Сегодня ночь была особо тёмной - ни звёзд на небе, спряталась луна.
Вдруг голос в темноте глухой, утробный: - Распалась Русь, не наша в том вина!
- А помнишь, князь, как Русь мы собирали? Русь ширилась, как вешняя заря.
И сколь людей при этом потеряли, - выходит, полегли они зазря.
- Ты прав был, Грозный, в рать идя к боярам - от них вся смута на Святой Руси.
Бориска Годунов дал волю сварам, Бориска ж пропил, Господи прости!
- Да, тяжеленько Русь мы собирали... пришёл такой и мигом развалил.
А на дела на наши наплевали. И патриарх, увы, в набат не бил.
- А как тут бить? - вступил в защиту Никон, - чего булгачить люд простой зазря?
- Молчи, святоша! Мог воззвать бы криком и сбросить Борьку-пьяницу - «царя»!
- Ты, Пётр, привык решать дела топорно - не всё так просто, как ты говоришь.
Сам начудил и было не зазорно - сам бил колокола... Чего молчишь?
- Всё в дело шло. Нам пушек не хватало - то турки с юга, а то Карл с войной…
А медь для пушек - вот вам и Полтава... - а после плен. Обходишь стороной?
Вмешался Ярослав, прервав их споры: - Что не вернуть, чего о том тужить?
У них идут сплошные разговоры, но некому сейчас в набат здесь бить!
Доспех поправил Александр Невский: - Да, болтунов у них хоть пруд пруди!
И каждый мнит, что выступает с блеском, и темнота, похоже, впереди...
Чуть посветлело небо на востоке, затих великосветский разговор.
Не слышит Русь тяжёлые упрёки, живя под стягом с надписью «Позор».
Борис Кокушкин
8 сентября 1862 года, на другой год после отмены крепостного права в Великом Новгороде был торжественно открыт памятник «Тысячелетие России» при участии императора Александра II с семьёй, приближённых, представителей разных сословий со всех губерний России.
Год установки памятника выбран не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашён в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии, посвящён не одному человеку, а всему народу.
Как создавался памятник, и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нём изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к самым интересным и любопытным фактам. Уникальная возможность проверить себя и знания истории своей страны на примере отдельно взятого монумента, аналогов которому в мире нет.
Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трёх ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность». Верхний ярус - православие. Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел
Ангел с крестом в руке - олицетворение православной церкви, а коленопреклонённая женщина - олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава.
Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862». Средний ярус - шесть эпох государства Российского. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства согласно официальной историографии того времени.
Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
Рюрик в центре, слева Владимир, справа Дмитрий Донской
Рюрик - основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь. Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» - по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается: 6370 - 5508 = 862 год нашей эры.
За ним справа находится языческий бог Велес за лежачим татарином
Божество Велес согласно теории «основного мифа» - одно из центральных божеств в славянской мифологии, змей - антагонист Громовержца Перуна.
Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году. Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.
Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Куликовская битва, 1380 год. Дмитрий Донской в правой руке держит шестопёр, а в левой - бунчук, попирает ногой побеждённого татарского мурзу.
Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.
Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти - бунчук.
Рядом лежат побеждённый в битве литовец
и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом.
На заднем плане фигура сибиряка - символ грядущего освоения Сибири.
Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых.
Михаил Фёдорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
Пётр I - основание Российской империи, 1721 год
Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений - крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга.
У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя.
Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принёс на Русь христианство. Пётр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побеждённые монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлён на второй по значению древнерусский город - Киев.
Нижний ярус - выдающиеся персонажи русской истории.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развёрнуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Пётр Клодт - известнейший мастер своего времени.
Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента.
Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнёсся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории.
Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрёл свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители - 31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.
фото кликабельно
Государственные люди - 26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.
фото кликабельно
Военные деятели и герои фото 36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие.
фото кликабельно
Писатели и художники фото 16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.
фото кликабельно
10 часто задаваемых вопросов о памятнике:
1 Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?
На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.
2 Почему памятник установили в Новгороде?
В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь ещё свежа память о восстании декабристов, а всё царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И всё же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».
3 Почему автором памятника стал не скульптор, а художник?
Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадёры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию. О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал своё поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина.
А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трёхъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям. Когда, по задумке Микешина, трёхъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намёк на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несёт в себе внутренний конфликт.
4 За что критиковали проект памятника?
В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пёстрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.
5 Кто работал над памятником?
Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа.
Но в реальности сделать такую работу втроём до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трёх лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет.
А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом 20-летний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.
6 Насколько дорогим был памятник?
Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.
7 Как сложилась дальнейшая судьба авторов памятника?
Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия.
Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина. Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.
8 Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?
Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнёта».
Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.
9 Что было с памятником во время войны?
В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золочёные листы куполов - всё это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажём. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.
10 Почему «идеологически опасный» памятник всё же восстановили?
Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разорённого Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами. Снова в чести оказались изображённые на памятнике Суворов,
Кутузов,
Румянцев,
Багратион,
Нахимов и др.
Памятник заново открыли ещё до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей. Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие. В своём первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году. Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам. Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным учёным, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьёву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор всё равно был за автором. И он нашёл, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая,
но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России. Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоёв. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован. Фигуры Гоголя,
Лермонтова,
Пушкина
и Грибоедова облачены в римские тоги.
Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклонённой позе, чтобы Пушкин - «наше всё» - над ними возвышался.
Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - ещё куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили? За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утверждённом правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац:
«Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велика, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому всё, что касалось Шевченко, он просто пропустил.
На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой
и его помощников протопопа Сильвестра
и окольничего Алексея Адашева
это - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно. Но ещё более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов. Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть её на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем. Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось.
Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II всё понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить. Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина,
Ольгерда и Витовта
и Кейстута?
Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям. После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнёта» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нём нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин
и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов
и сельский староста Козьма Минин
Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.
«Будь, Россия, всегда Россией и не плачь, припав к другим на грудь.
Будь свободной, гордой и красивой, если нас не будет, будь!
Родились мы в стране самой снежной, но зато в самой нежной стране,
Не безгрешной, правда, но безбрежной, с русской песней наравне.
Разве совесть в лагерной могиле? Будут жить и мужество и честь.
Для того чтоб счастливы мы были, всё у нас в России есть.
Россияне, все вместе мы сила. Врозь нас просто с планеты стряхнуть.
Да хранит Господь тебя, Россия, если нас не будет, будь!»
Евгений Евтушенко
Использованы материалы с сайта moiarussia.ru, википедии, фото из сети
Продолжение:
Памятникам нужен постамент мифа Любой историей задетый уголок Время безвременья Всё проходит, да не всё забывается