести линию от угловых колонн, они соединятся на высоте 2200 м. В принципе Парфенон представляет собой усеченную пирамиду. Внутри находилась гигантская статуя Афины 12 м высотой из золота и слоновой кости. На ее изготовление потребовалась 1 тонна золота. В 330 г. н.э. была вывезена Константином Великим в Константинополь и сгорела во время пожара в 5 веке во время правления Византийского императора Феодосия 2. Фидия, создателя статуи до самой его смерти обвиняли в присвоении части золота, хотя он сделал так, что ее можно было разобрать на части и взвесить. Парфенон оставался языческим храмом на протяжении 1000 лет до 5 века н.э. Затем храм превращается в церковь Софии Мудрости божьей. Вход переносится на противоположную сторону. Древний восточный вход не замуровывают, но принципиально не используют.
В 11 веке он стал храмом Афинской Божьей Матери. Это была самая великолепная церковь Афин. В 1018 году Византийский император Василий 2 специально посетил Афины, чтобы полюбоваться на нее. В алтарной ее части находилось изображение святого духа в виде золотого голубя, который все время вращался вокруг светильника. В 1210 году франки захватили Афины, и Парфенон превращается в католический храм. В 1458 году турки-османы захватили Парфенон и превратили его в мечеть. В 1687 году во время осады веницианцами с холма Филопаппа одно из ядер попало в кровлю Парфенона, где находился пороховой склад. Храм буквально взлетел на воздух. Последний удар был нанесен в 1801 году, когда английский лорд шотландского происхождения Томас Элджин по разрешению Константинопольского султана вывезти из Греции несколько скульптурных фрагментов, увез 201 ящик, нагруженный скульптурами, в том числе, 54% фриза Парфенона. Все находится сейчас в Британском музее, которому лорд Элджин продал все в 1815 году, и спор за элджинский мрамор продолжается до сих пор. В 1834 году, когда Афины стали столицей Греции, началась реставрация. В 1890 году раскопки достигли уже материнского холма. В античности применялась сухая кладка, части колонн соединялись между собой свинцовыми стержнями. Блоки соединялись между собой с помощью специальных пазлов, которые держали здание при землетрясениях, взрывах. В 1828 году турки-османы укрепились на Акрополе. Когда у них заканчивались запасы свинца, они выковыривали крепления и переливали их на пули. Когда греки узнали об этом, они послали им свинец, чтобы они не трогали сооружения, которые и так «дышали на ладан». В современной реконструкции свинцовые крепления заменены на титановые. Ведется очень тонкая работа с применением лазерных технологий. Мраморные блоки подгоняются иногда не по цвету, не по данным радиоуглеродного анализа, а по запаху. Завершить реконструкцию планируют к 2025 году.
Если Парфенон являлся воплощением силы, мощи и богатства афинского Морского Союза, то Эрехтейон был хранилищем основных святынь.
Здесь находились остатки саркофага первого правителя Афин Кекропса, остатки ларца, который был сделан самим богом Гефестом, камень от удара трезубца Посейдона. На заре создания Афин, город назывался Кекропия, и жители кекропиды. Это было время правления царя Кекропса - полумифического создания. До пояса у Кекропса было человеческое тело, а ниже извивались змеиные хвосты. По одной версии он ушел под землю, которая его породила, по другой - был похоронен на месте, где сейчас находится портик Кариатид. Именно при нем произошел спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой. Собрались все жители города и решили, чей божий дар принесет больше пользы городу, тот и победит. Тогда Посейдон ударяет своим трезубцем в скалу и появляется 3 отметины, откуда начинает литься морская вода. Когда копьем ударила Афина, выросло оливковое дерево. Жители города сочли, что соленая вода им ни к чему и выбрали Афину.
Храм был назван в честь сына Кикропса - Эрехтея, второго царя Афин. Главная святыня, которая хранилась в храме - это деревянная статуя богини Афины Паллады, которая, согласно преданиям, упала с неба. Долгое время эта статуя находилась в Трое. Было предсказано, что Троя падет, когда палладий покинет стены города. После похищения Одиссеем и Диомедом палладия, Троя пала через некоторое время под ударами греков. Каждый год процессия приходила сюда, чтобы нарядить статую в пеплос, сотканный лучшими мастерицами Афин из самых тонкорунных овец. Главной фишкой храма является портик кариатид.
Каждые три кариатиды правой стороны являлись зеркальным отражением кариатид с левой стороны. Каждая кариатида имела индивидуальные черты лица и драпировки одежды. Образ кариатид позволили восстановить раскопки на вилле императора Адриана в 1952 году неподалеку от Рима. Копии кариатид он заказал для своей виллы. 5 Кариатид находятся в музее акрополя, шестая - в британском музее, вывезенная Элджином.
Высота каждой статуи 2 м 76 см. Прическа и корзинка на голове кариатид - это функциональное приспособление, чтобы удержать крышу. Прическа усиливает тонкую шею, чтобы удержать колонну. Строить храм начали в 421 г. до н.э. в 406 до н.э. - закончили. Была в нем и церковь, и административное помещение, во времена турков - даже гарем афинского паши. С первого раза его даже не удалось восстановить, так как к моменту реставрации он представлял собой груду камней. Современная реконструкция считается более или менее достоверной. Фриз представлял собой непрерывную ленту из серого камня с белыми мраморными фигурами. Это были изображения местных подвигов, которые относились к мифологии древней Аттики. С левой стороны от храма находилась бронзовая статуя Афины - Воительницы с копьем и щитом высотой 12 метров. Кончик копья был виден с кораблей, которые прибывали в Саронический залив. Оливковое дерево растет на том месте, где его посадила богиня Афина. Во время греко-персидских войн это дерево погибло. Современное дерево было посажено в 1967 году, чтобы продлить преемственность этой традиции.